Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (710) → А.И. Осипов: «Без веры в душу и ее бессмертие бытие человека немыслимо и невыносимо»

А.И. Осипов: «Без веры в душу и ее бессмертие бытие человека немыслимо и невыносимо»

№5 (710) / 1 февраля ‘13

Ведущий Сергей ЮргинСлово миссионера

В прямом эфире телеканала «Союз» состоялась четвертая встреча с профессором Московской Духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым.


– Вопрос от телезрителя: «В ближайшем будущем ожидается всеобщее чипирование граждан, не приведет ли это к принятию антихриста?».

– Не чипирование приведет к принятию антихриста, а отступление от жизни по Христу приведет сначала к духовному, а затем и видимому принятию антихриста. Само же чипирование явится лишь естественным шагом на пути научно-технической модернизации всей системы жизни общества, в том числе и ее экономической стороны. Ведь проще все документы, денежные средства и оперирование ими перевести с бесчисленных бумаг на микроэлектронный носитель, который можно просто спрятать в свое тело! Такова неумолимая логика этого процесса, и от него не уйдет ни одна страна, ни один народ. Хотя бы потому, что деньги перестанут существовать. Кстати, для этого, скорее всего, не потребуется принятия каких-либо законов.

Но не этой техникой чипирования, или шестерками на штрихкодами, или электронными карточками самими по себе примется антихрист. Чипирование, как и электричество, компьютеры, телефоны, телевидение, и т.д., – все это лишь технические средства, без которых уже не может существовать большая часть человечества, и которые, естественно, использует антихрист для осуществления своих целей.

Антихрист принимается соблазненностью христианина земными «благами», его порабощенностью свойствам антихриста: гордыне, тщеславию, властолюбию, исканию наслаждений, богатства, славы. Это станет причиной того, что большинство даже православных христиан примет сначала духовно, а затем и видимо всемирного царя-антихриста (конечно, помазанника) за Самого Христа. Существенное значение при этом будет иметь тот факт, что непризнание его за Христа повлечет за собой отключение чипа человека, и он юридически перестает существовать как гражданин и лишится всех средств к жизни. И никто под страхом такой же казни не посмеет вступить в контакт с этим человеком. Таким образом, христиане за исповедание Христа будут подвергнуты в прямом смысле слова смертной казни. Ибо, потеряв право на существование, на жизнь, они в лучшем случае умрут от голода среди окружающего изобилия земных благ. Потому так важно христианам, пока не поздно, становиться христианами не просто по форме, а по духу.

– Есть новый звонок – Костромская область на связи.

– Алексей Ильич, какие были расколы в христианстве, и какова основная их причина?

– Основной раскол произошел в XI столетии, когда Рим отпал от Православия. Затем в Католической Церкви произошел очень серьезный раскол в XVI веке, в связи с протестантской реформацией. Наконец, в России в XVII веке – т.н. старообрядческий раскол. Это наиболее крупные расколы в христианском мире. Какова главная причина этих расколов? Как всегда и везде – страсти человеческие, духовный упадок жизни христиан.

Если говорить о католицизме, то здесь с наибольшей яркостью проявилось стремление Рима, прежде всего, его епископа – папы, к господству над всеми епископами, над всеми церквами. Этот раскол привел к тому, что в католицизме произошло принципиальное искажение основ духовной жизни. Тысячелетний опыт святых подвижников Востока и Запада был предан забвению. В результате, все то, что этим опытом решительно запрещалось и называлось прелестью и заблуждением, в католицизме было объявлено святостью и духовным совершенством. Произошло катастрофическое омирщение в понимании христианской жизни, ее цели, понимания спасения. Это искажение привело в католицизме к искажению и всех основных вероучительных истин: о Боге, о Жертве Христовой, о Церкви, о грехе, о добродетели, о таинствах.

Поэтому такие наши святые, как Игнатий (Брянчанинов), Феофан (Говоров), Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский решительно обличали католицизм, видя в нем полное отступление от Священного Предания Церкви, от Православия. Например, преп. Амвросий Оптинский писал: «Римская Церковь давно уклонилась в ересь и нововведения».

