Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (53) → О новоявленных «целителях» и «чудотворцах»

О новоявленных «целителях» и «чудотворцах»

№19 (53) / 19 января ‘96

Церковь и медицина

Но все это «новое», эти необычные средства лечения не есть что-то неизвестное раньше, а это все известно с древнейших времен. Так, в Библии можно прочитать: «…не должно находиться у тебя… прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, …вызывающий духов… Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это» (Втор. 18, 10 — 12).

Чтобы лучше понять, почему нельзя лечиться у «чудотворцев», знахарей и подобного рода «целителей», постараемся проникнуть в самое существо данной проблемы. «Болезни все и всегда происходят от грехов и из-за грехов, — говорит святитель Феофан Затворник, и только очень редко, в некоторых случаях — как испытание. И здесь уместно вспомнить о том, кого и при каких условиях исцелял Господь Иисус Христос. Он исцелял всех, кто приходил к Нему с верой в Его Божественное достоинство, и всегда эта вера была соединена с глубоким, искренним раскаянием человека. Вспомним, например, как обратились к Спасителю евангельские слепцы. Они вопияли Ему вслед: «помилуй нас, Господи, Сын Давидов» (Мф. 20; 30). В этих словах чувствуется глубокая вера в Христа как Искупителя человечества и, конечно, чувство покаяния. Всем приходившим с греховной ношей Господь отпускал грехи, а затем исцелял. «Прощаются тебе грехи твои» (Мф. (9, 2); «…вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже» (Ин. 5, 14) — такие слова звучали из уст Спасителя, когда Он исцелял больных. И как видно из Евангелия, все исцеления в первую очередь имели нравственное значение тем, кто искал помощи в недугах. Приходившие ко Христу имели полное сознание своей греховности, своего недостоинства. Само обращение к Спасителю полагало начало глубокого покаяния и исправления жизни. Таким образом душа очищалась и исцелялась от греха — источника различных болезней и скорбей. И Господь всегда вслед за выздоровлением души даровал исцеление и телу.

После вознесения Христа на небо чудесные исцеления не прекратились. Подобно Христу творили исцеления и чудеса апостолы, мученики, пустынники и все угодившие Богу праведники. Какой же силой действовали они? Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что «причиной исцелений бывает… благодать, производящая чудеса и даруемая избранным и праведным мужам за их святость, как известно об апостолах и многих других».

И в наше время также могут совершаться чудесные исцеления. И источником этих исцелений была, есть и будет до конца мира Божественная благодать, пребывающая во святой Церкви Христовой, которая подается через ее святые таинства: Крещение, Покаяние, Причащение Пречистых Тела и Крови Спасителя, Елеосвящение. Однако всем, кто приступает к Таинствам, необходимо помнить, что, как во времена Христа, благодатная помощь действует только в согласии с теплой верой и покаянием приступающего. Именно поэтому перед величайшим церковным Таинством Евхаристии установлено Таинство Исповеди, в котором кающиеся получают оставление своих грехов.

Для тяжело больных или требующих облегчения в какой-либо болезни с апостольских времен установлено особое таинство Елеосвящения или Соборования. По древнему обычаю к этому таинству могут приступать не только тяжело больные и страждущие, но и относительно здоровые люди. Это бывает во дни святых постов, особенно в Великий, когда мы требуем особой благодатной помощи для очищения наших душ и здоровья телесного.

Рассуждая о церковных средствах врачевания души и тела, не нужно забывать, что благодать действует таинственно и незаметно, избегает любопытных и пытливых взоров.

Несомненно, что все мы приступали к церковным таинствам и можем засвидетельствовать их благодатную силу. Однако не нужно забывать, что это благо, столь очевидное для нас, только малая доля того, что мы на самом деле получаем в святых таинствах. Только Богу известно, от каких болезней мы исцелились, и от каких бед смогли избавиться благодаря благодати Божией. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). И как во время своей земной жизни Он избегал славы, так и теперь врачует и исцеляет приходящих к Нему с верой, не вызывая мирской молвы и шумных сенсаций. Ведь главное в деле Христовом — это не только телесное здоровье, а нравственное возрождение человека, обращение от греха к Богу, от служения силам зла к добру, от смерти к вечной жизни.

Церковь не отвергает также помощь врачей. И об этом говорится в Библии: «Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправи руки твои, и от всякого греха очисти сердце. И дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется Он от тебя, ибо Он нужен» (Сир. 38, 9–10, 12).

Но давайте вернемся к проблеме новоявленных «целителей» и «чудотворцев». Как известно, это люди, не отличающиеся святостью и высотой духовной жизни, они очень далеки от Церкви. Но какой же силой они воздействуют на людей? На этот вопрос мы снова находим ответ у преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, который говорит: «…исцеления» …такого рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому может почитаться святым и рабом Божиим. Через это увлекаются многие к подражанию его пороков и открывается пространный путь к поношению и уничтожению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение. О таких людях в Евангелии говорится так: «восстанут лжехристы и лжепророки и дадят великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно и избранных» (Мф. 24, 24).

Здесь необходимо обратить внимание на то, что эти «чудотворцы» на самом деле не могут никого исцелить. Магическими действиями они создают лишь ощущение ослабления болезни, после чего нередко наступает резкое ухудшение здоровья, о чем неоднократно свидетельствовала пресса. Так в газете «Известия» от 2 сентября 1989 года сообщается, что «каждый день в редакцию звонят встревоженные врачи. Они говорят, что «скорая» доставляет в больницы пациентов с запущенными язвами желудка, с другими тяжелыми осложнениями. Дело в том, что они всецело доверились пассам с телеэкрана и совсем перестали принимать лекарство. Некоторые письма одучаренных пациентов опубликованы. И похоже, им сейчас не до шуток». В той же газете за 1 декабря 1989 года в статье «Эфир для экстрасенсов» пишется, что «в редакцию приходят письма: самочувствие после «телевизионного» лечения резко ухудшилось». И в этом нет ничего удивительного, ведь бесы не желают нам исцеления, не желают нам блага даже в земной жизни, не то что вечную. И они научились нас обманывать. Они могут создать видимость ослабления болезни, чтобы удостоверить человека, что он действительно попал к настоящему врачу. Но потом бывает ему «последняя горше первых». Интересно высказывание по этому поводу святителя Иоанна Златоуста: «Демон, если и врачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию исцеляют демоны (через знахарей), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому что Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеление».

А такие явления, как гипноз, различного рода внушения, известны в магии и колдовстве с древнейших времен. И Церковь по этому поводу однозначно ответила еще в середине первого тысячелетия на VI Вселенском соборе, где было сказано о запрещении различного рода колдовства, употребляемого как для помощи в болезнях, так и для нанесения человеку вреда. В Номоканоне также сказано, что если кто занимается знахарством, нашептыванием воды (как раз то, что делают по телевизору), а также разбрасыванием бобов, выливанием яиц, воска, тот попадает под церковное запрещение. И при этом отлучается от Причастия на 6 лет — как те, кто лечит этими средствами, так и те, кто к ним обращается. А те, кто пытается употребить эти средства для погибели человека, отлучаются на 15 лет, наравне с убийцами, даже в том случае, если они покаются и больше никогда не будут этого делать.

Вот мы изложили церковную точку зрения на эту проблему. Но чтобы не обвинили в предвзятом и одностороннем отношении, приведем мнение людей нецерковных. В первую очередь укажем, какими терминами светская печать определяет характер «чудесных» исцелений. Вот одно из высказываний: «Почему в конце 80-х годов XX столетия имено в нашей стране столь пышным цветом распустились околонаучные мифы и суеверия? Почему так много людей, презрев здравый смысл, бросились в объятия магов и чародеев?» («Известия», 1.10.89.). О недопустимости этих явлений также говорится: «Сеансы же массового гипноза — вообще вещь немыслимая — практически во всем цивилизованном мире они запрещены законом. Свято соблюдается древнейший принцип врачевания — «не навреди» ("Известия» 1.10.89). Характеристика среды, которая пользуется помощью экстрасенсов, выражена в таких словах: «Только в плохо информированной среде смогли получить столь шумное признание сеансы по изготовлению чудотворной воды, которые в деталях повторяют разоблаченные еще в XVIII веке трюки венского врача Меснера с намагнетизированием воды. Между прочим, Парижская Академия Наук запретила своим членам вступать в какие-либо контакты с Меснером… Мы же уподобляемся человеку, который восхищается воздушным шаром, не зная, что все летают на самолетах» («Известия», 1.10.89.).

Чего заслуживают «новоявленные чудотворцы» за свою «благую» деятельность, определяет Лауреат Государственной премии профессор-нейрохирург: «Я решительный противник любых карательных мер. Но, думаю, если был хоть один случай лечения подлинного менингита «пассами», то лишение врачебного диплома было бы еще мягким наказанием» («Известия», 20.10.89.). И, наконец, какие же плоды чудесного лечения? Вот они: «Вред, хотя он и более весом, скажется не сразу. Хорошо известно, что частое пребывание в гипнотическом состоянии развивает в нем потребность, наподобие той, что испытывают в своей страсти наркоманы и алкоголики… Массовые сеансы могут породить неизвестную еще в больших масштабах проблему гипнонаркомании. Последствия социально опасны: постепенно снижается способность к критическому анализу, появляется склонность к спонтанному, немотивированному поведению, на работе гипнонаркоман путается в ситуациях, где раньше без труда ориентировался… Добровольное закабаление своего интеллекта, пассивное ожидание сверхъестественных чудес — это шаг назад» («Известия», 1.10.89.).

Как видно, и церковная, и медицинская, и общественная точка зрения по этому вопросу совпадают. Вред, который наносится человеку, очевиден.

Итак, будем же, братья и сестры, не только себя хранить от этого вреда, но и вразумлять ближних.

Иеромонах Алексий (Орлов)
Екатеринбург

 
Екатеринбургская епархия

Упаси Боже, если вдруг российский мужик думать будет… Письмо читателя

Есть в городе Екатеринбурге такая газета, как бы молодежная, «На смену!» называется. Так вот, прелюбопытные, скажу я вам, статейки она иногда печатает.

 
Жития святых

Слово о праведном Симеоне Верхотурском

Дорогие во Христе братия и сестры!Обманчиво наше земное зрение. Рыбак, сидящий на речном берегу: ни вида, ни величия нет в такой картине. Кто мог разглядеть в этом тихом рыболове даже не ангельскую — а архангельскую духовную мощь? Кто мог угадать в этом странном бродяге ангела-хранителя Урала и Сибири?

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс