Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (667) → Профессор Алексей Ильич Осипов: Молитва – это вопль покаяния

Профессор Алексей Ильич Осипов: Молитва – это вопль покаяния

№10 (667) / 5 марта ‘12

Беседовал Сергей Юргин Слово миссионера

В эфире телеканала «Союз» состоялась трехчасовая встреча с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичом Осиповым, материалы которой мы публикуем в нескольких номерах газеты


(Продолжение. Начало в №№ 89)

Почему в настоящее время нет религиозных деятелей, которых можно было бы причислить к святым отцам и которые могли бы стать для современных христиан и людей, стремящихся к Богу, духовными и нравственными ориентирами, примерами настоящей праведной жизни, могли бы помочь нашему народу сохранить духовные и нравственные основы? И почему религия, которой вначале помогал Святой Дух, сегодня уже не имеет этой помощи?» – вопрос задает Дмитрий Ткаченко.

– Какое категорическое утверждение. А откуда ты знаешь, Дмитрий, что нет? Вот ты пришел в храм, самый незаметный человек стоит, никто его не знает, а он, может быть, уже и свят. Святость прячется. Посмотрите, как Христос вел Себя – это поразительно! Воскрешая дочь Иаира, Он говорит: «Никому не рассказывайте», очищает прокаженного: «Никому не говори», исцеляет слепорожденного, и так далее. Любая добродетель глубоко целомудренна, то есть прячет себя. Напротив, нецеломудрие готово раздеться и чуть ли не голышом бежать по улице, бесстыдство – его псевдоукрашение. Святые отцы всегда предупреждали: «Если чья-то добродетель становится известна всем, это уже не добродетель» – вот как строго относились к этому явлению.

Поэтому и сейчас где-то кто-то есть. Другое дело, что мы просто мало их видим. И, кстати, очень серьезный момент: те, о ком много говорят как о святых, о чудотворцах, к которым ездят, на самом ли деле они таковы? Нет ли здесь чего прямо противоположного? Потому что, обратите внимание, за чем ездят, – исключительно ради земных интересов. И это приезжают христиане!

В чем суть религии? Это зов к Небу: «Господи, помоги и очисти мою душу». В чем состоит религиозное язычество? «Господи, дай мне блага на Земле». Вот какова суть дела, поэтому так категорически рассуждать, что «нет святых», мне кажется, нельзя. А то, что мы их не видим, – правильно, так и должно быть, потому что и в другие времена очень редко начинали святость видеть при жизни, она открывалась после смерти человека. Только некоторые при жизни были святыми, но посмотрите, какие гонения были на них. Святые, может быть, и есть, но уже древние отцы говорили, что к концу времен очень уменьшатся эти сосуды Святого Духа.

– Следующий вопрос: «Обязательно ли брать благословение у священника на молитву Иисусову, чтобы читать ее постоянно с целью покаяния и для памяти Божией? Духовного отца у меня нет. Есть ли правила чтения Иисусовой молитвы, и как правильно ее творить?».

– Я думаю, что брать благословение надо у того священника, который сам этим занимается и понимает. А вот как? Здесь надо читать Игнатия (Брянчанинова). Особенно замечательна «Беседа старца с учеником» о молитве Иисусовой.

Вообще, звучит очень нехорошо: «Я занимаюсь молитвой Иисусовой, расступитесь, иначе я вас опалю огнем своей святости». Разве молитвой можно «заниматься»? Когда тонет человек, он что, «занимается», когда вопит: «Спасите меня!»? Он взывает о помощи. Вот что такое молитва – это вопль покаяния. И апостол Павел пишет: «Непрестанно молитесь». Так и мы должны побуждать себя как можно чаще обращаться к Богу с молитвой. Какой? Святые отцы оставили нам эту краткую молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного» – прекрасная молитва, она краткая, может быть, хоть с трудом, я успею произнести ее и не рассеяться. Но надо помнить, что молитва, которая совершается без внимания, – не молитва, это самообман. Где нет покаяния – нет молитвы; если нет благоговения – это не молитва. Поэтому тот, кто хочет хоть немножко понудить себя к молитве, а не «заниматься» молитвой Иисусовой, обязательно должен читать Игнатия (Брянчанинова) на эту тему. В противном случае Бог знает что страшное произойдет с человеком, вы даже представить себе не можете.

– «Обязательно ли утреннее и вечернее правило читать целиком, все молитвы, которые есть в молитвослове, или позволительно выбирать те молитвы, которые больше нравятся?», – спрашивает Анна, Ростовская область.

– Очень трудно в такой общей форме отвечать. Конечно, хорошо, если бы был у вас разумный священник, с которым можно было бы посоветоваться. Я понимаю, что не всегда человек может совершить все правило, даже в разных молитвословах это бывает по-разному. Святые отцы приводят такие слова: «Избави нас Бог от бессоветия». Опасно доверяться только самому себе, но не менее опасно посоветоваться с таким человеком, который сам ничего не понимает. Святой Кассиан Римлянин писал: «Как много потерпел я вреда от неопытных наставников». Надо искать разумного человека, который бы дал совет не от себя, а от святых отцов. Но у нас сейчас о духовной жизни никто не спрашивает, спрашивают о греховной жизни, о бытовой: «Как, батюшка, квартиру мне покупать или дом, козу или корову?». Идите к практичному человеку и спрашивайте, а не у батюшки надо эти вопросы выяснять.

– «Как правильно молиться за живых и усопших родственников, если они были атеистами, богоборцами и противниками Церкви?», – спрашивает Ольга из Владимирской области.

– За них надо еще больше молиться, нежели за тех, которые были в Церкви. Я приведу такой пример. О ком больше беспокоится мать – о здоровом ребенке или о больном? Уж как она носится с больным ребенком и по больницам, и по консультациям, и чего только не делает. А человек, который был атеистом или боролся с Церковью, подумайте, какая у него болезнь тяжелая, не о нем ли нам надо особенно молиться? Но есть одно «но». Поскольку проскомидия есть чин, совершаемый на Литургии, когда вынимается частица из просфоры с поминовением данного человека, на проскомидию подавать записки молиться за некрещеных людей запрещено правилами. Потому что поминовение за проскомидией совершается только за тех, кто канонически принадлежит Церкви, – канонически, слышите? На самом деле он может быть давным-давно уже вне Церкви, он преступник, убийца, – но канонически он уже крещен, и его поминают. Другой прекрасный человек может быть, но он не крещен, и за него нельзя молиться на проскомидии, но в отношении прочих поминовений – можно и нужно молиться, и даже надо особенно молиться за этих людей.

– Спасибо за ответ. «Есть ли мера или некоторое равновесие в духовной брани в том, что должны делать мы, и в том, что терпеливо ждать от Бога, ибо совесть не всегда может помочь – можно себя вконец засовестить, или наоборот»?

– Мы уже говорили, что нужно во всех делах стараться, насколько это возможно и насколько у нас есть знание Евангелия и посланий апостольских, святых отцов, поступать разумно, а не безумно. Поступать не просто по чувствам, а рассудительно, и тогда наша совесть понемножечку привыкнет как-то определять, как должен поступать человек в каждом конкретном случае. Но общее правило такое: если мы не будем бороться со своими душевными страстями, то никогда наши глаза не откроются. Поэтому нужно начинать понемножечку бороться с собой, обращаться с молитвой и покаянием к Богу, тогда постепенно будет очищаться и наше зрение, и Бог нам поможет, как нам поступать правильно.

– «Можно ли читать акафисты еще не прославленным подвижникам? Мы все ходим на могилку старца Самсона и там читаем акафист батюшке. Не нарушаем ли мы церковные каноны, и не грех ли читать акафисты еще не канонизированным святым?», – спрашивает Ксения.

– Так делать грех. «Ты, Церковь, не прославила, а я лучше тебя знаю, что он святой». Это как, интересно, можно оценить? Я себя вижу уже выше? Это грех. А никаким грехом мы пользы не принесем, ибо наша молитва лишь в той мере будет пользой для усопшего, в которой мы сами ведем жизнь добродетельную.

– «В Евангелии сказано: больший из вас да будет всем слуга». Выполняя эту заповедь, как не впасть в грех человекоугодничества, как определить грань между ними?», – спрашивает Светлана.

– Одно дело – относиться к человеку не только с благожелательством, а даже и помогать ему, ничего не ожидая от него, не надеясь ни на какие льготы или поощрения, относиться ради Бога, ради исполнения заповедей. И совсем другое дело, когда так называемое ласкательство, человекоугодие. Это грех. Человекоугодничать не нужно, а нужно действовать по заповеди. К этому следует относиться внимательно, не позволять себе относиться к человеку с человекоугодием, а все время себе напоминать: «Господи, Ты сказал так относиться, вот я так и отношусь».

– «Подскажите, как нужно вести себя в такой ситуации: садишься в маршрутку, а у водителя в кабине и крест, и иконы, и черепа, и голые женщины – полный винегрет. Нельзя кресту и иконам находиться среди этого срама, начнешь водителю об этом говорить – не действует. Как бы так сказать, чтобы подействовало? Спасибо. Наталья».

– Можно сказать, но только по-хорошему. Можно так сказать, что он вам сдачи может дать, а можно сказать с благожелательностью и любовью. Не послушает – уйдите спокойно, вы свое дело сделали, настойчивость никогда ничего доброго не принесет. Помяните его: «Господи, просвети его, помоги ему». Вот так, и ничего более.

(Продолжение в следующем номере)


Прямой эфир с Алексеем Ильичом Осиповым, 5 февраля: часть 1, часть 2


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№4 (709) / 21 января ‘13

Слово миссионера

Алексей Ильич Осипов. О вечной участи людей

Ведущий Сергей Юргин

№27 (684) / 9 июля ‘12

Слово миссионера

Профессор А.И. Осипов: Плачущий о грехах выше воскрешающего мертвых

Беседовал Сергей Юргин

 
Читаем Ветхий Завет

Грехопадение как раскол единства

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

(Окончание. Начало в № 9) Чтобы человек ощутил единство с другим человеком, преодолел собственные замкнутость и одиночество, в которых все мы, в той или иной степени

 
У книжной полки

Подвижник, миссионер, пастырь

Андрей Печерин

Л. Анисов. «Просветитель Сибири и Америки» В воскресенье 19 ноября 1867 года в Кремле тревожно загудел колокол Ивана Великого. 12 ударов его возвестили москвичам о кончине митрополита Московского и Коломенского Филарета.

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475