Резко негативно писали о католицизме и наши такие выдающиеся мыслители, как А.С. Хомяков («католицизм – это протестантизм»), И.В. Киреевский («это рационализм»), Ф.М. Достоевский («это антихристианство»), Ю.Ф. Самарин («это иудаизм»).

Но, повторяю, самое тяжелое – это полное отступление католических аскетов от святоотеческих законов духовной жизни Действительно, поражаешься, когда знакомишься с жизнеописаниями великих католических святых. Это откровенные романы со Христом. Вот, например, что писала величайшая, по словам папы, святая нашего времени Тереза Малая (†1897) о духовной любви: «Это было лобзание любви. Я чувствовала себя любимой и говорила: «Я люблю Тебя и вверяю Тебе себя навеки». Не было ни прошений, ни борьбы, ни жертв; уже давно Иисус и маленькая бедная Тереза, взглянув друг на друга, поняли все ... Этот день принес не обмен взглядами, а слияние, когда больше не было двух, и Тереза исчезла, словно капля воды, потерявшаяся в океанских глубинах».

А что сейчас происходит в лоне Католической Церкви? Недавно, например, вышла книга Ольги Четвериковой «Измена в Ватикане», в которой описывается ситуация, сложившаяся в Католической Церкви и направление политики Ватикана после II Ватиканского Собора (1962–1965). Четверикова является сотрудницей Института международных отношений, прекрасно знакома с жизнью Католической Церкви. Когда прочтете, то увидите, что в католицизме очень мало религии. Все внимание обращено на решение земных проблем: экономических, политических, культурных и прочих. От религии в нем осталась, фактически, одна внешняя форма, культ.

Протестантизм – это законнорожденное чадо католицизма. И их нередкое противостояние между собой является не чем иным, как просто еще одной исторической иллюстрацией извечной проблемы «отцы – дети». Протестантизм явился закономерным следствием тех процессов омирщения в Католической Церкви, которые к XVI веку достигли своей критической точки. Суть протестантизма очень проста. Человек спасается только верой, а не делами. Поэтому верующему прощаются все грехи: прошлые, настоящие, и... будущие, ибо праведность Христа закрывает от Бога все грехи верующего. Верующий оправдан Христом и может о своем спасении уже не беспокоиться. Ему не нужны никакие заслуги, должные и сверхдолжные, о которых учит католицизм, не нужен никакой наместник Христа на земле в лице папы. Ну, в общем: прямо в рай, прямо в рай, только ножки поднимай.

Наш старообрядческий раскол – это прямое следствие ослабления духовного состояния нашей Церкви в XVI–XVII веках. Внешняя сторона церковной жизни приобрела к тому времени в сознании наших православных людей первостепенное значение по сравнению с духовной. Монастыри в своей основной части пошли по иосифлянскому пути обогащения и украшения храмов, монастырей – практически исчезало нестяжательство. Поэтому в расколе виноваты были обе стороны, ибо дух был у них один и тот же, лишь у каждой проявился по-своему. Однако из-за реформ Патриарха Никона наш народ потерял очень многое в своей культуре. И Петр I, как и вся последующая эпоха вплоть до наших дней, явился, по существу, закономерным плодом духовного обнищания нашего народа.

– Следующий вопрос: «Зачем современному человеку Православие»?

– Поскольку этих «зачем» много, то назову лишь некоторые из них.

1. Православие своим учением о Боге-Любви и предназначении человека к вечной жизни открывает смысл его жизни и всей деятельности. Ибо, как писал Достоевский, «только с верой в свое бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле»; «без веры в свою душу и в ее бессмертие бытие человека неестественно, немыслимо и невыносимо». То есть миг земной жизни человека не сам по себе является ценностью, но лишь в качестве подготовительного этапа к достойному вхождению личности в вечность. Этот земной этап имеет исключительно большое значение, ибо здесь совершается свободный выбор человека к добру или злу, определяется его отношение к совести, к святости, к истине. Все это налагает свою печать и на характер всей деятельности человека.

2. Вера в Бога как в любовь и премудрость совершенно изменяет отношение человека ко всем встречающимся трудностям, скорбям, болезням и т.д. Верующий человек знает, что в жизни нет случайностей, а все происходит по премудрому закону любви, Которым является Бог. Все скорбное поэтому оценивается не как месть (наказание) Бога, а как действие любвеобильного и премудрого Врача, подающего нам в зависимости от наших нарушений законов своей духовной и телесной жизни, соответствующие «лекарства». Верующий знает, что Бог – это Врач, а не палач! Такое убеждение дает твердость и утешение даже в самых трудных обстоятельствах жизни.

3. Ничто так не мучает человека, как его собственные страсти: раздражение, злоба, зависть, уязвленное тщеславие, гордыня, алчность, пьянство, уныние, тоска и т. д. Как избавиться от этих страшных в душе сидящих врагов? Православие открыло путь и дало средства освобождения человека от их рабства. Это – правильная духовная жизнь, заключающаяся в решимости жить по заповедям Евангелия Христова и совести своей, в разумном подвиге воздержания, в искренней молитве и покаянии, в таинствах Крещения, Исповеди, Причащения и других.

4. Православие предлагает человеку реально существующий Образ нормального Человека – Христа, в отличие от всех сочиненных мечтательных, романтических и философских. И история христианства показала, что этот Образ оказался в высшей степени благотворным для множества тех, которые последовали Ему в свой жизни – они именуются в Церкви святыми.

5. Православие открыло законы духовной жизни. Посмотрите, какие премии, ордена, звания и славу получают физики, биологи, астрономы и прочие исследователи материи за открытые ими законы, многие из которых не имеют никакого практического значения для жизни человека. А вот открытию законов духовной жизни человека, с которыми он соприкасается ежечасно и ежеминутно, не придают никакого значения. А ведь нарушение этих законов имеет неизмеримо более серьезные и печальные последствия, нежели физических. И этих законов практически никто не знает и знать не хочет. А без знания их счастья не достигнешь. Потому и происходит то, о чем так точно написал иеромонах Роман: «Сеем рожь, а косим лебеду,/Непрестанно ищем виноватых,/ Строим рай, а вертимся в аду,/ Узнавая в ближних супостата».

Это лишь кое-что из ответа на вопрос: зачем человеку нужно Православие?

Но почему именно Православие является верным путем, а не другие религии или конфессии – это слишком большой вопрос для настоящего момента. Для ответа на него нужна специальная лекция. Сейчас одно лишь могу сказать, что дерево узнается по плодам, а в религии таковыми являются ее святые, ибо они показывают тот ее идеал, к которому она призывает человека. Потому говорим: каковы святые, такова и религия. А теперь посмотрите на наших святых и увидите, какова это красота души человеческой! И зачем нам еще искать где-то и кого-то?!

– Следующий вопрос от Галины: «Возможно ли сохранить свою душу и мысли чистыми, когда настоящая жизнь наполнена гламуром, безумной иностранной музыкой и развратной модой, как защитить себя от этой грязи?».

– Этот вопрос может разрешаться каждым человеком по-разному, поскольку у всех разные жизненные обстоятельства, разный духовный потенциал, разное воспитание и т.д. Но в принципе он решаем. Полезно почитать о жизни многих замечательных людей хотя бы XIX века, например, Игнатия (Брянчанинова), А.С. Хомякова, братьев Киреевских, братьев Аксаковых и многих других, которые находились в условиях не многим лучше сегодняшних, но сохранивших себя. Да и сегодня немало незапятнанных людей, хотя таковых и становится все меньше. Не нужно падать духом, но чаще обращаться с молитвой к Господу и Пресвятой Богородице о помощи, чаще читать того же Брянчанинова, письма игумена Никона, Иоанна Валаамского. Человеку с искренним стремлением к чистоте Бог обязательно поможет.

Но важно помнить и о следующем.

Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Этот закон состоит в том, что ни одно впечатление внешнего мира или внутренних переживаний не исчезает из нашей души, ибо человек – это «компьютер» с бесконечной памятью, в подсознании которого сохраняется абсолютно все. И не только сохраняется, но и вызывает соответствующий резонанс в душе, оказывая влияние на его психологическое, поведенческое и нравственное состояние. Так что все, что мы увидели, услышали, почувствовали, пережили, о чем подумали и т.д., обязательно – часто незаметно, а нередко и очевидно – оказывает воздействие на нашу душу, наше настроение, наши решения, хотим ли этого или не хотим. И это действие будет тем большим, чем сильнее впечатление, чем более глубоко «погрузились» мы в соответствующую «картину» своими чувствами, желаниями, с большим осознанием и страстью совершали то или иное деяние. Психологи утверждают, что в человеке насчитывается до 10 уровней подсознания, которые находятся на различной глубине и могут по неизвестным нам законам неожиданно всплывать в сознании, вспоминаться, производя на душу иногда соответствующее, иногда крайне отрицательное воздействие.

Вот примеры. Едете по шоссе, открываются прекрасные виды природы, так и хочется остановиться и полюбоваться ими. Но, проезжая дальше, вдруг видите страшную автокатастрофу. Теперь сравните, какие следы останутся в душе после созерцания того и другого. Или, представьте себе, приглашают на какой-то богатый прием. В доме все сверкает роскошью и изобилием. Но вдруг видите странную картину: гости приходят, и неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Что случилось? Оказалось, где-то в полу щель, из которой тянуло трупным запахом …разлагающейся крысы. Какие тут яства.

Эти впечатления носят внешний характер и не связаны с нашим волевым участием. Гораздо серьезнее то, что совершаем мы сами, в чем участвуют наши воля, сердце, ум, наше нравственное сознание, наши глаза. Думаете, посмотрел и забыл? Ошибаемся. Все в нас остается, и не просто остается, но и дает о себе знать, да еще как подчас! И очень жаль, что об этом мало кто думает. Впуская в себя пакостные, злые, лукавые мысли и чувства, мы жестоко наказываем сами себя.

Сколько угодно случаев, когда закоренелые преступники от неожиданного пробуждения в них картин прежних злодеяний и страшных мучений совести приходили в состояние тяжелейшей депрессии. Многие в этом состоянии даже кончали самоубийством.

Человеческое подсознание – это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить или, простите, «дохлыми крысами», отравляющими своим зловонием нашу душу, или, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполненный всякой гадостью, хорошо знают священники, принимающие Исповедь.

Поэтому, насколько можно, необходимо самим внутренне не соучаствовать в том, что против совести, против нравственного чувства. Это имеет огромное значение в выработке иммунитета против всяких гадостей и защитит от них душу.

Но в том проявляется премудрость Божия, что все особенности внешней жизни человека всегда точно соотносятся с духовными способностями его личности, благодаря чему все люди имеют равные возможности самопознания и спасения. Время жизни дается каждому для познания, прежде всего, своего внутреннего человека, живущих в нем и мучающих его страстей и невозможности лишь собственными силами их искоренения. Это является необходимым условием осознания необходимости Спасителя и обращения к Нему. И тогда Он, по мере исцеления души человека, дает ему то, о чем говорит апостол: око не видело, ухо не слышало и на сердце человека не всходило, что уготовал Бог любящим Его.


Лекции профессора МДА А.И.Осипова смотрите в эфире телеканала «Союз»: четверг, пятница – 00.00, 19.00 (время Екатеринбурга, +2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Беседы с батюшкой

Протоиерей Виталий Ткачев: Воспитать ребенка можно только отдав ему часть собственной души

Ведущий Александр Сергиенко

(Окончание. Начало в №4) – А правда ли необходимо при первом же сигнале забирать ребенка из семьи, чтобы не стало хуже, или все-таки родителям нужно оставлять шанс и помогать?

 
Дивен Бог во святых Своих

Непорочное служение

Андрей Печерин, научный сотрудник кафедры церковно-исторических и гуманитарных дисциплин ЕПДС

11 февраля – Собор Екатеринбургских святых12 июля 1918 года в Невьянском заводе вспыхнуло крупное антибольшевистское рабочее восстание. Советская власть с особым рвением разыскивала и арестовывала повстанцев и им сочувствующих. Руководил карательной командой один из убийц Царской Семьи, Петр Ермаков.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс