Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (642) → Священник Кирилл Шевцов: Социальное служение Церкви будет развиваться

Священник Кирилл Шевцов: Социальное служение Церкви будет развиваться

№33 (642) / 29 августа ‘11

Гость

Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Останкине священником Кириллом Шевцовым в эфире телеканала «Союз»

– В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Александр Сергиенко. У нас в гостях клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине священник Кирилл Шевцов. Сегодня мы поговорим о социальном служении – что делает в этой сфере Русская Православная Церковь.

Конкретная помощь конкретному человеку

– В первую очередь, это помощь людям, находящимся в больницах, помощь заключенным, окормление военнослужащих, работников правоохранительных органов, конкретная помощь на приходе людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, многодетным семьям, детским домам и их окормление.

– Батюшка, не все, кто попал в сложную жизненную ситуацию или тяжело заболел, обращаются в Церковь, а порой не только в храм приходят, но и пытаются воспользоваться услугами далеких от медицины людей, а то и привлечь какие-то потусторонние силы для решения своих проблем.

– В храмах священник часто встречает людей, которые говорят, что на них навели порчу, и просят батюшку помочь и избавить от сглаза. И, конечно, священнослужитель всегда напоминает о природе этого явления, о том, как в Евангелии Сам Христос Спаситель говорит, что изгнан был бес из души человека, но, увидев, что это сердце не занято ни Богом, ни праведной жизнью, он взял семь бесов сильнее себя и вернулся и вновь стал влиять на человека. Поэтому мы, священнослужители, всегда подчеркиваем, что в этой ситуации необходимо изменение всей жизни, покаяние за всю жизнь, Исповедь, Причастие Святых Христовых Таин, участие в церковной жизни, святые посты. Потому что Христос Спаситель прямо сказал, что этот род может отойти от человека не иначе, как только с помощью молитвы и поста. Необходимо помнить, что православные христиане не должны в руки брать ни гороскопы, ни всякую подобную литературу.

– Как противостоять общественному мнению или знакомым, которые авторитетно заявляют, что «есть человек, который может помочь, ты приди, там что-то с тобой сделают, и все наладится»?

– Здесь самое главное – понять саму природу происходящего. Ведь когда Христос Спаситель совершал чудеса исцеления, воскрешения мертвых, это не было фокусом. Чудо Евангельское происходило после того, как человек приобретал веру. Вспомним из Евангелия о даровании зрения двум слепцам и исцелении бесноватого немого. Они шли за Христом и взывали, кричали, признавали Его Сыном Давидовым – явно Его признавали Мессией и просили, чтобы Он помиловал и спас их, даровал зрение. И на изменение, которое происходило внутри человека, Господь отвечал чудом исцеления. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей проповеди отмечал: чудо исцеления было как знамение вечной жизни, той жизни со Христом, к которой мы в конечном итоге все должны прийти. Ведь воскрешенные Христом Спасителем вновь умирали, исцеленные вновь заболевали и приходила их физическая смерть, но это чудо возрождения и укрепления их веры вело их в течение всей жизни до самого христианского успения.

Молодым нужна поддержка

– Святейший Патриарх призывает большое внимание уделять работе с молодежью. На что в этой работе стоит сделать акцент, по Вашему мнению?

– Сегодняшняя молодежь тесно общается со СМИ, с интернетом. Поэтому священнослужители и работники наших приходов стараются заинтересовать молодого человека именно в общих христианских вопросах. Организуются евангельские, библейские кружки, где молодые люди обсуждают, пытаются более глубоко изучить Священное Писание, организуются совместные паломнические поездки даже за рубеж, например, в Святую Землю, чтобы молодежь не чувствовала себя одинокой, оставленной.

– Всегда ли удается находить общий язык с молодыми людьми, ведь обществом навязывается стереотип, каким должен быть современный молодой человек, и это очень далеко от понятия православной духовности?

– Конечно, бывает так, что молодые люди уходят из храма. Какой-то мирской вопрос становится главным, и у человека нет возможности более усидчиво заниматься в кружке православной молодежи. Поэтому люди, работающие с молодежью на каждом приходе, стараются обновлять формат этих отношений. Самое главное, чтобы эти отношения были как можно более искренними, как можно более открытыми, чтобы молодые чувствовали и понимали, что приход – единая семья, что они друг другу нужны. Вот так и удается созидать молодежную общину на приходах.

– Один из шагов, предпринятых Русской Православной Церковью по сближению с верующими, и с молодежью в том числе, – распространение информации о жизни Церкви в интернете. У каждого прихода по возможности появляется свой сайт или портал, епархии точно их имеют. Как Вы относитесь к возможности пообщаться со священником через интернет?

– Конечно, положительно. Сайту нашего храма уже более трех лет, и молодежь нашего храма очень активно в этом участвует. Выставляют фотоматериалы с церковных служб, из паломнических поездок, священники отвечают на вопросы прихожан. Молодежь не просто помогает в работе и оформлении сайта, ребята еще и создают православную газету, где поднимают темы, которые их волнуют.

– Как Вы считаете, должны ли на приходе заниматься военно-патриотическим или гражданско-патриотическим воспитанием?

– Любой христианин в душе своей воин Христов и воин своего Отечества; все мы хорошо помним призывы и благоверного князя Александра Невского, и Минина и Пожарского. Поэтому, начиная с воскресных школ для самых маленьких, священнослужитель рассказывает на уроках о житии Александра Невского, подвиге духовного попечительства и духовного заступничества преподобного Сергия Радонежского перед Куликовской битвой. Организуются паломнические поездки на Куликово поле, на Бородинское поле, на места воинской славы нашего Отечества. Ведь без нашей истории, без этого духа невозможно, наверное, воспитать не только правильного, но и православного человека.

– С кем сложнее проводить социальную работу: с детьми, молодежью или со взрослыми?

– Все-таки дети и молодежь как-то более близки, может, потому что я по возрасту ближе к этой группе. Наш храм окормляет общество инвалидов, людей пожилых, с ограниченными возможностями. И хотя большую часть жизни многие из них не знали Христа, сейчас они и исповедуются, и причащаются, каждый пост мы стараемся их пособоровать, для них организуются паломнические поездки в святые монастыри и храмы Москвы и Московской епархии.

Благо – помочь, не гордясь

– У людей незнающих может сложиться впечатление, что церковь – это место, где священники проводят службы, а другие люди специально приходят эти службы отстоять. И все. Но службы – не единственное дело священника; чем Вы занимаетесь в остальное время?

– Совершение богослужений – одна из основных обязанностей священнослужителей, но не самая главная. Всегда в храм обращаются люди. Поэтому сейчас в большинстве храмов присутствует дежурный священник. Бывает, что приходят просто с улицы, чтобы поставить свечку, заказать записку о здравии и упокоении, получить какую-то помощь, поддержку, совет. Священники вникают в эти жизненные ситуации, дают советы. Бывает, что приходится и до службы, до совершения Божественной литургии ехать к болящему домой, совершать Соборование, Причастие. После вечерней службы случается, что люди просят освятить квартиру.

– Батюшка, звонок от телезрителя – Белгородская область на связи.

– Батюшка, помогите разобраться в таком вопросе. Господь велел помогать всем просящим; как подать милостыню, чтобы это не навредило душе человека, или неважно, как просящий распорядится денежными средствами? И второй вопрос: отдать ли предпочтение в оказании помощи просветительской деятельности Церкви, книжным издательствам, телеканалу, или предпочтение отдать нищим?

– В первую очередь нужно делать то доброе дело, которое ближе вам. Мы всегда должны помнить слова Христа Спасителя: «вы даете это Мне», – то есть Самому Христу мы приносим жертву. Как правильно распорядиться своими средствами? Мне очень понравился ответ одного духовного человека, когда он сказал, что нужно сначала помолиться, чтобы Господь помог исполнить это доброе дело, чтобы мы не возгордились: если мы в сердце своем будем гордиться, что подали милостыню, и внутренним сердцем своим будем осуждать того человека, который, может быть, не совсем правильно проводит жизнь, эта жертва будет для нас вредной. Благо будет помочь нищему, обездоленному, благо помочь и православным проектам, телеканалу «Союз», монастырю, храму – все это будет для блага человека, если он будет все приносить в мирном духе, в мирном устроении, с молитвой, не гордясь, не превозносясь.

Но, совершая дела милостыни, мы ни в коем случае не должны забывать о своих близких. Не всегда человек нуждается и не всегда нужно совершить какую-то финансовую жертву, но жертвовать мы призваны ежеминутно, ежесекундно. Чем-то жертвует супруг ради супруги, чем-то жертвует супруга: своим временем, может, своими привычками ради любимого мужа. Так в семье поселяется лад.

– По своему опыту скажите, сколько человек может окормлять один священник?

– На скольких физических сил хватит. Скажем, у наших старцев в монастырях, и у отца Кирилла, и у отца Илия из Оптиной Пустыни, и у отца Наума очень много духовных чад – со всей России приезжают к ним, даже посчитать сложно, и письма пишут сотни людей. Это особый подвиг. Но в рамках прихода священник может исповедовать людей за Всенощным бдением и после Литургии, с более пристальным вниманием человек сто.

– Наверное, с этим и связана московская программа «200 храмов», которая предусматривает увеличение количества приходов?

– Да, конечно, Святейший Патриарх поднял этот вопрос не случайно, потому что, скажем, даже в нашем Останкинском районе стоит три дома, в которых число жителей намного переходит за десять тысяч. Эта программа направлена на то, что примерно на каждые десять тысяч населения должен быть храм.

Молиться друг за друга необходимо

– Социальная работа – общая работа, приблизительно одинаковая у всех храмов. А есть ли какая-то координация действий, централизация, и нужна ли она?

– Конечно, нужна; осуществляется социальная деятельность не только в рамках прихода: следующая ступень – в рамках благочиния, следующая – в рамках епархии, и последняя, высшая – в рамках всей Русской Православной Церкви. Скажем, в рамках благочиния у нас совершаются общие акции молодежи, приглашают интересных гостей, священнослужителей, с которыми обсуждают те или иные темы, проходят совместные культурные мероприятия, православные театральные фестивали, спортивные игры, посвященные тем или иным патриотическим датам в истории государства и Церкви. В рамках епархии существуют курсы обучения, повышения квалификации работающих с молодежью, социальных работников, обсуждаются социальные объекты, где нужна помощь волонтеров в рамках благочиния – к примеру, больницы и детские дома.

– А какое внимание уделяется спортивной деятельности?

– Я знаю, что в рамках нашего Троицкого благочиния проходили спортивные игры, когда от каждого прихода молодые люди участвовали в спортивных состязаниях. Это очень объединяет молодых людей, завязывается дружба. Святейший Патриарх не раз говорил в своих выступлениях, что должна образовываться на приходе общность прихожан, чтобы мы знали, что это за человек, какова его судьба – не то чтобы мы как-то лезли в жизнь человека, нет, но чтобы не было такого, что бабушка Мария Петровна, которая двадцать лет ходила в храм, вдруг перестала ходить… Чтобы это был и наш вопрос, личный: что с ней случилось? Может, она заболела, может, ей нужно принести какую-то святыню, пособоровать, может быть, помочь устроить ее в больницу, или она нуждается в помощи сиделки, и кто-то из прихода мог бы к ней приходить и духовно поддерживать ее? Пригласить того же священнослужителя, если ей нужно будет поисповедоваться и причаститься. Именно на приходе должны существовать такие тесные, дружеские связи. Чтобы мы хорошо знали своих прихожан, твердо держались за свою общину. Ведь если возьмем те же сектантские общины, то у них эта деятельность поставлена на очень высоком уровне, они как раз очень держатся за своих приверженцев, и порою даже люди, которые покидают их общину, приходят в Православие, рассказывают, какие сложности им приходится претерпеть, чтобы вырваться из такой общины.

Мы не ставим себе цель устанавливать такие отношения, но четко знать своих прихожан, им помогать, молиться друг за друга необходимо.

– Батюшка, звонок из Московской области.

– Хотелось бы спросить вот о чем. Бывает, сделаешь доброе дело, а потом случаются какие-то искушения, то давление поднимается, то нервное расстройство – это нормальное явление или как?

– Это нормальное явление, но вы старайтесь не задумываться об этом. И святые отцы советуют: делая доброе дело, молитвой себя поддерживайте и укрепляйте. Здесь может быть и искушение от лукавого, поэтому самое главное – не задумываться над теми последствиями, которые происходят после того, как вы сделали доброе дело. Ни в коем случае эти последствия не должны нас отвлечь, не должны отбить у нас желание творить добрые дела. В вашем случае может быть именно такое искушение от нечистой лукавой силы, чтобы вас отвлечь от этого дела.

– Следующий звонок – из Белгородской области.

– Мне кажется, что главное – не внешняя жизнь Церкви, Церковь не надо сегодня превращать в комбинат бытового обслуживания – не в этом ее главная сила, а надо указывать власти на социальную работу, которую она ведет.

– Церковь всегда была и остается именно Божиим устроением, Божиим институтом, и эта указывающая сила внутри, в природе Церкви и заложена. И мы слышим, особенно сейчас, в проповедях Святейшего Патриарха этот призыв – вспомнить об обездоленных, вспомнить о Церкви, о ее служении – проповеди веры Христовой. Главная функция Церкви – приведение народа ко спасению. Церковь всегда говорила, говорит и говорить будет, обращаясь к совести каждого человека.

– Следующий звонок – Липецкая область на связи.

– Батюшка, мы знаем, что святые отцы говорили все очень просто и для всех понятно. Нынешние же священники свои проповеди читают так, что многое непонятно молодым людям и людям в возрасте, которые еще мало воцерковлены.

– Стиль проповеди, язык проповеди – особый, есть определенные рамки, определенные правила церковной проповеди. С возрождением церковной жизни появлялись в воскресных школах и детские группы, и группы для взрослых. Насколько я знаю, было даже благословение Святейшего Патриарха при открытии детских воскресных школ стараться открывать и школы для взрослых, чтобы люди могли прийти и услышать слово Божие доступным языком. Если у вас на приходе какие-то сложности возникают, я бы посоветовал просто приходить к священнику (может быть, это будет в рамках Исповеди, или перед службой, или после службы), и обращаться к нему со всеми вопросами на духовные темы. Я думаю, что ни один священник никогда не откажет.

Слово Божие нужно везде

– Мы говорили о социальной работе, и Вы упомянули о работе с заключенными. Какая с ними проводится работа?

– Я знаю, что в Москве ведется общеепархиальная работа, и достаточно большое количество священников окормляют заключенных всех московских следственных изоляторов. В большинстве из них есть либо храмы, либо молитвенные комнаты, поэтому назначается специальное время для совершения Божественной литургии. А перед Божественной литургией совершается таинство Исповеди для заключенных. Если есть таковые, кто просит Крещения, совершается подготовка и Крещение заключенных. В праздник Покрова Божией Матери в следственном изоляторе «Матросская тишина» Архиерейским чином совершается и Божественная литургия, и Крестный ход. В нашем приходе совершается еще и окормление письменное: заключенные присылают письма, содержащие определенные просьбы, они нуждаются в разных предметах – это и духовная литература, и иконы, это одежда и письменные принадлежности, поэтому прихожане наши собирают такие посылки и отсылают в тюрьмы Воркутинской области, Мордовии, то есть адресно помогают тем храмам, которые построены на территории тюрем.

– Батюшка, звонок из Омска, давайте ответим на вопрос.

– Меня интересует вопрос церковной десятины. Это нужно десятую часть своих доходов ежемесячно отдавать, и как правильно – отдать их в храмы или нищим, и правильно ли будет отдавать деньги наркоманам или тем людям, которые спиваются?

– В Ветхом Завете очень подробно прописаны, определены нормы по содержанию храма, священнослужителей, так называемая десятина, которую должны были платить все верующие ветхозаветного храма. В наше время в Православии, в Новом Завете этот строгий закон уже не имеет такой силы, как раньше. Мы приходим в храм и ставим свечки, заказываем записки, заказные обедни, Литургии, молимся за сродников, подаем определенные пожертвования. Вот эта наша жертва и является определенной десятиной.

– Как Церковь осуществляет социальное служение в армии?

– Как правило, окормляют армию священнослужители, которые в прошлом, до своего священнического служения, были связаны с военным делом. Им легче найти общий язык. Толчок этой работе дали события чеченской войны; когда солдаты шли на войну, кто-то был не крещен, кто-то хотел поисповедоваться. Так появился опыт взаимоотношений Церкви и армии. Устраивались походные храмы, священники в Чечне совершали и Крещения. Сейчас, слава Богу, подписано соглашение между Русской Православной Церковью и министерством обороны, что в каждом военном округе, в каждой части появится штатная должность – ответственный священнослужитель по духовно-просветительской и патриотической работе. Отводится время для встречи священнослужителей с военнослужащими, устраиваются храмы. До революции были так называемые полковые священники и в сухопутных войсках, и на флоте. Сейчас возрождается это попечение. Я знаю, что в Камчатской епархии даже на подводной лодке или атомном крейсере устраивается молитвенная комната по просьбе военнослужащих.

– Наверняка социальное служение Церкви будет развиваться, и здесь уже сами прихожане могут этому поспособствовать, проявив не только гражданскую, но и церковную, христианскую позицию. Остается только призвать к этому всех православных людей.


Смотрите программу «Беседы с батюшкой» на православном телеканале «Союз»: воскресенье, понедельник, вторник, среда – 22.00 (прямой эфир), вторник, среда, четверг, пятница – 10.00 (повтор вечерней программы). Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому). Телефон прямого эфира: (495) 781-49-54

 
Беседы с батюшкой

Священник Игорь Шаров: Евангелие – духовное основание нашей жизни

Беседа с клириком храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках священником Игорем Шаровым в эфире телеканала «Союз» – В эфире православного телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Александр Сергиенко. Наш гость – клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках священник Игорь Шаров.

 
Епархия

Владимирская и Суздальская епархия

Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕвлогийДата рождения: 13 января 1937 г. Дата хиротонии: 11 ноября 1990 г. Дата пострига: 15 марта 1965 г. День ангела: 18 мартаРодился в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс