Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (661) → Особая теплота православного храма

Особая теплота православного храма

№4 (661) / 23 января ‘12

Андрей ПолушинКрещеный мир

Программа «Крест над Европой» продолжает путешествие по Германии. Веймар – небольшой старинный городок в федеральной земле Тюрингия. Но его значение для немецкой и, пожалуй, для всей европейской культуры, велико. С этим городом связаны имена И.В.Гете и Ф.Шиллера, памятник им установлен перед Национальным театром, а дом, где жил Гете, в любое время года привлекает огромное количество туристов. В Веймаре жили и творили И.С.Бах, Ф.Лист, Ф.Ницше, И.Штраус.


Связан этот город и с Россией. В 1804 году сюда приехала дочь Российского императора Павла I Мария Павловна. В замужестве она стала Великой герцогиней Веймарской и, прожив в этом городе 55 лет, оставила неизгладимый след в культуре Германии. Ф.Шиллер написал в ее честь драму под названием «Поклонение искусству». Когда же он скончался и оставил после себя безутешную вдову, маленьких детей и дом, за который не все было выплачено, Мария Павловна оплатила все его долги. Сейчас в этом здании располагается дом-музей Ф.Шиллера. Великая герцогиня была очень дружна с И.В.Гете, а великий венгерский композитор Ференц Лист под ее покровительством создавал одно из главных произведений своей жизни – ораторию «Христос». Ее премьера состоялась в Веймаре, дирижировал сам композитор. Первая часть оратории называется «Рождество Христово». В предрождественские дни эту музыку слушаешь с особым чувством.

* * *

В Западной Европе Рождество отмечают по новому стилю – с 24 на 25 декабря. Однако более чем за месяц до праздника в немецких городах на улицах и площадях открываются красочные Рождественские ярмарки, где глинтвейн и пиво текут рекой. Здесь можно не только вкусно поесть, но и купить разные сувениры, детям – покататься на аттракционах или посмотреть театрализованное представление. Но не утрачивается ли за этой праздничной атмосферой истинный смысл Рождества Христова, не превращается ли этот великий христианский праздник просто в сказку?

Говорит священник Алексий Рыбаков: «Вы можете пойти и спросить детей, – даже те, кто активно посещает уроки религии, вряд ли вам сумеют толково объяснить, в чем суть праздника. Само слово weihnachten (святая ночь) не несет никакой информации о Рождении Христа. Несмотря на внешнюю мишуру подготовки праздник не тот, который хотелось бы видеть: про Младенца Христа никто не вспоминает, в лучшем случае вспоминают Николауса. Опять же, кто такой Николаус? Нигде не акцентируется, что это святой Николай, христианский святой – просто некий старец в красном колпаке, приносящий подарки.

С Рождеством все еще не так плохо, с Пасхой намного хуже. Про Рождество еще хоть кто-то знает, что это Рождение Господа на Земле. Но вот когда про Пасху пытаешься говорить с немецкими детьми, то, в лучшем случае, слышишь, что это праздник, когда заяц в рюкзаке приносит яйца и прячет их в огороде. И вообще секуляризация общества заставляет печалиться, надо сказать об этом честно».

Но вернемся к Веймару. На историческом кладбище города, там, где похоронены известные во всем мире деятели культуры, такие, как, например, И.В.Гете и Ф.Шиллер, единственный действующий храм – православная церковь. Своим возникновенем храм обязан Великой княгине Марии Павловне. Она завещала похоронить себя в русской православной часовне, и поэтому через три года после ее смерти рядом с усыпальницей, где она упокоилась вместе со своим супругом Великим герцогом Карлом Фридрихом, выстроили православный храм Святой Марии Магдалины. Он был торжественно освящен 150 лет назад, в 1862 году.

Говорит Александр Сергеевич Кадочников, студент, изучающий религоведение: «Ее гроб находится как раз под этой церковью. А церковь выстроил сын Марии Павловны, он воспитан был в лютеранской вере, будучи наследником престола, но для своей матери построил эту церковь. Очень необычно, что такая маленькая церковь – пятиглавая, обычно пятиглавыми бывают только большие соборы. Если на храм издалека посмотреть, эти главки напоминают свечки, и это по-особенному подчеркивает его мемориальный характер. Церковь, кстати, построена на русской земле – она была специально привезена сюда из России. Так что, благодаря Марии Павловне, мы до сих пор здесь живем и трудимся, здесь ведется активная богослужебная и духовная христианская жизнь. И мы Марию Павловну вспоминаем с большим теплом, потому что без нее не было бы у нас храма».

Храм небольшой, и во время богослужений в нем, как говорится, яблоку негде упасть. Здесь и люди старшего поколения, и те, кто только делает свои первые шаги в Церкви.

Прихожанка храма Маргарита Александровна Техова: «Семнадцать лет назад, когда мы только пришли в наш храм, на службе стояло приблизительно пять или семь человек, максимум десять, наверное. С каждым годом становится все больше и больше людей. При нас здесь был первый священник – отец Иоанн, потом он уехал, и приехал отец Михаил. С началом работы отца Михаила наша церковь возросла очень сильно, число прихожан стало быстро увеличиваться. Сейчас вообще в храме не хватает места, мы открываем двери, и люди стоят снаружи и слушают службу».

Прихожанка храма Елена Александровна Гришакова: «Я из Сибири, из маленького поселка. И мне нравится здесь – очень тихо, спокойно. Очень красив наш храм и наш город, архитектура очень красивая. Храм нас принимает с какой-то особой теплотой, здесь уютно, благодатно. В общем, он мне к душе пришелся в самый первый день, когда мы сюда приехали. И я сразу почувствовала себя здесь не чужой, появилось ощущение, что город меня принимает, как будто я домой приехала. Не знаю, почему, но так бывает, приедешь в какой-то город, а он не к душе, хотя и очень красивый, а вот Веймар мне пришелся к душе».

И все же в истории этого тихого города были и мрачные страницы. Во времена нацизма в шести километров от него действовал концентрационный лагерь Бухенвальд, где над узниками проводились медицинские эксперименты, в результате которых многие умерли мучительной смертью. Из 238 380 заключенных, прошедших через этот концлагерь, 56 549 умерли или были убиты. В апреле 1945 года Бухенвальд восстал, американские войска вошли в уже освобожденный концлагерь. Все увиденное там американцы отсняли на пленку.

Прихожанка храма Белла Михайловна Шульман – экскурсовод: «Они сняли фильм и, когда вернулись в город, стали спрашивать жителей, знали ли они, что рядом с городом находится концентрационный лагерь Бухенвальд. А так как большинство жителей сказали, что они ничего не знали, американцы организовали так называемый «марш тысячей» через несколько дней, 16 апреля. Люди от 18 до 45 лет пешком шли шесть километров по трассе, которую называют «кровавая дорога», американцы это тоже все сняли. Люди шли довольно радостные – война-то ведь закончилась. А когда они увидели, что было в Бухенвальде, там и шок был, и плакали люди. Не знать мог только тот, кто очень не хотел знать, потому что сто предприятий поставляли в концлагерь различную продукцию, вплоть до канцелярских принадлежностей, на 30 предприятиях заключенные оттуда работали, даже симфонический оркестр там выступал, туда регулярно шесть раз в день ходил автобус. То есть это просто нельзя было не знать. И самая главная причина – это равнодушие».

Показать дорогу до Бухенвальда мы попросили настоятеля храма Марии Магдалины священника Михаила Рара. Что это страшное место связано с его семьей, мы узнали только в машине. Через Бухенвальд прошел отец Михаила Рара Глеб Рар. Его арестовали в 22 года, а в 23 освободили. Правда, уже из другого концлагеря – Дахау: часть заключенных перед наступлением советских войск фашисты отправили из Бухенвальда туда. «Этот марш смерти, – рассказывает отец Михаил, – длился около трех месяцев, пять тысяч было заключенных, из них 1300 осталось в живых. И вот когда мой отец оказался уже в Дахау, под Мюнхеном, в первом в мире концентрационном лагере, там его освободили американцы».

В Дахау около двадцати лет назад поставили православную часовню Воскресения Христова. Для нее была написана удивительная икона, на которой изображен и отец Михаила Рара. Его, тяжелобольного, товарищ выносил из ворот концлагеря. «На иконе Воскресший Христос стоит среди лагерных открытых врат. Вокруг него – заключенные в полосатых костюмах, и одного, очень тяжело больного, с номером моего отца, несут на руках. Так что мой отец сподобился быть увековеченным на иконе еще при жизни, что никому другому еще не удавалось».

Лагерные ворота с надписью «Каждому свое» сохранились до сих пор. Теперь это вход в музей памяти Бухенвальда».

В музее находится так называемая санчасть. Здесь проводили эксперименты над заключенными, их заражали различными тяжелыми инфекционными заболеваниями, следили, как развивается болезнь; часто, не дожидаясь смерти, оперировали, чтобы посмотреть, в каком состоянии находятся органы человека. Рядом крематорий, здесь фашисты сжигали убитых. Охранники говорили заключенным, что выйти из Бухенвальда можно только через трубу крематория. Сейчас возле печей лежат цветы, на стене – памятные доски, надписи на многих из них сделаны по-русски.


Смотрите программу «Крест над Европой» на телеканале «Союз»: среда 14.45, четверг 02.30, суббота 11.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№19 (724) / 20 мая ‘13

Крещеный мир

Православие – главное для русского человека

Андрей Полушин

№23 (728) / 17 июня ‘13

Крещеный мир

Хранят веру православную

Андрей Полушин

№21 (726) / 3 июня ‘13

Крещеный мир

Их объединило Православие

Андрей Полушин

 
Мысли о прекрасном

К совершенству идешь всю жизнь

Василий Нестеренко

Мы продолжаем цикл бесед «Мысли о прекрасном». Их ведет народный художник Российской Федерации Василий Нестеренко. В студии новый гость – замечательный художник-иконописец Андрей Викторович Детинин. – Андрей Викторович, Вы пишите иконы, это замечательное дело, но, не имея полного академического образования

 
По святым местам

Каменный цветок града Свияжска

Елена Рысева

Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска – древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс