Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (28) → Юбилей Собора…

Юбилей Собора…

№15 (28) / 15 января ‘95

Екатеринбург

12 (25) сентября исполняется 135 лет существования Иоанно-Предтеченского храма, ныне Кафедрального собора Екатеринбургской епархии. Церковь эта, по свидетельству историков, первоначально была однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею сооружена на средства екатеринбургского купца Е.А. Телегина при деятельном участии духовенства градо-Богоявленского собора и прихожан его. Заложение церкви в честь Рождества Иоанна, Предтечи Господня, совершено благочинным протоиереем Кротковым 15 сентября 1846 года, а освящение — епископом Екатеринбургским Варлаамом — 12 сентября 1860 года. Храм был мал и не вмещал — особенно в великие праздники — молящихся. Это обстоятельство и вынудило настоятеля и церковного старосту просить (3 июня 1886 г.) епархиальное начальство о дозволении расширить церковь двумя приделами и подвальными под ними помещениями, из коих одно — холодное для склада разного церковного имущества, а другое — теплое, чтобы сюда можно было полагать сомнительных умерших. В 1886 году с благословения епископа Нафанаипа совершено заложение приделов, и тогда же приступили к постройке их по плану, утвержденному строительным отделением Пермского губернского правления. Левый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая с благословения того же епископа освящен игуменом Нилом 27 декабря 1886 года, а правый придел, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящен протоиереем В. Луканиным 3 июня 1888 года. Кладбищенская церковь со времени ее освящения была приписана к градо-Богоявпенскому кафедральному собору с тем, чтобы причт оного в праздничные дни отправлял в ней богослужения. По просьбе Е.А. Телегина, указом Св. Синода от 27 февраля 1862 года разрешено при этой церкви открыть особый причт из священника и причетника, а по представлению Екатеринбургского епископа Афанасия указом Св. Синода от 18 июля 1892 года открыт второй штат также из священника и псаломщика.

Последующие годы, вплоть до 1922 года, не оставили в истории храма каких-либо видимых изменений. Пользуясь тем, что управляющий Екатеринбургской епархией епископ Григорий в августе упомянутого года был арестован и затем осужден, обновленцы Урала резко активизировались и перешли к захвату власти. Большинство городских храмов при содействии советской администрации было зарегистрировано на обновленческой платформе. В это число попал и храм Ивановского кладбища. В апреле 1926 года духовенство и церковный совет объявили о том, что входят в каноническое общение с архиепископом Григорием, к этому времени возглавившим Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС). В марте 1930 года в связи с широкой антицерковной кампанией состоялось объединение духовенства и религиозных общин закрытых Александро-Невского собора и Всехсвятской (Нагорной) церкви ВИЗа с Иоанно-Предтеченской кладбищенской. Штат увеличился до 6 священников, 4 диаконов, 2 псаломщиков. С этого момента и до октября 1937 года в храме находилась кафедра вначале митрополита Григория, затем его преемников — митрополита Петра и архиепископа Геннадия. В том же 1930 году правый подвал с разрешения властей был передан общине Свято-Духовской (Златоустовской) церкви обновленческой ориентации, а в левом подвале стали совершать богослужения последователи митрополита Сергия (Страгородского).

Сосуществование трех разноименных ориентаций под одной крышей создавало неудобства. Так, при проведении Крестных ходов на Пасху каждая община старалась не столкнуться с другой и ожидала своей очереди. По негласной договоренности первыми шли григорианцы, затем обновленцы, затем сергианцы. С 1933 по 1935 год в левом подвале была кафедра архиепископа Макария, а с 1936 по 1937 год архиепископа Петра. 1937 год — год массовых репрессий — стал кровавым годом в истории нашей страны и нашей церкви. Безвинно погибли многие тысячи священнослужителей и активных церковников. Не миновала эта участь и описываемый храм. Были расстреляны митрополит Петр (Холмогорцев), архиепископ Геннадий (Марченков), архиепископ Макарий (Звездов), архиепископ Петр (Савельев). Расстреляны священники Феодот Храмцов, Максим Ипатов, Александр Исаков, иеромонах Илия (Краев), заштатный священник Антоний Захаров. Расстреляны староста церкви Георгий Шарапов и регент Иван Мезенин. По 10 лет получили протодиаконы Алексей Шихов, Иоанн Лазарев, Виктор Юдин.

Отсутствие руководящего начала и священнических кадров незамедпило сказаться. Распалась община сторонников митрополита Сергия и левый подвал был закрыт. В правом подвале у обновленцев только молились, служить было некому. Его закрыли в начале 1941 года. В самом храме единственным священником в предвоенные годы и настоятелем до 1950 был протоиерей Николай (Адриановский). В течение одного года (1939–1940) из-за огромного налога, предъявленного церкви, он был вынужден прекратить богослужения и перейти на гражданскую работу. К этому времени Иоанно-Предтеченская церковь перешла под юрисдикцию митрополита Сергия (Страгородского) и, когда в марте 1941 года была закрыта Всехсвятская церковь Михайловского кладбища, а ее община объединилась с Иоанно-Предтеченской, протоиерей Адриановский указом митрополита Сергия был назначен настоятелем Свердловской объединенной общины. Отдавая должное о. Николаю, нужно отметить, что под его руководством находились все оставшиеся приходы епархии и он являлся связующим звеном между Патриархией и местной властью. Начало Великой Отечественной войны принесло заметное ослабление антицерковной политики, а историческая встреча трех церковных иерархов со Сталиным дала свои плоды.

В октябре 1942 года указом Святейшего Патриарха Сергия на Свердловскую кафедру был назначен архиепископ Варлаам (Пикапов), а Иоанно-Предтеченская кладбищенская церковь возведена в ранг кафедрального собора. В 1945 году группа духовенства епархии во главе с епископом Товией была награждена медалями за свой вклад в оборону страны, и в их числе протоиерей Адриановский.

После войны штат собора увеличился, увеличилось и количество прихожан. В 1957 году по благословению Патриарха Алексия с правой и левой стороны храма были пристроены деревянные тамбуры с увеличением площади молящихся на 80 — 100 человек, к алтарной части пристроены с обеих сторон деревянные веранды. В этом же году в левом подвале устроена требная комната для отпеваний и панихид, а в правом подвале теплое крестильное помещение. В 80-е годы деревянные пристройки были разобраны и возведены из камня. В результате перестроек храм изменил первоначальную форму и внутреннее освещение. В эти же годы была возведена железная ограда и покрыта асфальтом площадь вокруг храма. В 1988 году был разрешен звон, а в следующем году на Уралмаше были отлиты 3 больших колокола, из них 2 подняты на колокольню собора. В 1991 году было построено новое крестильное помещение, а в прежнем упокоились останки архиепископа Климента, торжественно перенесенные в сентябре 1994 г.

Накануне 135-летия храма уместно вспомнить и тех, кто многие годы трудился здесь во славу Божию и для пользы людской. Это митрофорные протоиереи Михаил Кукарин, Константин Чечулин, Павел Ермолаев, Владимир Ведерников. Протодиаконы Сергий Лопатин, Анатолий Головин. 60 лет (1921 — 1980) прослужил псаломщиком в храме Сергей Илларионович Галанцев. Много сил положил для благолепия храма староста Николай Павлович Калинин. Продолжают трудиться протоиереи Евгений Колыванов и Николай Зеленин. Вечная память усопшим, многая лета живым!

Стены храма помнят великое множество людей, приносивших сюда свое горе и свои радости. Ивановская церковь, как ее называют горожане, неразрывно связана с историей Екатеринбурга и большинства его жителей. Многие здесь крестились, венчались, многие отсюда отправлялись в последний путь. Будем надеяться, что храм послужит еще многим-многим поколениям, являясь местом очищения и покаяния.

Священник Валерий ЛАВРИНОВ
Екатеринбург

 
Екатеринбургская епархия

Из протокола заседания комиссии по закрытию церквей

ПРИСУТСТВУЮТ: тт. Попов В.Т., Бычкова и Коровин. СЛУШАЛИ: Об использовании закрытых церквей в г. Свердловске. Тов. Бычкова. ПОСТАНОВИЛИ:

 
Екатеринбург

Духовное знание для взрослых и детей…

Родителям не всегда по силам вести с ребенком беседы на религиозные темы. Дети со своими вопросами порой застают маму и папу врасплох: а почему на небе звезды? а как появились люди на земле? а зачем они умирают? а что там, где кончается вселенная? Напрасно взрослые думают, что эти вопросы «просто от нечего делать».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс