Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (658) → Митрополит Видимский Дометиан: «Каждого нового человека, входящего в храм, надо научить православным традициям»

Митрополит Видимский Дометиан: «Каждого нового человека, входящего в храм, надо научить православным традициям»

№1 (658) / 26 декабря ‘11

Архипастырь

В эфире телеканала «Союз» программа «Архипастырь». В студии Александр Сергиенко. Наш гость – митрополит Видимский Дометиан, иерарх Болгарской Православной Церкви


– Здравствуйте, Владыка. Расскажите, пожалуйста, об истории Болгарской Православной Церкви.

– Болгарская Православная Церковь – одна из древнейших Церквей славянских народов. Крещение болгарского народа произошло в 865 году при благоверном и равноапостольном царе Борисе, Михаиле в Крещении. Продолжатели бессмертного дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Климент и Наум, Охридские чудотворцы, стали заниматься вероучительными делами в Болгарии с согласия святого царя Бориса после того, как их выгнали из западных стран. И в Болгарии начался золотой век культуры и процветание ее в лоне Церкви Православной.

Конечно, история Болгарской Православной Церкви полна испытаний. В XI веке Болгария попала под влияние византийцев на целых два века. Слава Богу, что Церковь сохранила все свои духовные богатства, и в XIII веке восстановились и державность, и церковная жизнь государства. Но в этом же веке Болгария попала на пятьсот лет в турецкое рабство. Вот тогда Православная Церковь сыграла огромную роль, духовно окормляя болгарский народ и сохраняя веру, традиции, язык, культуру, – и сохранила. Освобождение Болгарии от турецкого рабства произошло в 1878 году, благодаря освободительной русско-турецкой войне, в которой на болгарской земле пали 200 тысяч русских солдат.

С того времени и до сегодняшнего дня Церковь наша продолжает жить в своих благодатных традициях.

Как всем известно, в период с 1944 года почти до конца ХХ века, когда начались демократические преобразования в Болгарии, времена для Церкви были очень нелегкие. Потому что государственная политика была атеистическая. Но все-таки у нас не было такого беспредела, как в других странах, например, как в России после Октябрьской революции. И сейчас мы очень рады тому, что в России восстанавливается все, что было разрушено. Недавно мы посещали московские святыни, монастыри и церкви и своими глазами видели, что все обновлено, восстановлено.

Я почему хочу это сопоставить? Да, у нас в Болгарии ничего не разрушали, но ничего и не созидали и не разрешали созидать новое. Но все-таки, так или иначе, мы жили вот в такой серой терпимости. Хочу сказать, что самый большой друг Болгарской Церкви и болгарского народа – это русский народ и Русская Православная Церковь, которая во время турецкого рабства принимала из Болгарии монахов, пришедших просить помощи на строительство новых монастырей или на духовное обучение болгар в русских учебных заведениях. И даже в последнее время, когда Болгария попала под схизму, наложенную в Константинополе за то, что хотели в Болгарии иметь свою собственную Церковь, автономную, автокефальную, опять пришла на помощь Русская Православная Церковь, благодаря чему схизма была отложена. И с тех пор, с 1946 года мы находимся в свободном большом семействе Православных Церквей.

Болгарская Православная Церковь имеет большие заслуги перед нашим народом, и, я бы сказал, перед всем святым Православием. Потому что она сумела сохранить все те древние книжные богатства, которые имелись со времен первого и второго Болгарского царства. Когда Болгария попала в турецкое рабство, много уникальных древних книг перешло в Россию вместе с архиереями, монахами, и они обогащали духовную жизнь Московской Руси. Вы знаете, что святой Киприан Киевский и Московский происходит из болгарского дворянства, и его святые мощи покоятся в Успенском храме в Московском Кремле? А сейчас с помощью Русской Церкви будет воздвигнут и храм в его честь.

– Владыка, расскажите о подготовке к Великому Всеправославному Собору.

– Подготовка к нему началась пятьдесят лет назад, как известно. На предварительных заседаниях обсуждались и подготавливались десять основных вопросов, касающихся святого Православия. В настоящее время найден консенсус по восьми из них. Самые большие затруднения в последнее время возникают, когда рассматривается вопрос о диптихах, и, прежде всего, вопрос о том, кто имеет право давать автономию, вопрос об автокефалии. Разногласия из-за того, что некоторые из ведущих Церквей рассматривают этот вопрос по-разному. Болгарская Православная Церковь, как и Русская Православная Церковь, считает, что решения по самым трудным вопросам должны приниматься достижением консенсуса, а не через голосование. Потому что Константинополь говорит, что пора уже заканчивать подготовку и можно голосовать по схеме «половина плюс один». Но это очень опасное дело, потому что не знаем, кто как будет голосовать, под каким нажимом и так далее.

– То есть схема еще не принята?

– Пока об этом мы и рассуждаем. Недавно представители семи Православных Церквей, которые были на праздновании 65-летия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, даже подписали меморандум о том, что мы поддерживаем то, чтобы все самые трудные вопросы разрешались консенсусом. И это самое важное, самое полезное дело.

– А когда может состояться Собор?

– Константинополь, как первый среди равных, планирует следующее совещание через месяц-два, и, я думаю, этот вопрос должен там разрешиться. Я думаю, что большинство Церквей примут такой принцип, а не голосование.

– Владыка, а проводится ли в Болгарии катехизация?

– Конечно. Катехизация сопутствует всей деятельности Болгарской Православной Церкви. Потому что каждый новый человек, который входит в храм, каждый новорожденный, каждое новое поколение, тем или иным образом обучается своей традиционной вере, православным традициям. Но если раньше, во время атеистического режима, не было возможности открыто вести катехизацию среди молодежи и подростков, то уже два года назад у нас был организован комитет во главе с митрополитом, который занимается вопросами катехизации молодого поколения. Имеется в виду работа на местах, в городах, работа издательств, церковных школ, летних лагерей, паломнические поездки молодежи по монастырям. Катехизировать – это значит обучать, воспитывать новые поколения в православной вере, в высокой нравственности, в любви, терпении и пользе для Отечества. Я думаю, это самый важный вопрос.

– Расскажите о молодежной политике в Болгарской Православной Церкви.

– Когда была последняя перепись населения, оказалось, что 70-75% населения Болгарии – это православные люди. Конечно, с началом демократизации страны, которая началась чуть больше двадцати лет назад, молодежь все больше и больше интересуется Церковью и Православием, потому что она чувствует духовный вакуум. И мы очень рады, что много молодых людей ходят в церковь, посещают монастыри, создают православные молодежные организации. Конечно, это трудный процесс, нельзя сразу переделать человека, но поскольку древний христианский философ сказал, что душа человека по природе своей христианка, значит, она имеет все возможности, когда создаются условия, возрастать в вере Православной. Это во многом зависит и от семьи, поэтому мы обращаем большое внимание и на семейный круг.

– Расскажите о влиянии Церкви на общество. У нас в обществе, например, очень большой показатель преступности, совершения абортов. А как в Болгарии?

– У вас значительно больше населения, так что и проценты больше нашего. Но мы работаем в этом направлении, стараемся научить молодых людей жить здраво и целомудренно и физически, и духовно. Мы говорим им о том, что жизнь – самый ценный дар Господа, аборты – это убийство, наркомания – это самоубийство.

Мы имеем возможность вести духовную работу и окормление среди людей, лишенных свободы, открывать при тюрьмах часовни.

– Как Болгарская Православная Церковь взаимодействует с государственной властью?

– В последнее время все больше и больше утверждаются добрые взаимоотношения между государством и Церковью, поскольку государственные люди стараются утверждать веру Православную и традиции болгарского народа. И потому поддерживают все инициативы нашей святой Церкви. Но, например, мы много раз подавали прошение, чтобы в наших школах было обязательное изучение религиозного курса, но никак не получается, к сожалению, решить эту проблему. У вас в России в этом направлении работа ведется лучше.

– Как Вы считаете, что главное в братском сотрудничестве Болгарской и Русской Православных Церквей?

– Самое главное – поддерживать вековые братские, полюбовные духовные связи с главами Церкви, с иерархами, с монахами, с обычными верующими людьми. Общаться друг с другом, посещать святыни одной и другой страны, всегда думать о пользе для своих стран. Самое важное, чтобы мы в самые трудные моменты, когда нужно решать вопросы, которые относятся к будущему наших народов, наших Церквей, шли бы рука об руку.

– Каковы отношения с инославными в Болгарии?

– У нас, кроме Православия, есть другие традиционные вероисповедания. Это ислам, потому что с XIV века и до сих пор у нас живет много людей турецкого происхождения, которые унаследовали мусульманскую веру. Есть немного католиков и протестантов, но это классические протестанты – евангелисты. Как вы знаете, от имени протестантства сейчас выступает очень много посторонних сект и церквей, которые не принимаются уже даже самими протестантами. Я не говорю о сектах, а с другими конфессиями мы сожительствуем мирно, у нас нет межрелигиозных конфликтов.

– Как организовано православное образование в Болгарии?

– У нас имеется две семинарии (это на уровне средней духовной школы), четыре богословских факультета в государственных учебных заведениях. Государство оплачивает работу преподавателей университетов и семинарии. Много молодежи желает поступить в духовные школы, и после окончания их большинство стремятся принять духовный сан. Таким образом обновляется клир, повышается духовный уровень священства, монашества, и это благотворно влияет на повышение духовно-нравственного уровня населения и особенно молодежи. Когда молодые духовники разговаривают с молодыми людьми, они быстрее найдут интересную тему для беседы и общий язык, чем люди разных поколений.

– Владыка, в завершение благословите наших телезрителей.

– Я восхищаюсь передачами православного телеканала «Союз» – там такое богатство духа и разнообразие и современной жизни Русской Православной Церкви, и Церкви Заграничной! Под Покровом Божией Матери храни Бог святую землю Русскую, православный русский народ, Русскую Церковь и чад ее во главе со Святейшим Патриархом Кириллом. Дай вам Бог, дорогие братья и сестры, доброго здоровья, успехов в жизни и спасения души. Аминь.


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 19.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.30, 20.30, среда 02.30

 
Церковный календарь

Господь дает всегда вовремя

Протоиерей Евгений Попиченко

11 января – день памяти 14 000 младенцев, убиенных от царя Ирода в Вифлееме Когда Господь Иисус Христос родился в Вифлееме, в Иерусалим пришли из далекой восточной страны мудрецы-волхвы. Воссиявшая на небе звезда возвестила о Рождении Мессии, Царя Иудейского, Спасителя мира, Которому они и пожелали поклониться.

 
Дела милосердия

И если каждый спасет по звезде…

Ирина Свистунова, г. Екатеринбург

Будни добровольческой службы Мир стоит на любви. Если в мире исчезнет любовь, он не просуществует и дня. Особенно ясно понимаешь это в праздничные Рождественские дни, ведь именно Спаситель принес в этот мир всеобъемлющую любовь.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс