Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (661) → Живые камни Церкви

Живые камни Церкви

№4 (661) / 23 января ‘12

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. ЕкатеринбургИсследуйте писания

Бог стремится возродить человека семенем слова, семенем жизни. И долг человека – в ответ изменить свою жизнь по образцу Бога Слова, по образцу жизни Иисуса Христа. Если человек следует своему долгу, он начинает отвергать страстные помыслы, страстные движения, начинает ум свой привязывать к словам молитвы, Священного Писания. Он начинает вникать умом в богослужение, причащаясь не только через слышание словес, которые звучат на Литургии, но и, самое главное, питая себя Кровью и Плотью распятого за нас Слова Божия Иисуса Христа. Вот это и возрождает человека. Человеческие усилия по такому стяжанию святости и получили название в аскетической письменности как «умное делание»: если ум не будет укоренен в Божественном слове, никакая духовная жизнь в человеке начаться не может.

Обратимся ко второй главе Послания апостола Петра: «Итак, отложив всякую злобу, и всякое коварство, и лицемерие и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь».

Возлюбите чистое словесное молоко. Вот какой необычный и поэтический, и богословский образ. Этим словесным молоком питаясь, человек и может только возрасти во спасение, говорит апостол Петр. Представим себе ребенка, сосущего материнскую грудь. Вот и христианин должен, как ребенок к материнской груди, припасть к Церкви – он должен припасть к Богу и питаться Его словесной пищей, как молоком, которое и приводит, собственно, к возрастанию в мужа совершенна. Никакой другой пищей напитаться человек не может.

Что можно понимать под словесным молоком? И молитву, и Священное Писание, и богослужение, и более всего – Причастие Тела и Крови Христовых. Но главная пища, какую обычно святые отцы подразумевают, когда говорят о слове Божием, это воля Божия – не просто некоторый приказ, который мы должны выполнить, а от выполнения для нас зависят некие последствия. Чтобы не было такого понимания, апостол Петр рисует совсем другой образ.

Воля Божия есть пища, которая нас питает, это некоторый перевод энергии Божией в энергию нашей жизни. Ведь зачем нужна человеку пища? Любой человек знает, что для получения энергии: в результате соответствующих химических процессов, происходящих в организме, выделяется энергия, необходимая для питания человеческого тела. То же происходит и в духовном мире. Человек, питаясь волей Божией, переводит энергию воли Бога в энергию своей жизни.

Вот о чем говорит Христос, вызвая недоумение у учеников-апостолов, в известной беседе с самарянкой, когда они пошли в неподалеку лежащее селение, оставив Иисуса одного, чтобы купить пищи, и говорят Ему: «Равви! ешь». Но Он сказал им: «у Меня есть пища, которой вы не знаете». Посему ученики говорили между собою: «разве кто принес Ему есть?» Иисус говорит им: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».

Обычно это воспринимается как некая риторическая фигура, как некое такое педагогически-нравоучительное замечание. А на самом деле Христос сообщает апостолам тайну. Тайну новой жизни – жизни по Богу. Действительно, когда человек творит волю Божию, он питает самого себя. Воля Божия может питать и тленное тело человека: мы знаем из жизни святых, что воля Божия порой может питать и поддерживать само бытие. Так, к примеру, Мария Египетская ничего не вкушала в течение десятков лет. Преподобная Феоктиста питала тело всего лишь тремя подсолнечными семечками, а остальную пищу заменяло ей исполнение воли Божией.

Когда человек не исполняет волю Божию, жизнь в нем иссякает. Так происходит с человеком, который крестился, уверовал, обратился к Богу, и поначалу усердно в неофитском горении и молился, и постился, и ходил на службу, а потом угас и позволил себе сначала немного, потом еще немного, зная волю Божию, ее не исполнять, а потом уже и не знать воли Божией и просто делать то, что ему хочется. И, в конце концов, лишил себя всякого представления о Боге; он даже отрекается от Бога, теряет веру, становится безбожником, живущим только собственными страстями.

История ХХ века, по крайней мере, в нашем русском народе, в нашей среде явила немало подобных примеров падения людей из-за того, что человек не захотел творить волю Божию – с этого начинается падение. Вся духовная борьба человека и напряженность дается именно чтобы волю Божию сделать средой питания своего внутреннего духовного человека.

Апостол Петр имеет в виду один интересный момент. Молоком ведь питаются дети, и взрослому человеку грудное молоко не нужно; питаться словесным молоком может только младенец. Вспомним, что говорит Христос: «Если не смиритесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Таким образом, и тут апостол Петр обращается к тем же образам, тем же свидетельствам, которые слышал от Учителя своего, от Господа Иисуса Христа. Те же образы и в Евангелии, и в свидетельствах апостола Павла, не знавшего Христа во дни Его земной жизни. Все говорит об одном – младенчество есть обязательное условие для правильного духовного бытия. И нам надо жить так, как младенцы. Апостол Петр говорит: «Отложите всякую злобу, всякое коварство, лицемерие, зависть и всякое злословие, и как новорожденные младенцы возлюбите чистое словесное молоко». Отложите, говорит апостол Петр, показывая тем самым, что эти простейшие человеческие вещи: коварство, лицемерие, злоба – удел «взрослой жизни».

Детскость там, где нет зависти, где нет злобы, где нет раздражительности, где нет лицемерия и притворства. Конечно, мы скажем, что знаем достаточно детей, которые и в пять лет лицемерят, и в три года злятся и готовы причинить зло своему брату или сестренке, мы знаем детей, которые, едва научившись говорить, злословят, обзываются и говорят гадости. Мы все это знаем. Дело-то в другом – когда Священное Писание говорит о детскости, оно не имеет в виду собственно детский возраст, малолетство. Как говорится в Книге притчей, «возраст старости, житие нескверное», то есть вопрос не в том, сколько тебе лет на самом деле, а в том, что «дитя» на языке Священного Писания – это человек, который живет чистыми мыслями. Он не завидует, он все воспринимает с благодарностью и радостью. Он просто удивляется такой необыкновенной палитре, сказочности и богатству мира. Такие люди бывают и взрослыми, бывают и детьми, когда они, видя подарки других, не завидуют и не смотрят, у кого какой подарок, а радуются, что подарки есть. Радуются чужой радости от них, тому, что елка сияет огнями и люди сияют улыбками. Это и есть детскость. Ребенок искренне говорит, что у него на сердце, он еще не знает условностей мира и не знает, что нужно притворяться. Это бывает и со взрослыми, и с детьми, но именно это состояние на языке Священного Писания называется детскостью.

О том же говорится и в Послании Иоанна Богослова – о детскости, как условии исполнения воли Божией. Те люди, которые не живут страстями, отложили страсти взрослого мира (им может быть и тридцать, и сорок, и семьдесят лет), отказываются жить по страстям его – воспринимаются всеми как люди не от мира сего, как вечные дети, но на самом деле именно для них и уготовано Царствие Небесное. Жить по страстям опасно, потому что душа настолько сочетается со страстями, что уносит их в Царствие Небесное, где жить по страстям не может – она не вмещается, не может найти себя в Царствии Небесном.

Дальше апостол Петр пишет: «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, святое священство, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится». Итак он для нас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел».

В этих словах апостол Петр вновь прибегает к очень известному его читателям образу, впервые приведенному апостолом Павлом – дом Божий, храм Божий: люди, верующие во Христа, – это некоторый храм, воздвигаемый Духом Святым, и каждый человек, уверовавший во Христа, это как бы живой камень, живой кирпич. Но краеугольный Камень в основании этого дома один – это Господь Иисус Христос. И на этом основании дальше идет фундамент из апостолов, пророков, святых, первых мучеников, преподобных. Это здание однажды будет завершено в последние дни мира. И последние люди, веровавшие во Христа, станут маковками этого храма, когда Бог благоволит закончить строение. И мир кончится тогда, когда закончится строение, когда последний кирпичик, последняя плиточка лягут на свои места.

Вот тогда и закончится история человечества. И весь ее смысл только в том, чтобы завершить строительство этого храма, выбирая из разных времен, из разных народов людей, которые становятся теми живыми кирпичиками. Из них созидается совершенно новое явление, никогда не бывшее, но именно ради этого строения, явления здания и существуют история и мир. Это здание начинает строиться в первые дни существования человечества и созидается до самого последнего дня мира. Важно еще и то, что единственный Элемент, которому сродны все элементы, все живые камни этого здания – есть Дух Святой: кто причастен Духу Святому, становится элементом в этом сооружении, кто не причастен, не становится. То есть Дух Святой – это Тот, Кто наполняет и каждый камешек, каждый живой кирпичик, и все сооружение. Он есть и Тот, Кто созидает на основании Иисуса Христа, Кто наполняет жизнью Своей и животворит каждый элемент сооружения. Каждый ряд этих кирпичиков положен на предыдущий. И это очень важно в христианской жизни. Христианин должен осознавать, чувствовать всем своим существом, что христианство начинается не с него – христианство и вера во Христа, вера истинная в Бога началась не с него и не с нашего времени. Что были поколения и поколения, что два тысячелетия люди верили, жили во Христе, стяжали Святой Дух, жили Святым Духом, и каждый христианин последующего времени на их основании находится. И это необыкновенно ценно и необыкновенно радостно – быть положеным на кем-то подготовленное основание. Не я, не кто-то другой, слава Богу, начинает с нуля, все это сделано до нас. Нам надо только лечь на подготовленную для нас почву, стать такой же базой для какого-то последующего слоя... Преемственность поколений, преемственность Святого Духа, то, что на языке догматического богословия называется Священным Преданием, которое тоже передается и осуществляется Духом Святым, – причастие к этому Преданию и есть залог того, что мы именно ложимся живыми камнями в структуру этого храма, дома Божия, созидаемого Духом Святым на основании Иисуса Христа.

Поэтому такую важность в представлении человека о спасении приобретает верность традиции, Преданию. Каждый христианин должен внимательно смотреть, как жили люди до него, чтобы в меру своих сил жить так же, чтобы в меру своих сил передать этот опыт другому; не только важно воспринять чей-то опыт, но и передать его – усвоить опыт ближайшего поколения (не только святых отцов, которые жили тысячу лет назад, но и опыт жизни предыдущего поколения), и потом суметь передать его поколению последующему. Это тайна осуществления Предания в истории, и каждый христианин призван и может быть причастен к этой тайне – он обязан быть причастен ей и донести веру до следующего поколения. В этом проявляется, между прочим, и миссионерское служение Церкви, ее апостольство, потому что каждый из нас апостол грядущих поколений, по отношению к следующему за нами поколению – будущему ряду, который ляжет в общую картину строящегося Духом храма Божия. Это необыкновенно красивый образ, необыкновенно емкий.

Но самое ценное в нем именно то, что каждый человек может почувствовать свою значимость. Кирпичик из здания не выковырять. Каждый кирпичик, как бы мал он ни был, нужен. Каждое стеклышко в мозаике, как бы ни было мало, соединяет всю картину. И вот это ощущение важности – как бы мал человек ни был, значимости духовного опыта для тех, будущих, которые приходят сразу вслед за мной, – наполняет высоким сознанием нашу маленькую, человеческую, но во Христе проживаемую жизнь. Есть и другие люди, они строят на других основаниях и, может быть, даже что-то построят, – но в вечность войдет только тот храм, который основан на Иисусе Христе и который созидается на этом Основании Духом Святым.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 03.00, 13.00, 23.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Люди церкви

Митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир: «Я очень горжусь нашей молодежью»

Беседовал Олег Петров

– Угрожают ли европейские псевдоценности православным устоям Молдовы – об этом в программе «Люди Церкви» с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром. Владыка, жизнь в Молдове сегодня достаточно непростая. Удается ли вам в этих нестабильных условиях удерживать стабильность церковной жизни?

 
Епархия

Екатеринодарская и Кубанская епархия

Митрополит Екатеринодарский и Кубанский ИсидорДата рождения: 25 мая 1941 г. Дата хиротонии: 19 июня 1977 г. Дата пострига: 5 января 1967 г. День ангела: 21 января.Родился в поселке Веймарн Кингисеппского района Ленинградской области.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс