Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (636) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Образ жизни человека должен отвечать духу Евангелия»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Образ жизни человека должен отвечать духу Евангелия»

№27 (636) / 11 июля ‘11

Архипастырь

Совесть – голос Божий

– Здравствуйте, телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий – Евгений Зызин.

По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса ведущего. Владыка, не кажется ли Вам, что в обществе до сих пор сохраняются советские стереотипы о роли Церкви в нашей жизни? Как только Церковь начинает делать что-то общественно значимое или участвует в массовом событии, сразу поднимается волна обвинений в клерикализации общества, вмешательстве Церкви в дела государства. Что это – продолжение гонений на Церковь, пусть в завуалированном виде, или все-таки простое недопонимание?

– Я думаю, что сегодня это отголосок советского образа мышления. Хочу сказать, что мне довелось в свое время встречаться с людьми еще дореволюционного поколения. У них был взгляд на Церковь как на институт особого общественного служения и государству, и Церкви, и народу. И старые люди всегда спрашивали: а был ли Крестный ход, а куда ходили после богослужения в такой-то праздник? И когда узнавали, что никаких Крестных ходов не было, вспоминали, как они до революции ходили с Крестными ходами, служили молебны принародно на площадях.

А вот в советское время, когда Церковь была в загоне, в гетто, если можно так выразиться, запрещалось вообще проповедовать – не только на площадях или в общественных местах, а даже в храмах. Священникам запрещалось носить рясы и подрясники в общественных местах. То есть Церковь в то время никак не могла проявлять себя.

И вот спустя много десятилетий, когда Церковь опять стала возвышать свой голос по тем или иным событиям, сегодня совсем уже другой взгляд некоторых людей. С одной стороны, можно сказать, это недопонимание – непонимание смысла существования Церкви в нашем обществе. С другой стороны, я с этим соглашусь, это действительно завуалированное гонение. Много ведь недругов, противных учению Церкви.

И это совершенно не случайно, потому что если признать все то, что говорит Церковь устами наших иерархов, Патриархов, священнослужителей, то каждый человек должен изменить свой образ жизни, настраивать его так, чтобы он соответствовал духу Евангелия. А если он будет соответствовать духу Евангелия, значит это будет входить в противоборство с моими страстями. Значит, я уже вынужден буду жить по заповедям Господним, так, как учат Церковь, Евангелие. А знаете, как этого не хочется, страсти-то бушуют в каждом человеке.

Но, с другой стороны, сегодня Русская Православная Церковь в нашем Отечестве, если хотите, это совесть, это – неподкупный судья, который должен давать и дает оценки событиям, которые происходят у нас в стране. А совесть – это голос Божий в человеке, и он говорит так и то, чему учит нас Господь. Точно так же и Церковь дает оценку. Может быть, она для кого-то нелицеприятна, может, она просто противна этому человеку, его образу жизни. Но этот голос должен звучать. И те, кто пожелает жить по Евангелию, должен прислушиваться к голосу Церкви.

Но думаю, что здравомыслящие люди, которые видят, что сегодня происходит в нашей стране, правильно оценивают то, что говорит Церковь устами своих священнослужителей. И они должны понять, что Господь, Который сотворил человека, через Церковь желает людям только хорошего и доброго. Обратите внимание: все заповеди Господни направлены во благо человека, все это делается, чтобы жил человек на земле достойно, благополучно, общался с людьми, с окружающим миром нормально, относился к нему с должным почтением и уважением. И человеку, который будет жить в соответствии с Евангелием, дается возможность еще и войти в Царствие Божие, в загробную жизнь – разве это не благо? Конечно, здравомыслящий поймет, что это благо, прислушиваться надо к этому голосу. А страсти остаются страстями, они бушуют, и через страсти действует враг рода человеческого – дьявол, который, конечно же, не желает спасения человека. Вот отсюда делайте свои выводы: с кем мы, за кем пойдем? За страстями – значит, за дьяволом; если против страстей, за Церковь, за Евангелие, значит, с Богом. А значит, будет нам в перспективе жизнь вечная загробная с Богом.

Если нет любви друг к другу, Господь жертвы не примет

– Переходим к вопросам наших зрителей. Евгений, 36 лет: «Иисус Христос сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Что Он имел в виду?»

– Мы уже как-то говорили о том, что слова Священного Писания нельзя брать из контекста и как-то их толковать. Они обязательно связаны с контекстом – с предыдущим или последующим текстом Священного Писания или тем, что говорил раньше или сказал дальше Христос Спаситель.

В данном случае Христос Спаситель перед тем, как сказать эти слова, сотворил чудо над расслабленным человеком в присутствии книжников, фарисеев, которые кичились своими знаниями, своей праведной жизнью. Все они видели этого расслабленного человека, а Христос Спаситель, увидев его, сжалился над ним и сказал: «чадо, прощаются тебе грехи твои». И тут книжники и фарисеи стали говорить и думать в сердцах своих: «Он богохульствует, грехи может прощать только Бог». А Господь, провидев их внутреннее рассуждение, настроение сердца, спрашивает их: «Что вы промышляете в сердцах своих, что нельзя так говорить?». Христос не просто так спросил, а тем самым, как Бог, во-первых, провидел их внутренний мир, их размышления; во-вторых, Он проявил Себя как Бог и раскрыл нам глубину или тайну расслабленности, болезни человека. Оказывается, грех является источником болезни человека, и поэтому Он сказал: «прощаются тебе грехи твои». Но в ответ на возражения фарисеев, что нельзя так говорить, Он, обращаясь к больному человеку, сказал: «Встань, возьми постель свою и иди». Попробуйте так сказать человеку – я не могу сказать, потому что не уверен, пойдет он или нет; а Христос так сказал, и тот больной встал и пошел. Потому что Христос был не просто Человек, Он был Сын Божий.

Этими словами, обращаясь к книжникам и фарисеям, да и к каждому из нас, Господь передает очень важную и глубокую мысль: не нужна Ему вся наша кичливость, не нужно Ему это лицемерно жертвенное отношение – принес жертву и тем сотворил все, что необходимо человеку. Нет, Господь призывает к милосердию, к сострадательности, а жертва, которую приносили книжники и фарисеи, не имела такого значения даже для тех, кто ее приносил. Какую бы мы свечу ни ставили, но если у нас нет любви друг к другу, эти наши жертвы Господь не примет. И то, что мы приносим в жертву Богу, – это все творение Бога, это все – Божие создание, это все принадлежит Богу, а не нам. А человек думает: «какой я великий, принес жертву, поставил свечку, и все – у меня душа чиста и я очистился», – нет. Милосердие должно быть к людям, отношение с подлинно христианской любовью, и в этом случае милосердие к людям будет воспринято Богом. И мало того, Господь сказал: «Какой мерой меряете, такой будет отмеряно и вам».

И мы сами каждый день читаем молитву «Отче наш», в которой тоже произносится очень важная мысль: мы просим, чтобы Господь простил нам долги наши, якоже и мы прощаем должником нашим. Поэтому от того, насколько мы будем милосердны к ближним нашим, к окружающим, насколько мы будем прощать прегрешения обижающим нас, настолько и Господь простит нам наши согрешения.

– Виталий, 37 лет. В псалме 50-м говорится: «и во грехе родила меня мать моя», но его мать прожила с мужем в любви много лет, и таких много – неужели все зачаты во грехе?

– Слова эти произнес Псалмопевец Давид, а вообще этот псалом у нас называется покаянным псалмом. Давид, будучи обличаем пророком Нафаном, понял, что совершил преступление, направив Урию, военачальника, в самое опасное место, где он погиб: соблазнился пророк и царь Давид Вирсавией, женой этого военачальника, и отправил его, зная, что тот может погибнуть. Потом осознал свой грех, вину пред Богом. И вот он в этом покаянном псалме раскрывает свой внутренний мир, говорит, что, может быть, и не хотел этого делать, а согрешил, потому что страсти в нем бушуют. Да, потому что во грехах я весь родился – он как бы подчеркивает, что в нем присутствует испорченная природа человека, а она идет по наследству, от того, что наши праотцы Адам и Ева согрешили, нарушили заповедь Божию и испортили человеческую природу. Во всю жизнь человека внесено глубочайшее потрясение, повреждение, и каждый человек уже рождается с этой испорченной человеческой природой.

– Любовь Петровна, 53 года, спрашивает, можно ли использовать уринотерапию?

– Во-первых, нужно сказать, что такое уринотерапия: это использование мочи в лечебных целях. Я беседовал с опытными врачами, нашими современниками, и скажу, что в нашей медицине не практикуется использование мочи для лечения. Сегодня в интернете, в средствах массовой информации, в рекламных роликах можно найти все, что хотите – этот метод общения с людьми дает возможность абсолютно всем выходить на мировую арену информации, и здесь никто не просматривает, правильно это или неправильно; публикуй что хочешь, на совести каждого человека будет правдивость или ложность этой информации. Можно задать вопрос: а кто, лечившись этим, получал исцеление? Я еще раз скажу, что беседовал с опытными врачами и они в один голос сказали, что не рекомендуют этим заниматься.

– Антонида, 73 года, больна диабетом, и после того как рано утром принимает инсулин, обязательно должна выпить хотя бы чаю, но не все батюшки разрешают после этого причащаться. Как быть?

– Я неоднократно говорил и нашим прихожанам, и по телевидению, и на епархиальных собраниях, что есть у нас больные, которые не в состоянии перенести долгую службу. Сахарный диабет – это страшная болезнь, и если человек вовремя не примет таблетку или какую-то часть пищи, он может погибнуть. И священники наши должны это понимать. Я бы посоветовал Антониде ходить в храм, где служит благоразумный священник, который это понимает; а если он не понимает, то зачем тогда ходить в тот храм? И это будет естественно, если вы перестанете туда ходить, потом еще кто-то перестанет, и священник останется один и начнет размышлять: а почему к нему люди не ходят? «Значит, вы, батюшка, неправильно учите, не туда вы ведете людей, неправильно относитесь к людям».

Я всем говорил и повторюсь сейчас, что священник должен снисходительно относиться к больным людям. У нас в Церкви есть особое снисхождение к немощным, больным, особенно к лежачим больным, и есть чин Причащения больного – он очень сокращенный. Сегодняшняя Литургия и другие богослужения рассчитаны на здоровых людей, а ведь Христос Спаситель готов к каждому человеку прийти, каждому человеку желает Господь спасения. А если священник не допускает больного человека к Причастию, – горе этому священнику.

Я бы порекомендовал вам просто написать мне конкретно: была в таком-то храме, подходила к такому-то священнику… Я их вызову обязательно и буду с ними беседовать, чтобы подобное не повторялось.

Самоубийцы убивают собственную душу

– Екатерина, 41 год: «Говорят: ушел из жизни. Может быть, правильнее говорить: ушел из земной жизни, ведь есть еще и другая жизнь?».

– Лично у меня отношение к этому очень простое. Обратите внимание, как говорят: ушел из жизни. Ушел – значит, добровольно ушел, то есть наложил на себя руки, покончил жизнь самоубийством. На церковно-славянском языке говорят «преставился человек», то есть умер, называют его усопшим, то есть «уснул человек», говорят еще: «Господь призвал человека», «человек скончался». Наверное, самое правильное – скончался.

– Тамара Григорьевна, 62 года: «Внук в 18 лет покончил жизнь самоубийством. Говорят, что нужно особым образом предавать его тело земле, молиться за него. Посоветуйте, как это делать правильно».

– Мы уже неоднократно говорили на эту тему, но я еще раз скажу, потому что вопросы все еще задают. В Церкви действительно особое отношение к тем людям, которые добровольно ушли из жизни. До революции для самоубийц существовали даже отдельные кладбища, и даже в самые торжественные церковные праздничные дни, на Пасху, туда священник не заходил. Ходит священник по кладбищу, по желанию прихожан, если кто-то его просит, подходит к могиле, совершает литию об упокоении, а вот на кладбище к самоубийцам священники не заходили. Почему? Да потому что было чрезвычайно необходимо проводить вот такую, если хотите, педагогическую работу с людьми: «Друзья мои, будьте внимательнее к себе, не накладывайте вы на себя руки. Вы посмотрите, даже здесь, на земле, их хоронят на отдельном кладбище, даже здесь они уже лишены отпевания, они лишены молитвы за них». Предупредить нужно человека – не делайте этого. То, что сегодня совершается огромное количество самоубийств, свидетельствует, что люди не получили в семье должного церковного образования богословского, воспитания. И то, что человек накладывает на себя руки, свидетельствует, что он не верит в загробную жизнь. Человек оказывается в такой ситуации (например, не может вернуть долг или совершил такой поступок плохой, за который ему будет стыдно) и думает, что, покончив с собой, он решит все проблемы.

Нет, друзья мои, как раз тут-то и появляется самая большая проблема для души человека, который добровольно уходит из жизни. Суд, конечно, будет над каждым человеком, но для многих родственников это серьезнейшая трагедия. И многие обращаются к нам в епархию, просят: благословите предать земле, благословите поминать, привозят самые разнообразные справки и от психиатров, и из других медицинских учреждений. Я часто говорю: пусть священник предаст его земле, как инославного предают земле, и на этом все заканчивается. А некоторые говорят: «нет, все равно надо его поминать, я буду обращаться к Владыке, буду писать, чтобы благословили его отпеть, разрешили поминать в храме». Но, понимаете, Церковь не благословляет это, а мы все равно хотим это сделать.

А зачем? Человек совершил самое тяжкое преступление над самим собой, над своей душой, как же Господь даст ему жизнь вечную, если человек сам лишил себя жизни? Конечно, мы не знаем, что Господь уготовил для этих людей, и Господь будет судить каждого из нас, но не добивайтесь того, чтобы вам разрешили отпевать самоубийцу; мы тем самым еще хуже делаем для покойного.

По мысли многих наших подвижников благочестия, у нас существует такая практика делания дел добра и милосердия – подавание милостыни. И если случилось такое в какой-то семье, совершайте милостыню, но при этом людям не говорите, что за покойника, просто подайте, а сами в уме подумайте: «Господи, прими это за усопшего такого-то». Вы приходите в храм, ставьте свечу об упокоении, вы записывайте своих родственников – общайтесь, как с живыми, с бабушками, дедушками, просите, чтобы они помолились там за него. Ну, и конечно, самые близкие родственники, родители, муж, жена, могут за своих умерших молиться, в храме стойте, поминайте и просите Господа, чтобы он его простил и упокоил – там, где, Господи, считаешь нужным.

Благословение родителей – это на всю жизнь

– Вера Михайловна, 60 лет, спрашивает, какими иконами и как благословлять молодоженов?

– У нас есть очень хорошая практика, опыт в таинстве Венчания – священник вручает тем, кто вступает в семейную жизнь, иконы. Да, родители тоже благословляют, и не обязательно перед свадьбой – родители хотят благословить своих детей на какое-то служение или на работу, это тоже можно сделать. Можно взять икону Спасителя или Матери Божией, или какого-то святого. Существует практика, когда мать или отец благословляют своих детей, берут икону и осеняют ею свое чадо во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Можно после этого сказать какие-то теплые слова назидания: «пусть тебя Господь хранит на всех путях твоей жизни», или «пусть Господь и Матерь Божия помогают тебе во всех трудах». Это очень хорошая практика. И она хороша еще тем, что дети, которые спрашивают благословения у своих родителей, еще исполняют заповедь Божию о любви к родителям. Она была дана Богом для каждого из нас, и она до сих пор действует и будет действовать до скончания века: «Чти отца и мать твою, и добро тебе будет, и долголетен будешь на земле». И ребенок, который просит благословения родителей, должен знать, что родительское благословение чрезвычайно важно: Господь через родителей благословляет детей – Он через почитание детьми родителей ниспосылает Cвое благословение на детей. Я помню, когда меня благословляла моя мама, и те иконочки я очень бережно храню.

– Людмила, 70 лет: «В некоторых больницах есть молитвенные комнаты и небольшие храмы, действуют ли они в Рязанской епархии и можно ли в них молиться?»

– В Рязанской епархии все молитвенные комнаты и храмы при больницах имеют благословение епархиального архиерея. Там совершают богослужения священники нашей епархии, туда можно приходить. У нас на сегодня существует две раскольнические группировки. Одна в Касимове – там есть самозванец, запрещенный к священнослужению, священник Александр, который сегодня называет себя уже архиепископом. И в Рязани есть одна раскольническая группировка, которая себя выдает за якобы румынский приход, там действует запрещенный к священнослужению Алексей. Знайте, что есть в Рязанской епархии две такие группировки, и туда, конечно, ходить не надо, если вы хотите спасти свою душу. А в других наших больницах, госпиталях все молитвенные комнаты действуют по благословению архиерея, туда можно приходить.

– Благодарю Вас, Владыка, что Вы пришли и ответили на вопросы наших телезрителей.

– Благодарю вас, дорогие друзья, желаю всего доброго, пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Церковный календарь

Человек может измениться, если его коснется благодать Божия

Протоиерей Евгений Попиченко

24 июля – день памяти святой равноапостольной Великой княгини Ольги Святая Церковь совершает память одной из величайших личностей в истории государства Российского, наш народ во многом обязан ей духовным рождением,– святой равноапостольной Великой княгини Ольги.

 
Новомученики

Чем глубже скорбь, тем ближе Бог...

Юлия Аксенова

Многи скорби праведным, и от всех их избавит мя Господь.Пс. 33, 20 Проидохом скозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.Пс. 65, 12 Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс