Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (668) → Казак по закону и вере Православной

Казак по закону и вере Православной

№11 (668) / 12 марта ‘12

Елена РысеваПо святым местам

На неброскую красоту всегда сильнее откликается душа. Широкие поляны, пологие хребты, тенистые ущелья и горная река. Плеск ее волн похож на неторопливый говор. Это особая музыка гор, долгая нескончаемая задушевная беседа. Спокойствие гор передается и человеку. Повсюду захватывающая душу, потрясающая тишина, такая, что слышны удары собственного сердца. Да, все, что есть в мире великого, живет в молчании. И говорит тишиной.


О чем говорит нам эта разрушенная часовня? К чему взывает? О чем напоминает? От чего предостерегает? «Имеющий уши да слышит…»

«Мы находимся на историческом месте, в 9 км от Михаило-Афонского монастыря, – рассказывает игумен Герасим (Буняев), наместник Свято-Михаило-Афонской Закубанской Пустыни. – Здесь во время Кавказской войны в 1861 году побывал император Александр II. В память о посещении им этого места через несколько лет была здесь воздвигнута белокаменная часовня, посвященная благоверному князю Александру Невскому – тезоименитому покровителю Александра II. Здесь был парад войск. Здесь состоялась историческая встреча с представителями адыгейских племен, после которой начался процесс завершения Кавказской войны».

На этом горном плато 17 сентября 1861 года встретились делегации России и Адыгеи для переговоров об окончании Кавказской войны. Хотя эта встреча и не привела к мирному договору (каждая из сторон на тот момент представляла его по-своему), визит царя стал поворотным моментом в ходе войны.

После окончания в 1864 году Кавказской войны в урочище Мамрюк-Огой императору Александру II соорудили памятник, а рядом возвели каменную часовню в ознаменование покорения Кавказа и пребывания здесь императора. В память о нем и о находившейся неподалеку Царской ставке станица Верхне-Фарсовская в 1862 году была переименована в Царскую.

«Здесь место и трагическое, и символическое, – говорит отец Герасим. – Потому что в этом месте пересекаются судьбы многих людей. Кавказская война – очень продолжительная, она длилась более 50 лет, и за это время очень много было пролито крови – и русских воинов, и кавказских жителей этих мест – адыгов, кабардинцев».

Сейчас от белокаменной часовни остались руины…

Станица еще в 20-е годы ХХ века была вновь переименована и до сих пор сохраняет свое революционное название – Новосвободная. Когда-то она была самой густонаселенной станицей Адыгеи с атаманским казачьим и полковым правлением.

Игумен Герасим часто приезжает в эти места. Для него эта разрушенная часовня – образ русской души: стоит на горе, открытая всем ветрам, стоит крепко и одновременно смиренно – ведь не столько время разрушает эту часовню, сколько сами люди: будь то адыги, «добивающие» разрушенную часовню пулями из пневматического оружия, или русские, мало заботящиеся о сохранении своей истории.

«Это место очень важно для нас. Нужно, чтобы мы помнили историю, которая написана войнами и кровью, и извлекали для себя выводы, чтобы не повторялись такие страницы истории нашей жизни», – предостерегает отец Герасим.

О жертвах братоубийственной гражданской войны помнят казаки станицы Даховской. В середине сентября 1920 года на поляне у станицы Даховской случилась одна из многочисленных трагедий той кровавой войны, после которой мы до сих пор находим одиночные могилы и целые братские захоронения непокорных станичников, не сми-рившихся с новыми революционными порядками.

Атаман Даховского казачьего общества Юрий Николаевич Лагоша рассказывает: «Это место священно для нас, мы называем его мемориалом жертвам политических репрессий. Здесь в 1920 году карательными коммунистическими отрядами, чоновцами, были проведены карательные рейды по нашим станицам. Везде уже по всей России большевики победили, но у нас был генерал Фостиков, который поднял восстание, и казаки к нему присоединились и до 1920 года сопротивлялись».

После того, как генерал Фостиков отступил, карательные отряды, пройдя по станицам, стали пытать местных казаков на причастность их к этому восстанию. Не получив от них ответа, чоновцы взяли в заложники несколько десятков жителей станицы Даховской. Под предлогом проведения следствия в Майкопе на причастность к восстанию Фостикова их вывели на северную окраину станицы, где были замаскированы пулеметы.

«Они просто собрали их, – вспоминает атаман, – и повели через мост, якобы провести следствие на причастность к этому восстанию. А за этими камнями стоял пулемет. Когда они сюда дошли, от чоновцев была команда: невиновные бегите, а по врагам – огонь. И застрочили пулеметы… Казаки как падали на этих местах, так эти памятники здесь и стоят…

С ними погиб и наш даховский священник Алексий Подлужный, который достоин, чтобы его канонизировали как местночтимого святого. Что он сделал? Он отказался покинуть своих чад. Взял Псалтирь, возложил ее на голову и всю дорогу шел и читал Псалтирь, ободряя своих духовных чад. Когда начался расстрел, он упал вместе со всеми. Он был ранен и поднялся, чоновцы, увидев это, добили его».

Смотреть без боли на это поле нельзя. Здесь лежат убиенные отец и сын, отец и сын… а еще отец военный – атаман, и отец духовный – священник, который не покинул своих чад и вместе с ними принял мученическую смерть. Среди казаков, как гласит заповедь, «нет ни князя, ни раба, но все рабы Божии!».

Казаки всегда были защитниками, хранителями земли Русской, рыцарями Православия, отрекавшимися от спокойной мирской жизни, семейного счастья и уюта, готовыми пожертвовать своей жизнью за Отечество. Принадлежность к Православной вере для казаков была равносильна национальной принадлежности. Обычно на вопрос, кто же они по национальности, можно было услышать ответ: «Я-де не москаль, но русский, и то по закону и вере Православной, а не по природе».

Казак – это вольный человек, но живущий не своевольно, а исполняющий волю Бога православный воин. И сегодня, как и в прошлые века, казаки с благоговением произносят слова древней казачьей молитвы: «Слава Тебе, Господи, что мы – казаки!».


Смотрите программу «По святым местам» на телеканале «Союз»: вторник 08.00, четверг 16.45, пятница 01.45, суббота 12.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)


Все материалы официального интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео) могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»). Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 
Крещеный мир

Ново-Валаамский монастырь: свет Православия в Финляндии

Андрей Полушин

Приглашаем читателя в Финляндию, в Ново-Валаамский монастырь... НО ПРЕЖДЕ чем отправиться туда, побываем на старом Валааме, что на Ладожском озере. Ведь без него невозможно представить историю Ново-Валаамского монастыря.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс