Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №17 (626) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Не отчаивайтесь, даже если вы споткнулись – вставайте!»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Не отчаивайтесь, даже если вы споткнулись – вставайте!»

№17 (626) / 1 мая ‘11

Архипастырь

Телерадиокомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий – Евгений Зызин.

– Здравствуйте, Владыка. Завершился Великий пост, многие люди раскаялись в своих грехах. «Как бы сделать так, чтобы они не повторялись?» – об этом, наверное, думают сейчас многие. Сложно ли человеку сдержать обещания, данные Господу?

– Этот вопрос сейчас очень важен для многих наших современников. Потому что сам враг рода человеческого имеет цель погубить любую душу человеческую. И он это делает очень хитро, коварно. Вначале он грех делает красочным, ярким, так же, как когда-то искушал Еву, показав очень приятный на вид плод и сказав, что он очень вкусный. А когда Ева поняла, что совершила преступление, было уже поздно...

И задача врага рода человеческого – загнать человека в такой угол: сначала все кажется красиво, хорошо, потом совершается грех, а когда человек понимает, что согрешил и пытается покаяться, враг навевает ему мысль: «да ладно, все так живут, да нормально это», и человек вновь погружается в грех. Когда же дьявол чувствует, что человек находится в отчаянном состоянии, он говорит: «все, у тебя нет уже возможности покаяться, исправиться, живи так, как ты живешь, до конца». Вот в чем его задача: загнать в тупик человеческую душу и дать понять, что исправление невозможно.

В противовес этому вражескому наваждению Церковь говорит: посмотрите на разбойника благоразумного – казалось бы, всю жизнь человек провел в грабежах, в разбое, в разврате, а на кресте в последний момент обратился к Богу и первым вошел в рай. Или преподобная Мария Египетская, которая поначалу вела греховную жизнь, – она, осознав свою прежнюю порочную жизнь, принесла покаяние. Господь принял ее покаяние, и она молитвенными подвигами и подвигами воздержания достигла небывалой святости. Обратите внимание, что она цитировала Священное Писание, никогда не читав его прежде, прошла по воде, как по суше.

На этих примерах Церковь показывает: друзья, не отчаивайтесь, даже если вы споткнулись – вставайте, Господь принимает покаяние. Но надо дать обещание и сдержать его, всегда есть возможность исправиться, пока мы еще живы. Может быть, не сможем принести много плодов покаянных, но, по крайней мере, наше покаяние будет воспринято Богом, и у человека еще остается надежда на спасение своей души.

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Игорь, 51 год, задает вопрос: чем отличаются католики и протестанты от православных?

– В первые десять столетий от Рождества Христова не было разделения на православных, католиков и протестантов. Были христиане, то есть все те, кто исповедовал Иисуса Христа Сыном Божиим. А разделения официальные появились где-то в середине XI столетия, в 1054 году, когда официально была провозглашена Западная Церковь и папский легат, который прибыл в Константинополь, как бы положил начало официальному разделению между Западом и Востоком. Восточная – это Константинопольская, или Православная Церковь, а Западная – это Римско-Католическая Церковь. Но на том этапе такого канонического или догматического разделения не было. Западные христиане почитали, конечно, папу Римского, но такого широкого признания папы, как сегодня, еще не было. В следующие годы стало больше, резче и ярче проявляться это разделение между Западом и Востоком.

XVI век положил начало протестантизму. Лютер не согласился с теми устоями Католической Церкви, которые были в то время в Европе, и выдвинул претензии к Католической Церкви. В последующие времена протестантизм стал дробиться на различные течения, и сегодня имеется огромное количество протестантских направлений, их даже нельзя назвать Церковью.

В православном Символе веры, который мы ежедневно читаем, дано четкое определение, что такое Церковь. И это определение дали наши I и II Вселенские Соборы: «Верую во единую Апостольскую Церковь» – вот эти краткие слова являются определяющими. Если она не Апостольская, если не едина, не соборна, то значит, это уже не Православная Церковь.

У католиков в последующие годы, особенно в XIX и начале XX века были сформулированы те догматы, которых нет в Православной Церкви. Это и примат папы, и его непогрешимость, когда он говорит о вероучении, и догматы о непорочном зачатии Пресвятой Богородицы, и о схождении Святого Духа. Мы верим, что Дух Святой исходит от Отца, а они добавляют еще – и от Сына. Это такие принципиальные расхождения.

Я о протестантских направлениях не буду говорить, потому что их огромное количество, но более подробно можно почитать, сегодня доступны книги, которые характеризуют это. Я бы вам рекомендовал вначале изучить обстоятельно Православное вероучение, тогда вам легче будет познать другие направления (но, думаю, если вы хорошо узнаете Православное вероучение, вам просто не захочется изучать другие).

– Олег, 42 года, спрашивает, что такое достойные плоды покаяния?

– Еще пророк, Креститель Господень Иоанн Предтеча призывал людей покаяться – это был первый проповедник покаяния. Он всех призывал принести достойные плоды покаяния. Например, я до сегодняшнего дня обманывал людей, а сегодня приду в храм, покаюсь перед священником, попрошу у Бога прощения и скажу: «Господи, все, больше я не буду никого обманывать, и не буду. Вот это и есть достойный плод покаяния. Есть и другие плоды. Допустим, я кого-то обижал, а теперь буду помогать людям; если воровал, то с сегодняшнего дня после покаяния буду делать добро людям, буду давать милостыню. То есть важно не просто покаяться, но еще и сделать что-то сверх покаяния, которое принес.

– Александр, 75 лет, получил огромное удовольствие от Виноградовского фестиваля, – будет ли он проводиться в дальнейшем, и будет ли на него свободный вход?

– Будет. Я думаю, что это очень важный для Рязанской епархии фестиваль. И не только для Рязанской, поскольку в Виноградовских фестивалях участвуют хоры и других епархий. Надеюсь, что и на следующий год этот замечательный фестиваль состоится; он очень стимулирует развитие церковного пения, в нем принимают участие не только церковные хоры, но и светские коллективы, исполняющие церковные песнопения.

В современном обществе сегодня очень много искушений. И люди перестали петь, отвыкли петь. Допустим, на Западной Украине принято петь, в Греции люди поют. Идет какой-то обед праздничный, люди не беспробудно пьянствуют – они поют, поют хорошие песнопения. И в России такое было – старое поколение помнит, как в деревнях, да и городах тоже, собираясь на какое-то торжество семейное, всегда пели. Очень хорошая традиция. Так что развитие церковного песнопения, нашего фольклора – это очень важно.

– Вера, 75 лет, спрашивает, как правильно зажигать лампаду, от спички или от свечи?

– Я не слышал, чтобы были какие-то определенные каноны. Но есть такая традиция у нас, и в храмах, в частности, и некоторые этим дома пользуются: не спичкой зажигают лампаду, а свечой. Потому что спичка очень быстро сгорает и есть опасность, что выпадет огонек и, не дай Бог, случится пожар. Поэтому гораздо безопаснее, если вы спичкой зажжете свечу, а свечой будете поправлять лампаду. Это более безопасный способ, а какого-то мистического значения это не имеет. Хотя есть такие примеры в истории: было время, когда воспрещалось зажигать спичкой.

– Валентина, 65 лет, из Саратова, спрашивает: прощает ли Бог человека, покаявшегося в душе, а не на Исповеди?

– Господь нам это не открыл, это, видимо, тайна Божественного Откровения и тайна Божественного Промысла о человеке. Я склонен верить, что Господь действительно прощает, если человек искренне кается. Но мы точно этого не знаем, а знаем, что Церковь учредила таинство Покаяния. И таинство Покаяния имеет очень серьезное значение. Это, во-первых, очищение перед священнослужителем – свидетелем, который будет свидетельствовать на Страшном Суде о том, что человек приносил покаяние. Очень важно, чтобы это понял сам человек. Когда я покаялся в душе, когда никто не видит и не слышит, так я могу каяться много раз. А когда я начинаю понимать, что надо идти на Исповедь и каяться перед священником, это вызывает какое-то особое настроение. Надо для этого созреть, ведь узнает другой человек, врач узнает духовный о моих прегрешениях, и это вызывает чувство трепета и ответственности.

Кроме того, очень важное значение имеют наставления священника. Ведь священник не просто вас выслушал и прочитал молитву, добрый пастырь обязательно даст наставления, совет, как избавиться от страсти, от греха. И, конечно, очень важно постоянно исповедоваться перед одним и тем же священнослужителем, чтобы он все знал про вас, как добрый врач.

Кроме того, очень важно знать, чему учит Православная Церковь. А она говорит, что исповедуемый перед священником грех Господь принимает – священник только свидетель, а Господь прощает наши прегрешения. Поэтому вполне возможно, что в каких-то экстремальных случаях Господь простит и исповедование ваше. Знаете, есть очень интересный житийный рассказ, как один из подвижников, уйдя в пустыню, имел чувство гордости, как это свойственно многим людям. Оказавшись в одиночестве, в пустыне, он пошел за водой к колодцу, ударился о корягу древесную, повредил ногу. И увидел, что истекает кровью, а некому исповедаться. Он, понимая, что его никто не спасет, говорит: «Господи, прими мое покаяние». Стал молиться: «люди за Христа кровь проливают, а я просто так кровь проливаю. Господи, прими мое исповедование как мученика». И потом старцу в монастыре было открыто, что Господь его принял как мученика, который пролил свою кровь.

– Следующий вопрос – из Кемеровской области. Зоя, 65 лет, больна сахарным диабетом: утром необходимо пить воду, можно ли это делать перед Причастием?

– Вы знаете, у нас принято очень жестко готовиться к Причастию. Человек начинает свой Евхаристический пост с 12 часов ночи накануне Причастия. Но Церковь, конечно, делает послабление тем людям, которые больны. Действительно, если человек болеет сахарным диабетом и если ему дать более продолжительный срок воздержания в пище или воде, он может просто умереть. Поэтому в каждом случае надо персонально подходить. И если вы действительно это делаете только для того, чтобы прийти в храм, Церковь, конечно, это допускает. И священники должны делать послабление больным людям. Другое дело, когда после вчерашней вечеринки у меня в горле все сушит – в этом случае священник не должен допускать человека к Причастию. Что касается больного, то здесь особый случай, и Церковь дозволяет даже вкушение пищи. Больного человека перед смертью можно причащать даже и сразу после еды. Важно, чтобы человек покаялся, чтобы он понимал, что сейчас он соединится со Христом в таинстве Причащения и потом перейдет в загробный мир.

– Челябинская область, Вера, 52 года: говорят, что существует энергетический вампиризм, то есть бывают люди, которые высасывают у окружающих энергию – как этому противостоять?

– Есть такое мнение, но я не разделяю этой точки зрения, не знаю в православном учении такого понятия – вампиризм. В таких случаях вспоминаю апостола Павла, который говорил: идол в мире есть ничто. То есть сам по себе идол ничего собой не представляет, но тому, кто верит в него, враг рода человеческого, дьявол, будет через эту веру внушать все что угодно. Иногда он внушает такие небылицы, от которых может просто погибнуть душа человеческая. Вспомните слова псалмопевца Давида, который говорил, что с мудрым мудр будешь, с избранным избран будешь, со строптивым развратишься. Конечно, общаясь, люди друг на друга всегда как-то влияют. И мы все прекрасно знаем, что если человек общается с криминальными элементами, как сегодня принято говорить, то он невольно будет втягиваться в эту криминальную среду. Если общается с благочестивым человеком, значит, будет ему подражать. Если общается с людьми ученого общества, обязательно будет что-то перенимать от них.

«Со строптивым – развратишься». Я не думаю, что благочестивый человек может совершенно изменить свое поведение; я бы так сказал: горит свеча, и вы хоть сколько зажигайте от нее свечей, пламя этой первой свечи ведь не убавляется, правда? Вот смысл подлинного христианского общения людей. Добром с людьми поделиться можно. Хорошим добрым настроением, хорошими добрыми примерами, конечно, делитесь – вам от этого не убудет. Наоборот, люди, которые вас послушают, что-то доброе от вас приобретут, может, станут более благочестивыми.

– Этот вопрос пришел из Ашхабада – Анжела, 45 лет: погибла дочь нелепо, что это – наказание за грехи матери или предупреждение?

– Трудно сказать, надо более подробно знать ситуацию. Не стал бы так категорически говорить, что это наказание за грехи матери или предупреждение: любая смерть – нелепость, ведь мы же созданы не для смерти, а для жизни. Мы понимаем после смерти Христа Спасителя, что смерти как таковой не существует, но после Адама и Евы каждый рождающийся на Земле все равно должен перейти порог жизни и смерти. Конечно, люди, которые живут благочестиво, верят в Бога, просто переходят в другой мир, загробный, в надежде на то, что они будут пребывать в Царствии Божием. Поэтому я бы не стал вам рекомендовать допытываться, что это – Промысел Божий, наказание или предупреждение. Конечно, любая смерть – это предупреждение, назидание для каждого из нас, чтобы мы не слишком увлекались земной жизнью. Молитесь об усопшей, Господь Сам ее упокоит там, где она будет этого достойна.

– Благодарю Вас, Владыка, спасибо, что ответили на вопросы наших телезрителей.

– Спасибо вам. И, как всегда, дорогие друзья, я желаю вам всего самого доброго. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Первосвятитель

«Сегодня Церкви нужны архипастыри, готовые следовать и в леса, и в тундру»

17 апреля 2011 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Николая (Чашина) во епископа Звенигородского, викария Московской епархии.

 
Традиции

Пасха – праздник праздников, торжество торжеств

Праздник Воскресения Христова называется Пасхою по имени ветхозаветного праздника, который был некогда установлен в память исхода евреев из египетского рабства. Но в христианской Церкви название Пасха получило особый смысл и стало обозначать переход от смерти к жизни, от земли к небу.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс