Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (92) → Совесть, грех и болезни человека

Совесть, грех и болезни человека

№18 (92) / 18 января ‘98

Церковь и медицина

В этой теме:

Церковь и медицина
Православная Церковь и проблемаы СПИДа

Исходя из врачебных знаний, опытно приобретенных, и духовной литературы с упованием на Бога позволил себе написать краткую брошюру, назвав ее «Совесть, грех и болезни человека». В ней хочу показать связь между этими состояниями, наблюдаемыми в человеческой жизни, и высказать несколько мыслей, направленных на помощь больному человеку.

Что такое совесть? По словарному определению — это чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми и обществом. Подробнее о совести говорится в полном православном Богословском энциклопедическом словаре, откуда я процитирую целый ряд основных положений. «…О существовании в человеке естественного нравственного закона непосредственно говорит каждому совесть». «…Совесть имеет седалище во всех трех общеизвестных психических силах: в познании, чувствовании и воле. Самое название — «совесть» (от ведать, знать), а также обычные в разговорном языке выражения — совесть «заговорила», совесть «признает» это или «отвергает» — показывают, что в совести есть элемент познания. Ощущение, далее, в совести радости или скорби, довольства и мира или недовольства и беспокойства сродняют совесть с чувством. Наконец, мы выражаемся — совесть «удерживает» меня от этого или совесть «заставляет» меня сделать это; следовательно, относим совесть к воле. Таким образом, совесть есть «голос» (как обыкновенно выражаются), возникающий из своеобразного сочетания всех трех психических способностей (познание, чувство-вание, воля)». «В совести ощущается нами не только человеческая, но и вышечеловеческая или божественная сторона». «Следовательно, совесть есть нечто первобытное, врожденное человеку, а не производное, навязанное ему. Она всегда свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божьих». «С совестью нельзя переговариваться, уславливаться, вступать в сделки: совесть неподкупна. Нет также надобности в рассуждениях и умозаключениях, чтобы услышать решение совести; совесть говорит человеку непосредственно. Лишь только замыслил человек совершить что-либо дурное, сейчас же является на свой пост совесть, предостерегая его и угрожая ему. А после совершения дурного дела совесть немедленно карает и мучит его. Не напрасно говорят, что не человек владеет совестью, а совесть человеком. Человек находится в зависимости от своей совести». «Конечно, буря страстей и шум мира сего могут заглушить карательный и судящий голос совести. Но и в этом случае судящая совесть сказывается в человеке. Она сказывается тогда в тайном унынии, меланхолии, тоске, в состоянии безнадежности» (с. 2984–2990).

Можно считать, что совесть есть дар Божий, а вернее, это голос Божий внутри человека. Мы считаем, что совесть отображает образ Божий и закладывается в человеке в момент зачатия. Это генетически запрограммированное свойство человеческой личности. Ребенок рождается с этой качественной особенностью, которая сохраняется в его подсознании на протяжении всей жизни. С началом осознания себя как личности это свойство, т. е. совесть, становится достоянием сознания и даже когда взрослый человек попытается заглушить совесть и сознательно добьется этого, тогда совесть вновь окажется в подсознании, из которого совесть будет подспудно сказываться на так называемой бессовестной личности. Иначе сказать — никогда совесть, как голос Божий или дар Божий, не покидает человека, как образа Божьего, пусть он даже безбожник. Когда человек поступает против совести, т. е. вопреки ее велению, возникает внутренний душевный конфликт, который порой ясно и не осознается человеком, но отрицательное действие которого сказывается на нервной системе в первую очередь, а затем на слабом звене организма человека. Обычно все люди, даже здоровые, имеют место наименьшего сопротивления, которое чаще поражается болезнью.

Итак, нарушенная совесть или поступки против совести будут именоваться грехом. Попробуем раскрыть понятие греха. В обычном словаре сказано: «Грех есть предосудительный поступок или нарушениерелигиозных предписанных правил». А вот в Богословском энциклопедическом словаре даже опущено слово «грех», хотя грех есть следствие отступления от совести, ее попрание, ибо совесть четко дает возможность ориентироваться, что есть добро и что есть зло в отношении к людям, к человеку. Как классический пример связи совести с грехом можно рассматривать проблему абортов и применение контрацептивов, предупреждающих беременность. Приведу пару цитат из брошюры «Вестник жизни» (изд. 1994 года):

1. «Глобально формировался грех в обществе, захватив огромные массы землян, это легализация аборта в 1920 г. в Советском Союзе и массовое детоубийство (8 миллионов детей убивается внутриутробно ежегодно)»;

2. «К тому же следует отнести убийство детей после рождения — это дети, родившиеся с тяжелой и средней степенью инвалидности путем голодания или введения смертельных веществ";

3. «Евтаназия — содействие убийству больных и престарелых».

Сколько же людей внутренне пережили страдания от нарушения совести, т.е. греха, «детоубийства зачатых и еще не зачатых . Чем же это сказалось на согрешивших? Болезнями, ранее или позднее появившимися. Приведу пару выражений, касающихся совести и греха: «живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда» (Искра Божья, М., 1903, с. 186), «всякая кающаяся грешная душа по множеству грехов в совести ея» (Христианские песнопения Приснодеве Марии Богородице, М., 1990, с. 158), «щедроты Ея исторгнут от сердца грех и благодати Ея очистят оскверненную совесть» (там же с 193).

Итак, нарушения, попирания или заглушения совести, что можно назвать и грехом, вызывают душевные страдания, а у верующего и переживание греха, а это может приводить и к развитию болезни.

Посмотрим на внутренний процесс, происходящий в человеке, который предшествует возникновению той или иной болезни. Начнем с внутриутробного развития плода и раннего периода его жизни после рождения. Известно, что плод внутриутробно сопереживает материнской тревоге и болезням. Если беременная женщина негативно относится к вынашиванию, и у нее нет любви к ребенку, еще не родившемуся, это не остается бесследно для него. Плод уже страдает. Роды мать переносит болезненно. И не имея глубокого материнского чувства, еще больше негодует на ребенка, причиняющего ей боли в родах. И это также усугубляет душевное беспокойство у новорожденного. А затем следует акт кормления ребенка грудью, во время которого мать может находится в тревоге, быть раздражительной, а при плохо подготовленных сосках молочных желез иметь на них трещины, что вызывает болезненное состояние у кормящей матери, а это скажется и на ребенке. Итак, такой ребенок с периода внутриутробного развития душевно страдает. Виной этому является мать. Поэтому внешние факторы (охлаждение, инфекции, неправильное кормление, плохой уход, травмы) у такого ребенка формируют болезни, а исходная и главная причина - бессовестность матери.

Далее рассмотрим возникновение болезни у детей, сознающих себя как личность. В этом случае имеют значение взаимоотношения родителей и детей, их воспитание, условия жизни и учеба. Понятия добра и зла, хорошего и плохого, честности и лживости, правдивости и обмана становятся ясными каждому ребенку с ранних лет, и его сознание постоянно пронизывает чувство совести. Если оно было заглушено дурным воспитанием или окружающей средой, когда ребенок поступает плохо и осознает, что делает зло, он испытывает угрызения совести, ему становится стыдно, он дает зарок не поступать так более. Он может и не знать, что он грешит против совести. И слово «грех» ему непонятно, однако душевное беспокойство его часто не покидает, и незаметно для себя он становится раздражительным, капризным, драчливым, неучтивым, нервным и даже истеричным. Вот и начало болезни. Сама жизнь становится неудачной. То же и у взрослого человека. Прибавляется больше забот, тревог житейских и причинных факторов, создающих душевную неуравновешенность, внутренний и душевный разлад. В основе этих скрытых, ранних признаков болезни будет нарушение совести, поступки против совести.

Можно говорить о грехе, который совершает человек, нарушая нравственные законы, попирая мораль, принятую в обществе. И тогда его организм подготовлен к возникновению одной или нескольких болезней: и поражается нервная система, дыхательная, пищеварительная, мочеполовая и другие. А пусковой причиной могут быть лишь разные факторы: инфекция, охлаждение, травмы, интоксикация, экология, отравление и т.д. Исходной причиной был грех, т. е. нарушение совести, неважно, кто был человек: верующий или неверующий.

Это говорит о том, что не Бог непосредственно, напрямую наказывает человека за грехи, а как бы человек сам себя, отступая от заповедей Божьих, нарушая совесть, данную Богом. Бог попускает человеку болезни для очищения его души. А потому и святые болеют, но и они небезгрешны. Безгрешным был на Земле только Богочеловек Иисус Христос, сын Божий.

Итак, мы рассмотрели связь совести, греха и болезней человека. А теперь посмотрим — могут ли эти знания помочь больному человеку в его беде.

Думаю, что смогут. Но надобно еще и разумно поступать по отношению к себе и к окружающим больного: во-первых, следует по возможности заглянуть внутрь себя и посмотреть, что ты представляешь из себя как личность, критически оценить свои поступки и действия, т. е. посмотреть, как часто грешил, сколько раз находился в неладах со своей совестью, иначе покаяться в грехах. Верующему исповедаться и причаститься Христовых Тайн, попросить прощения у ближних. Это следует сделать и неверующему. Каждый больной, чтобы быть душевно спокойным, должен примириться с врагом, побороть в себе обиду, ненависть к ближнему, войти в душевный покой. Начало лечения любой болезни надо начинать со своей души, т. е. приобретения душевного равновесия. Когда-то была телевизионная передача «Наедине с собой». В ней я участвовал как лектор и настоятельно рекомендовал каждое утро уделить пять минут и подумать, как собираешься провести день, а вечером — пять минут вспомнить, что сделал хорошего за день и что плохого. И тогда лучше будешь знать себя. Болезнь надо лечить при полном активном участии и этим помочь лечащему врачу.

Есть три слова, три имени, три символа: вера, надежда, любовь. Использование их смыслового значения при лечении может иметь огромный терапевтический эффект. Только надо хорошо, глубоко внутренне, душевно понимать их значение и с убежденностью осуществлять их в действии.

Вера является величайшим лечебным фактором. Не имея веры, нет смысла лечиться. Речь идет не только о вере в Бога и Его святую помощь. Но и вера во врача как посланного Богом целителя, вера в применяемое врачом лечение, вера в людей, помогающих врачеванию. Негативное, критическое отношение к лечению, к врачу, к медперсоналу вредно и даже опасно, поскольку углубляет болезнь и замедляет процесс выздоравливания. Лучше не лечиться в подобных условиях. Не случайно в религиозной практике наблюдается так называемое чудо, когда болезнь неизлечимая излечивается только в результате веры в Божественную силу иконы, мощей святых, водных освященных источников, елея, лампадного масла и других священных предметов. Неверующим этого не понять, что существует Божественный дар исцеления, при глубокой вере исцеляющего или молящегося за него.

Надежда — сие чувство, родственное вере, имеет целебное действие. В ней как бы испытывается светлое сердечное устремление к лучшему. Надежда всегда бывает только на хорошее, она помогает преодолевать стоящие на пути лечения и выздоровления препятствия в виде уныния, скорби, сомнения, порой отчаяния. Вез надежды нельзя жить. Она, как бальзам, необходима любому больному, даже безнадежному, чтобы прожить жизнь и в болезненном состоянии радостно. Надежда, как и вера, является крепкой опорой для больного человека. У верующего надежда подкрепляется и верой в Бога и в молитве всегда выражается надежда на Бога. Но и неверующий не должен избегать надежды и пользоваться ею для оздоровления телесной немощи и создания душевного покоя, так необходимого лекарства любому больному человеку.

И любовь — основа жизни — имеет колоссальное значение для страждущей личности. Бог есть любовь. Без любви, как без Бога, не до порога. Божественная любовь превыше всего, человеческая подчинена божественной. В этом могущество и сила их. Богочеловек Иисус Христос олицетворял эту Божественную любовь. Вот почему любовь имеет универсальное значение в жизни человека и особое при его болезни. Любовь как фундамент человеческих отношений четко прослеживается с положительной и отрицательной стороны в процессе врачевания. Нами было издано три небольших книжицы, в которых сообщаются казуистические ситуации из врачебной практики под названием «Любя побеждай», тем самым подчеркивается, что любя можно победить и болезнь, и смерть. Поэтому только любовь должна лежать в основе деятельности врача по отношению к больному и как взаимная реакция больного к врачу. Тогда лечение будет истинно целительным. Любовь больного к окружающему его миру будет служить источником душевного покоя, а сама любовь явится для больного целебным бальзамом. Особенно если при этом имеется любящая вера в Бога, олицетворяющего собой любовь.

Вот так все три символа; вера, надежда, любовь и будут пребывать во врачевании с великой пользой.

Пожелаю Божьей благодати каждому больному, в терпении переносящему болезнь, и в лечении с верой, надеждой и любовью к врачу, как Богом посланному целителю.

В заключение приведу цитату из книги Еп. Варнавы «Тернистым путем к небу (с. 198–199): «Даны три царственные добродетели: вера, надежда, любовь…», «…Да, рассуждал о. Тихон, верить и надеяться необходимо. И это легко — верить и надеяться. Но без дел и вера, и надежда мертвы, безжизненны, и потому это тоже не энергия. Думаю: энергия эта заключается в любви, которою она движется. И сам Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). А человек создан Богом, и создан по образу и подобию Бога же (Быт. 1. 26–27). Поэтому энергия любви может упразднить великое зло — во всем человечестве и в каждом отдельном человеке. Необходимо иметь любовь, и зло упразднится».

«Поистине, как это просто на протяжении не скажу скольких тысяч лет, а вот на наших уже глазах лучшие умы человечества — ученые, философы, писатели — думают и все не придумают эту всеисцеляющую панацею, дарующую счастье людям, избавляющую их «от всякой болезни, печали и воздыхания». А этот простецмонах решил для себя сложнейшую политическую и философскую проблему в двух словах».

И. Бенедиктов,
профессор, доктор медицинских наук,
заслуженный деятель науки РСФСР

 
Церковь и медицина

Православная Церковь и проблемаы СПИДа

С ростом числа людей, инфицированных вирусом, эффективных способов борьбы с которым пока не найдено, становится все более очевидным, что проблемы СПИДа носят не только научный, медицинский характер, но и характер морально-этический, нравственный, духовный.Мне как священнику было бы уместно рассказать о некоторых из них.

 
Жития святых

Дивен Бог во святых Его

Святитель Николай известен во всем христианском мире. Однако, пожалуй , только в Православной Церкви сохранили к этому скорому помощнику наш ему должное почтение. Для Европы и Америки он давно уже стал Санта-Клаусом — добрым новогодним персонажем. Православная же Церковь молитвенно обращается к святителю Николаю каждый четверг

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс