Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (624) → Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Многие люди готовы отказаться от Евангелия под любым предлогом, потому что Евангелие призывает трудиться»

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Многие люди готовы отказаться от Евангелия под любым предлогом, потому что Евангелие призывает трудиться»

№15 (624) / 11 апреля ‘11

Архипастырь

– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы –Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.

– Здравствуйте.

– По традиции, нашу беседу начинаем с вопроса ведущего. Владыка, завершается Великий пост, что он значит для православного человека?

– Великий пост, или Четыредесятница, является как бы символом жизни каждого человека на земле. Начиная от первого дня, от изгнания Адама и Евы из рая, все недели Великого поста проникнуты чувством осознания, что наши предки были изгнаны из рая, лишились особой милости Божией за свое грехопадение – за нарушение заповедей Божиих. Человек должен понять, что произошло с Адамом – он был изгнан из рая за непослушание Богу, и Господь сказал: отныне ты будешь в трудах и в поте лица твоего есть хлеб, и дал Евангелие, то есть обещание, что настанет время, когда придет Мессия и избавит человечество от рабства греха и смерти.

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел

Это чувство покаянное, которое присутствовало у Адама, и у нас, православных христиан, должно быть. Церковь напоминает нам и о страданиях Христа Спасителя, о том, что исполнилось обещание Бога, данное Адаму: придет Мессия и избавит человека от рабства греха и смерти. Именно Христос Спаситель есть Мессия, Который пришел на землю, чтобы спасти человеческий род.

В Великий пост Церковь дает нам особую возможность обратить внимание на Христа Спасителя и на все события, которые связаны с Его жизнью на земле. Это Его Рождество, Рождение во Плоти, это Его проповедь, это множество чудес, которые Он совершал, это Его Евангелие, Учение, которое Он принес на землю. Ну и, конечно, страдания, смерть и последующее Воскресение из мертвых. Для нас Животворящий Крест должен быть знаком, который призван разбудить в нас чувство покаяния. Потому что мы видим двух распятых разбойников, один из которых хулил Бога и умер на кресте, не принеся покаяния, а второй, понимавший тяжесть преступлений, которые он совершил, исповедовал их перед Богом, принес покаяние. И сразу же получил от Спасителя обещание, что «днесь будешь со Мною в раю».

Все эти события должны нас всех сподвигнуть к тому, чтобы и мы имели стремление идти к Богу, осознавая свою прежнюю порочную жизнь, покаялись, глядя на Христа Спасителя и Его страдания, со смирением и терпением переносили все, что с нами случается в жизни. И помнили о том, что Господь не дает более тяжкого креста человеку, чем тот, который он может понести. Каждому Господь соразмеряет только то, что он может понести и что будет для него спасительно. И, конечно, если мы так же, как Христос Спаситель, со смирением и терпением будем переносить все невзгоды, трудности и печали, встречающиеся на жизненном нашем пути, то нас ждет радость встречи с Воскресшим Спасителем. И мы верим, что Господь укрепляет всех, кто обращается к Нему с истинной верой.

– Переходим к ответам на вопросы наших зрителей. Вячеслав, 50 лет, спрашивает: «Есть ли в Рязани епархиальный книжный магазин, кроме книжных лавок в храмах, если нет – то почему бы не создать?».

– У нас, к сожалению, нет площадей, где мы могли бы это организовать. И нет людей, которые бы взялись за это дело. В каждом храме есть церковные лавки, где имеется широкий ассортимент духовной литературы. Но, к сожалению, нет энтузиаста, чтобы организовать подобное на уровне города. Приходите к нам в епархию, и, может быть, мы вместе организуем такой магазин.

– Наталья Федоровна, 65 лет: «Есть ли при храмах, как это было раньше, пункты по сбору вещей для малоимущих? И второй вопрос: почему нельзя исповедоваться в часовнях при кладбищах?».

– Что касается пунктов для сбора и раздачи какой-то гуманитарной помощи: одежды, обуви, других предметов первой необходимости, – для этого тоже нужны помещения. Такой пункт был в Николо-Ямском храме, была организована эта помощь в Вознесенском храме. Но, к сожалению, все пожертвованное где-то нужно складировать, во-вторых, приносят иногда такую одежку, что ее даже стыдно отдать кому-то. Если бы люди приносили одежду в хорошем состоянии, ее можно было бы принимать, но приносят такую, которую можно просто выбрасывать на свалку. При храмах нет возможности вещи почистить, помыть, провести какую-то химическую обработку перед тем, как раздавать их людям. Если будет такая возможность, то, конечно, будем организовывать такие пункты, но на сегодняшний день этого нет.

А что касается второго вопроса, почему нельзя исповедоваться в часовнях, я первый раз об этом слышу. Вообще Исповедь совершается не только в храмах, человек может исповедаться перед священником в любом другом месте – и в кладбищенской часовне, и в других часовнях, можно и в домовом храме, если такой есть у священника, можно и на дому, и в больничной палате. Ведь самое важное – не место, где совершается Исповедь, а то настроение, с каким человек приходит к священнику. Так что священник может исповедовать человека в любом месте. Главное, чтобы было покаянное чувство и был священник, который выслушал бы вашу Исповедь, подсказал, как надо исправиться, если в этом есть необходимость, и прочитал разрешительную молитву. Вот это чрезвычайно важно. Так что, повторюсь, в любом месте можно исповедоваться, в любом месте можно молиться Богу.

– Ирина, 37 лет, спрашивает: «Что значит «любить Бога», и в чем это должно проявляться?».

– Надо сказать, что это очень обширная тема, ее невозможно изъяснить во время нашей короткой передачи. Я бы вам порекомендовал открыть Послание апостола евангелиста Иоанна Богослова, в котором он очень кратко и очень красочно говорит о любви. Что такое любовь? Это может означать и нашу любовь к Богу, любовь может быть к родителям, к близкому человеку. В обиходе мы говорим: «Я люблю картошку, люблю морковку», какое-то снадобье или какую-то вещь. Это слово имеет огромное количество оттенков и значений.

Что касается любви к Богу – я не просто так порекомендовал почитать Послание апостола и евангелиста Иоанна Богослова, потому что сам апостол именуется у нас в Церкви «апостол любви», в своем Евангелии от Иоанна он раскрыл то, чего не знало человечество в Ветхом Завете: в Ветхом Завете Бог был Бог Творец, Бог как Промыслитель, Бог как Судья. И никто не мог даже представить в Ветхом Завете то, что сказал апостол евангелист Иоанн Богослов – он сказал: «Бог есть любовь».

После сошествия на землю Самого Христа Спасителя, Сына Божия, нам, людям, стало известно, Кто такой Бог. Господь Иисус Христос об этом говорил, и евангелист Иоанн Богослов, Его ближайший ученик, слышал это, знал, чувствовал, понимал и об этом рассказал: «Бог есть любовь», и кто любит Бога, тот исполняет заповеди Божии. А тот, кто исполняет заповеди Божии, говорит он, тот будет возлюблен и Христом Спасителем. А кого Он возлюбит, тот будет возлюблен и Богом Отцом. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге», – говорит апостол. Конечно, если мы осознаем глубину этих слов, то поймем, в чем заключается смысл любви к Богу.

Апостол говорит, что нельзя любить Бога, которого ты не видишь, а брата, которого ты видишь, не любить или ненавидеть. И евангелист Иоанн говорит, что наша любовь к Богу должна проявляться через любовь к нашим близким, то есть к каждому человеку. И очень многие подвижники благочестия об этом говорят.

Конечно, по слову апостола, «любовь не завидует, не гневается, не обманывает». Есть еще множество других характеристик, которые говорят об истинной любви. То есть любовь – это совершеннейшее чувство, которое мы можем проявить к Богу. Господь – наш Творец, Создатель, и Он дает нам возможность жить на земле благополучно и еще призывает нас в Царствие Божие, в Свое Царствие Небесное. И, конечно, все свои самые лучшие чувства мы готовы к Нему направить и направляем.

Но эти чувства мы должны направлять и людям. Значит, мы не должны ни гневаться на людей, ни обманывать, ни завидовать, ни делать ничего плохого, коварного… Вот как надо любить Бога – проявляя самые добрые чувства к нашим ближним.

– Екатерина, 29 лет: «Есть такая категория детей, которых называют «индиго», некоторые считают их посланцами небес; как к ним относиться?».

– Я считаю, что это понятие возникло недавно. Раньше мы говорили, что это – люди одаренные, люди избранные. Причем так говорили о целом народе – они избранный народ, они люди одаренные. В Ветхом Завете был избранный Богом народ, но Господь его избрал не потому, что все остальные народы были негодными, а просто этот народ имел особые качества – они умели хранить традиции, умели сплачиваться, умели жить дружно.

Но даже и этот Богом избранный народ очень часто отступал от Бога. И как только он отступал от Бога, он сразу же лишался благодатных Божественных даров. Но когда этот народ вновь приносил покаяние, Господь вновь проявлял к нему Свое благоволение.

А в Новом Завете уже такого понятия не было. В Новом Завете Христос Спаситель говорит, что все люди – Богом избранный народ: все мы носим в себе образ Божий, все мы одинаковые. Но разница, может быть, только в том, что у каждого свои возможности. Обратите внимание на все наши царские династии. С самого раннего возраста дети были окружены особой заботой и опекой, к ним были поставлены лучшие гувернеры и гувернантки, лучшие учителя, философы, мудрецы. И если ребенок с самого раннего возраста воспитывается в таком окружении, дают ему огромное количество знаний, конечно, он гораздо раньше, чем его сверстники, созревает, и его способности гораздо больше развиваются. Но это не значит, что он – из ряда вон выходящий человек. Он такой же, как и все, но просто к нему было более пристальное внимание.

А что касается «индиго», это, скорее всего, вымысел, попытка некоторых людей, на мой взгляд, отказаться от традиционного, отказаться от того, что нам Христос Спаситель принес, от того, что Он нам дал Евангелие, а в Евангелии об этом не сказано. Если бы это действительно было, то, наверное, уж Творец наш нам об этом сказал, правда? Ведь Христос Спаситель – наш Творец, Создатель, Спаситель мира, и Он бы нам непременно об этом сказал, но Он этого не говорит, потому что этого нет.

Сегодня многие люди готовы отказаться от Евангелия под любым предлогом: поверить в каких-то «индиго», поверить в какие-то НЛО, поверить иногда в такую глупость… Здесь надо подумать, а почему? Да потому, что Евангелие призывает людей трудиться, работать над собой. Евангелие говорит, что есть только один путь в Царствие Божие, другого пути нет, это сказал Сам Господь.

Люди нередко верят в глупости, потому что легко поверить, но очень трудно проверить. А потом проходит время, и нам говорят, что это были мифы, это было неправдой. Но время-то упущено, вот ведь что самое печальное – жизнь-то уходит!.. А люди, которые сегодня преподносят то одну, то другую какую-то псевдонаучную идею, гипотезу, просто на этом зарабатывают деньги.

Обратите внимание, сколько на нашей передаче уже было подобных вопросов. То один проходимец издаст какую-то книгу, люди прочитают и скажут: да глупости все это. То кто-то другой псевдонаучную гипотезу преподнесет. И люди бросаются то в одну сторону, то в другую, покупают какие-то книги. Потом они их выбрасывают, но авторы-то на этом зарабатывают реальные и немалые деньги.

В Евангелие труднее поверить. Почему? Да потому что Евангелие предлагает путь, но этот путь связан с нашим трудом. Мы должны сами потрудиться, друзья, вот в чем дело.

– Вопрос из Владимирской области. Галина, 70 лет, спрашивает, как пользоваться Псалтирью преподобного Ефрема Сирина? И сразу же второй вопрос: можно ли в Иисусовой молитве молиться за усопших?

– Мы все знаем, что есть Псалтирь, которую написал псалмопевец Давид и его соавтор, одна из книг Священного Писания, утвержденного святыми отцами. Эти книги – Боговдохновенные, святые книги. Это и ветхозаветные книги, и новозаветные – Евангелие и послания святых апостолов, и Откровение Иоанна Богослова. И Псалтирь – книга Боговдохновенная.

Что касается Псалтири преподобного Ефрема Сирина, – это песнопения преподобного, он ими восхвалял Бога, обращался к Богу. И читать ее очень полезно, ничего плохого нет в этом. Но творения и писания святых отцов нельзя поставить выше Священного Писания, признанного всей Полнотой Церкви. Так что читать можно – это очень полезно и интересно, и можно петь и прославлять Бога, но нельзя ею подменять Псалтирь, которая входит в состав Священного Писания.

А что касается молитвы Иисусовой, вы обратите внимание, что сама молитва звучит так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Здесь, в этой молитве, заключается все – и вера в Бога, и смирение человека, и надежда на Божию милость, на Божие благоволение. Человек, который совершает эту молитву, себя смиряет не только пред Богом, не только внешне, но и внутренне, потому что никто ведь не знает, что человек сейчас мыслит, о чем думает. Он в уме обращается к Богу и просит Божией милости: «вот, я обращаюсь к Богу, а Господь ведь знает, что мне надо, что мне полезно».

И, конечно, есть хорошая традиция, когда мы иногда, совершая молитву Иисусову, просим Бога со смирением: Господи, помяни того-то и того-то, о здравии и о спасении мы тоже молимся. Но если все-таки молитву переиначивать, она тогда уже не будет Иисусовой молитвой. Просто между молитвами можно обратиться к Богу: «Господи, помяни во Царствии Твоем усопшего раба Твоего такого-то», или помолиться о чьем-то здравии, о путешествующих.

– Римма, 52 года. У нее умерла сестра, ее кремировали, Римма спрашивает, как это может отразиться на ее душе.

– На душе никак не отразится, потому что сама душа уже вышла из тела и пребывает совершенно в области, которая недоступна человеческому телу и вообще человеку, живущему на земле. Кремация никак не отразится на усопшем, потому что Церковь очень часто говорит, что важно не то, что остается здесь, на земле, а то, с чем человек уходит из этой земной жизни, что он уносит с собой. И поэтому Церковь призывает нас всех делать все возможное для своего спасения, чтобы мы в своей земной жизни совершали добрые дела, дела милосердия, сострадания – это наш духовный багаж, который обязательно уйдет вместе с нами в царство загробное. И там уже Господь будет определять наше местопребывание. Так что использовать надо каждый час, каждую минуту, каждый день, чтобы он не проходил бездарно и бесполезно для нашей души.

А что касается тела, то здесь надо помнить слова нашего Создателя: «земля ты, и в землю отыдешь». Неважно, в каком состоянии: кто-то утопает в пучине морской, кто-то погибает в шахте, в подземелье и там остается, кто-то погибает в огне, на пожаре – это никак не отражается на душе человека.

– Наталья, 28 лет, – у нее прервалась связь с крестницей, как ей быть и как за нее молиться?

– Молитесь, вспоминайте ее почаще. Когда в храме молитесь и пишете записочки о здравии, вносите и имя своей крестницы, и дома можете поминать. Молиться всегда можно.

– Любовь Ивановна, 70 лет: усыновили ребенка из детского дома, неизвестно, крещен ли он, как поступить?

– Если неизвестно, конечно, надо крестить. Но сначала надо спросить тех, кто принимал, кто знал этого ребеночка, может быть, они помнят. А если сомнения есть, обязательно надо крестить.

– Татьяна, 72 года, спрашивает, по какой причине в среду нет Соборования? И можно ли совмещать в один день Литургию и Соборование?

– Мы как-то уже говорили о таинстве Соборования. И Соборование никак не связано ни с Литургией, ни со средой, ни с пятницей. И вообще Соборование на церковном языке называется таинством Елеосвящения, а Соборованием называется по слову апостола Иакова, который явился как бы основоположником этого таинства и который в своем Послании говорит: «Если кто болеет из вас, призовите пресвитеров церковных, помолитесь, сотворите молитву, помажьте елеем радования». И по молитве собора, то есть священников и верующих людей, это восставит больного от одра болезни.

В древности это таинство совершалось только над тем человеком, который сам не мог прийти в храм. То, что сегодня у нас происходит в храмах, получило свое сегодняшнее проявление в Русской Церкви в середине ХХ столетия – раньше в России так не было: это таинство совершалось только над больным человеком, который не в состоянии прийти в храм. А после Великой Отечественной войны огромное количество людей стало приходить в храмы, и многие имели какие-то болячки, болезни, раны, обращались к священникам, считая, что они больны. И, сострадая больным людям, наши священники стали совершать таинство Соборования в храмах над всеми, кто приходил. Особенно в дни поста, не только Великого, но и в другие посты стали приходить. Но это уже не древнее действо, сегодня оно уже приобрело другой оттенок – многие говорят: «В таинстве Соборования прощаются все грехи, даже которые человек не помнит». Это не совсем правильно. Таинство Соборования, или Елеосвящение не может заменить таинства Покаяния. А нам сегодня к священнику стыдно подойти на таинство Исповеди, а вот на Соборование пришел, и Господь, якобы, меня простил. Но это опять-таки обман, фальшь. Не было такой традиции в Церкви, поэтому тот, кто здоров, должен приходить на Исповедь и каяться и просить прощения. А тот, кто болен, должен пригласить к себе священника, и священник должен с ним помолиться.

Вы спрашиваете, почему Соборование не совершается в среду? Наверное, каждый священник по мере возможности в своем храме назначает время. Но это не совсем правильно. Потому что надо объяснить людям, а вместо этого священники говорят: да пусть придут, помолятся. Конечно, греха в том нет, что люди приходят и соборуются в дни Великого поста и в другие посты, но это – изменение древней практики и древней традиции.

– Спасибо, Владыка, что пришли и ответили на вопросы наших телезрителей.

– Дорогие друзья, я желаю вам всего самого доброго. Пусть благословение Божие пребывает со всеми вами.


Смотрите на телеканале «Союз» программу «Беседы с Владыкой Павлом» (Рязань): среда 11.15, суббота 20.00, воскреcенье 04.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

«Современная цивилизация борется со стыдом, а ведь стыд и совесть даны Богом, чтобы оградить нас от делания зла»

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение» – Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа «Архипастырь» и я, ее ведущий Даниил Рябинин. На ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.

 
Архипастырь

Слово архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана о значении исповеди

Мне как-то приходилось читать одного духовного пастыря, архипастыря. Он очень хорошее сравнение привел. Нередко мы подходим на Исповедь как бы формально, получить пропуск ко святому Причастию и вот так сбросить: да, согрешил тем, тем, тем. И, как он выразился, «прошмыгнуть», чтобы причаститься.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс