Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (624) → «Современная цивилизация борется со стыдом, а ведь стыд и совесть даны Богом, чтобы оградить нас от делания зла»

«Современная цивилизация борется со стыдом, а ведь стыд и совесть даны Богом, чтобы оградить нас от делания зла»

№15 (624) / 11 апреля ‘11

Архипастырь

Беседа с архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским Викентием в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители. В эфире программа «Архипастырь» и я, ее ведущий Даниил Рябинин. На ваши вопросы ответит Высокопреосвященнейший Владыка Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский.

Здравствуйте, Владыка, благословите наших телезрителей на начало нашей беседы.

– Бог благословит, помощи всем нам.

– Владыка, телезрительница из Омска просит рассказать, что означает праздник Благовещения...

– Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это благая весть о том, что Пресвятая Дева обрела благословение Божие, и от Нее родится Сын Божий, Христос Спаситель, Который придет в мир, чтобы искупить весь род человеческий. Господь через Архангела Гавриила возвестил всему миру, что Он готов исполнить Свое обещание, которое Он дал еще в раю нашим прародителям после грехопадения. И это великая радость, что Господь, спустя некоторое время, нашел такой благодатный, чистый Сосуд в лице Пресвятой Девы Марии, Которая стала Вместилищем Небесного Бога, принявшего от Пречистой Девы Марии человеческое тело, чтобы искупить грехопадение первых людей Адама и Евы в раю, – тем самым Господь благоволит о том, чтобы дать нам вновь Царство Божие, вечную блаженную жизнь. Это великий праздник.

Архиепископ Викентий

– Вопрос Татьяны из Курска – как спастись?

– Господь Бог Иисус Христос для того и пришел на землю, чтобы спасти нас. Господь готов всех людей спасти, всех привести к истине, но многое зависит и от нашей доброй воли. Если мы почувствуем необходимость во Христе, то, конечно, приобретем спасение. Господь – единственный, Кто имеет власть очищать нас, прощать наши грехи. Нужно исполнять волю Божию, исполнять заповеди Божии, стремиться жить в чистоте, удаляться от зла, от греха, ведь через это Господь нас очищает, прощает и спасает.

Мы должны понять, что нуждаемся в Спасителе. Когда человек находится в опасности, но без посторонней помощи не может выйти из трудной ситуации, он обращается к другим людям. В Священном Писании так и говорится: глядите, как опасно ходите. И если мы понимаем, в каком непростом состоянии находимся, то должны понимать, что есть Спаситель, к Нему надо идти – только Он имеет возможность остерегать нас от дьявольских козней, от наших страстей, немощей. Упование и стремление ко Спасителю дадут нам спасение.

– Теперь звонок из Богдановича.

– Владыка, мы с супругой хотели бы приехать к Вам на прием, показать песни духовного содержания собственного сочинения. И поговорить о миссионерстве. Мы когда-то жили на Кубани, занимались миссионерским трудом, хотелось бы продолжить эту работу. Когда у Вас приемный день?

– Вам нужно обратиться к местным батюшкам, один священник есть в храме Великомученицы Екатерины, другой в храме Иоанна Богослова, согласовать эти вопросы с ними. Они позвонят мне, и мы назначим время встречи. Но до этого нужно встретиться с местными батюшками, чтобы они посмотрели вашу работу, изучили ваши стихи. Неплохо бы встретиться со специалистами нашей епархии, чтобы и они познакомились с вашим творчеством, дали бы рецензию. Потому что за одну встречу я не сумею все посмотреть и дать какую-то оценку.

А поскольку вы приезжие, вы должны познакомиться с местными батюшками, жить жизнью прихода. И вместе со священником нести определенное миссионерское служение. Это очень важно – помогать увеличивать количество людей в Церкви Христовой, это спасительное дело для каждого православного христианина. Каждый из нас, кто принял святое Крещение, должен свидетельствовать о Христе своими делами. Для этого необходимо, конечно, соработничество с местными священниками и церковной общиной.

– Следующий звонок – из Самары.

– Владыка, разъясните мне, какая сейчас епитимья налагается за грех убиения младенца во чреве, и правда ли, что такие женщины до сих пор отлучаются от Причастия на долгие годы?

– Это смертный грех – грех детоубийства. Если строго следовать каноническим правилам, то за этот грех отлучают от Церкви на несколько лет. Но сейчас мы такие строгие епитимьи не даем. Потому что и так, к сожалению, человек не ходит в церковь, а если мы еще и отлучим его, тогда он вообще никогда не придет. Поэтому самая большая епитимья – каждый воскресный и праздничный день приходить в церковь. Это очень важно, чтобы человек почувствовал важность церковных служб, связь с храмом Божиим как вместилищем невместимого Бога, как училищем благочестия. Храм Божий – это лечебница для души и источник благодати Божией, который укрепляет наши силы для несения своего жизненного креста.

Конечно, человек должен сознавать свои грехи, сокрушаться за них перед Богом, делать добрые дела. Вот предыдущий зритель говорил, что у него есть желание мисссионерствовать, то есть свидетельствовать о Христе. Это одно из важных дел для искупления этого тяжелого греха. Среди многих средств для искупления главное – не стыдиться своей веры и везде и всюду свидетельствовать о Христе перед людьми своей жизнью. И стараться своей жизнью, добрым словом отвращать людей от зла, греха, неверия. И таким образом мы можем получить от Бога много милостей – потому что отвращающий душу от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов.

– Звонок из Курской области.

– У меня два вопроса. Я – старообрядческой веры, можно ли мне в вашей Православной Церкви исповедоваться? И могу ли я поминать родителей в Православной Церкви? Мать тоже была старообрядкой, а отец православным.

– Думаю, что ничего не мешает вам восполнить то, что мы считаем невосполненным в старообрядческой Церкви. Через Миропомазание можно стать православным христианином и тогда уже на законном основании молиться в церкви и поминать своих родных и близких и молиться о них.

Но если человек при жизни отвергал Православную Церковь, то сейчас поминать его в Православной Церкви – может быть, это идет против его воли. И если вы имеете желание чем-то помочь, это можно сделать с благословения местного священника. Вам нужно с батюшкой посоветоваться.

– Анна из Воронежа спрашивает: «Что читать мирянам каждый день, Евангелие или Псалтирь, что полезнее?».

– И то, и другое полезно. В главное правило христианина входит обязательное ежедневное чтение Евангелия по одной главке, и по две главки из посланий святых апостолов. И, конечно, очень важно прочитывать из Псалтири – лучше всего по одной кафизме, но хотя бы по одной славе.

– Вопрос Людмилы: «Сын погиб без покаяния, я читаю за его душу канон Паисию Великому. Но как часто следует читать этот канон, и где упоминать его имя?».

– Хорошо читать канон Паисию Великому, а в конце канона можно просто своими словами помолиться Господу за упокой души сына. Но лучше всего, как мы знаем, чтение Псалтири и поминовение его на каждой славе, после каждой кафизмы в Псалтири даже есть специальная молитва об упокоении усопших.

– Светлана из Екатеринбурга спрашивает, почему, когда в доме покойник, закрывают зеркала, что это означает?

– Это, конечно, из области предрассудков; есть разные толкования на этот счет. Я считаю, что это неправильно, все можно оставлять как было, потому что ничего ни усопшему, ни людям, живущим в этом доме, не может повредить.

– Мария из Перми сомневается: «В местном храме не успевают проводить панихиду в субботу и проводят ее по воскресеньям, можно ли это делать?».

– По Уставу Церкви панихиду положено совершать по субботам, в воскресенье не совершается лития заупокойная. Великим постом почти все субботы – родительские, где мы будем поминать наших усопших.

– У Александра из Екатеринбурга такой вопрос: «Сорок лет назад брат закончил свою жизнь самоубийством. Его отпели, но мы боимся его поминать. Что теперь делать?».

– Его отпели с благословения Правящего Архиерея? А может, отпели, скрыв от священника факт самоубийства, что, конечно, плохо?.. Опять-таки, нужно молиться за него дома, если есть какая-то ситуация, которая сильно смущает сердце родных и близких. Псалтирь читать, Евангелие, просто молиться о его упокоении после утренней и вечерней молитвы. Конечно, очень важно ради этого усопшего сделать какое-то доброе дело, а самое важное доброе дело – отвратить человека от ложного пути. Ибо сказано в Священном Писании, что отвративший от ложного пути спасет душу свою от смерти и покроет множество грехов. Можно отвращать от неверия, от греховной жизни своих близких, родных, соседей ради усопшего, так что Господь ради этого подвига спасет и душу усопшего, и этих людей.

– Ольга из Чайковского спрашивает об отношениях между собой православных мужчины и женщины: если они дружат и общаются между собой, это проявление блуда и прелюбодеяния? Как общаться с противоположным полом без греха?

– Если православные мужчина и женщина не вступили в брак и живут совместной жизнью, то это является блудом. А если они вступили в брак и венчались, то совместная жизнь является благословением Божиим.

– Ираида Михайловна из Свердловской области спрашивает: «У моей внучки назначена свадьба на 30 апреля. По календарю это уже не пост, но я вычитала, что по пятницам нельзя играть свадьбы. Так ли это?».

– Принято в среду и пятницу совершать таинство Венчания. Поэтому как раз и положено в эти дни прийти в церковь, повенчаться, а потом совершить свадьбу и поздравить новобрачных с этим великим праздником – с Венчанием и вступлением в брак, который благословил им Господь Бог.

– Сейчас один из наиболее часто задаваемых вопросов. Татьяна спрашивает: разрешается ли вкушать растительное масло в дни Великого поста? Если не разрешается, то по каким дням – в разных календарях написано почему-то по-разному.

– Если строго посмотреть на Устав этого поста, то Великим постом не разрешается вкушать масло с понедельника по пятницу, а в субботу и воскресенье разрешается. Но если есть какой-то большой праздник на неделе, то разрешается употребление масла в эти дни.

Вера Алексеевна спрашивает: «Мне 77 лет, схоронила очень много своих родственников, от переживаний заболела, в церковь не хожу. Утром и вечером читаю молитвы, но не могу исповедаться. Как мне быть с постом: у меня болит сердце, сахарный диабет и прочее?».

– Сейчас есть возможность позвонить в церковь, попросить, чтобы прислали священника на дом. И там совершить таинство Исповеди, а если человек готов к таинству принятия Тела и Крови Христовых, то батюшка может и причастить.

– У нас звонок из Москвы.

– Владыка, объясните, пожалуйста: в Библии написано, что человек должен работать шесть дней, а седьмой посвящать Богу. Это относится только к евреям или и к христианам? Потому что евреи очень строго соблюдают субботу... А как нам быть, мы ведь соблюдаем воскресенье, в этот день ничего не делаем и ходим в церковь?

– Православные люди больше чтят воскресенье, потому что мы знаем великое таинство Воскресения Господа нашего Иисуса Христа из мертвых, когда Он искупил весь род человеческий от греха, проклятия и смерти и открыл нам двери райские для вечной блаженной жизни в Царствии Божием.

Из Библии мы знаем, что Господь сотворил видимый и невидимый мир за шесть дней, а в седьмой день Он почил, то есть объявил днем отдыха. Но, к сожалению, люди пали, и совершенный ими грех расстроил все человеческое естество. И восстановление падшей природы человека и всего творения Божия совершилось именно в первый день недели, который есть воскресенье. Поэтому мы отдыхаем сейчас не в субботу и не посвящаем ее Богу, как было до Пришествия в мир Христа Спасителя, а в воскресенье – в знак благодарности Богу за то великое дело, которое Он совершил ради нашего искупления и спасения. Поэтому воскресенье сейчас, с одной стороны, день нашего отдыха телесного, с другой – день труда над своей душой.

– Владыка, давайте обратимся к вопросам, которые поступили к нам в редакцию: «Слышала, что, бывает, если во время принятия Святых Таин прихожанин или батюшка что-то сделают не так, то человек начинает болеть и даже может умереть. Так ли это, Владыка?»

– Конечно, если человек неблагоговейно относится к величайшему таинству Причастия Тела и Крови Христовых, это может привести к болезням. Это можно рассматривать как одно из средств вразумления человека, чтобы он относился к таинствам церковным с благоговением, со страхом Божиим, с любовью, с осознанием своей греховности. Потому апостол Павел и предупреждал: смотрите, как вы приступаете к таинству принятия Тела и Крови Господней, потому что вкушающий и пьющий недостойным образом вкушает и пьет свою смерть – отсекает себя от общества спасенных. Потому-то и болеют некоторые и даже умирают. С особым духовным настроем к этим святыням надо относиться.

– Звонок из Владимира.

– Можно ли причащаться человеку, который бесноватый?

– Можно, если он кается, если сознает свои грехи. Но бывают разные формы и виды беснования. Некоторые люди так одержимы бесом, что он даже не допускает их к Чаше. Но есть и такие, которые спокойно причащаются и чувствуют большое облегчение в тяжелой борьбе с бесами, которые уже непосредственно влияют на организм.

– Виталий из Чайковского спрашивает: «В храм положено ходить в самых лучших одеждах, но что делать, если нет времени переодеться или нет хорошей одежды? Или вообще человек бездомный, от него даже может плохо пахнуть – как быть тогда? Что, он не имеет права зайти в храм?».

– Вопрос об одежде очень актуален. Одежда имеет глубокий смысл. Вера должна руководить нашими действиями. Если мы считаем, что наша одежда может в чем-то соблазнить ближнего, то должны это учитывать. Если живем не по принципу «что хочу, то и ворочу», то должны заботиться о других людях, делать для них что-то хорошее, чтобы их не оскорбить, не унизить, не соблазнить.

Соблазн – это величайший грех. Ибо мы знаем, как Господь сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской». Это очень тяжелое сравнение. В церковь человек должен приходить не то чтобы в лучшей одежде, а в такой, чтобы он не был соблазном для ближнего. Если его одежда чересчур яркая, блестящая – тоже, наверное, неприлично в ней прийти в церковь, чтобы показать свою гордыню.

В церковь нужно приходить в скромной, чистой и аккуратной одежде. К сожалению, у многих сейчас и стыда-то нет, и современная цивилизация как раз и борется со стыдом. А ведь стыд и совесть даны Богом, чтобы оградить нас с вами от делания зла. А для человека без стыда ничего святого нет – он, можно так сказать, как машина без тормоза, и его совесть не мучает из-за того, что он как-то повредил человеку, нанес ему повреждение телесное или душевное. Совесть – голос Божий в человеке. И если мы не прислушиваемся к голосу совести, как же можем тогда исполнять закон Божий, волю Божию?

Как часто говорит Святейший Патриарх Кирилл, мотивацией нашей жизни, наших дел должна быть наша вера. Я поступаю именно так, потому что так мне подсказывает моя вера, и я не делаю так, потому что это противоречит моей вере. И если моя одежда не совсем соответствует моему призванию как православного христианина, то я вовек не надену ее, хотя она и модная, и удобная.

Беседовал Даниил Рябинин


Смотрите программу «Архипастырь» на православном телеканале «Союз»: четверг 05.00, суббота 10.00, воскресенье 20.30. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

Слушайте программу «Архипастырь» с архиепископом Викентием в эфире православного радиоканала «Воскресение»: вторник 14.20, 20.20, среда 02.20


Свои вопросы в программу вы можете задать так:

  • заранее позвонить на телеканал «Союз» по телефону (343) 278-60-11 (в рабочие дни и рабочее время) и оставить свой вопрос;
  • позвонить в прямой эфир передачи непосредственно во время программы (343) 278-60-14 (только во время прямого эфира);
  • отправить свой вопрос по электронной почте на адрес baibakov@etel.ru;
  • отправить свой вопрос обычным письмом на адрес редакции: 620014, Екатеринбург-14, а/я 184.

Книгу «Архипастырь» Ответы архиепископа Викентия на вопросы в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»с ответами Владыки Викентия на вопросы телезрителей и радиослушателей спрашивайте в Издательском отделе и церковных киосках Екатеринбургской епархии

 
Церковный календарь

Дни памяти святых

18 апреля Страстная седмица. Великий Понедельник. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Сщмч. Алексия пресвитера (1930); сщмч. Николая пресвитера (1931).Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

 
Архипастырь

Архиепископ Рязанский и Касимовский Павел: «Многие люди готовы отказаться от Евангелия под любым предлогом, потому что Евангелие призывает трудиться»

– Телекомпания «Эхо» продолжает цикл программ «Беседы с Владыкой Павлом», гость которых – архиепископ Рязанский и Касимовский Павел. Ведущий программы –Евгений Зызин. Владыка, здравствуйте.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс