Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (153) → Кто поможет наркоману?

Кто поможет наркоману?

№12 (153) / 1 мая ‘01

Церковь и медицина

Одним из страшных недугов, поразивших нашу страну, является наркомания. В последнее десятилетие проблема наркомании прямо или косвенно коснулась практически каждого из наших соотечественников. Стремительно растет число людей, пораженных этим страшным недугом, особенно в среде молодежи. Число погибших от наркотиков сопоставимо с потерями в кровопролитной войне, причем гибнет самая молодая и трудоспособная часть российского общества – и в этом заключается главная угроза для России. Русская Церковь не может не возвысить свой голос против страшного зла, обрушившегося в первую очередь на самых беззащитных – на детей и подростков.

Святейший Патриарх Алексий II

Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо пристально разобраться: что такое эффект наркомании? Является ли она непреодолимой химической зависимостью? В чем причины ее возникновения? Какова ее роль в жизни человека? Ответ на эти вопросы позволит сориентироваться в главном вопросе: нужна ли наркоманам духовная помощь и какого рода должна быть эта помощь?

Прежде всего отметим тот однозначно установленный факт, что сам по себе наркотик психологически нейтрален и не вызывает чувства эйфории, так часто ему приписываемой. Это подтверждается американскими исследованиями, где для эксперимента были выбраны две группы. Первая группа состояла из студентов университета, которые знали название наркотического препарата, который им ввели и ожидали от него состояния эйфории. Вторая группа состояла из индейцев резервации, которым сообщили название вводимого наркотика, но не сообщили, что это именно наркотик (сами молодые индейцы его не знали). Участников обеих групп попросили описать свои впечатления. Обе группы описали физиологические впечатления от приема наркотического препарата (прилив жара, сухость во рту, изменение зрительных и слуховых впечатлений и т.д.), но если студенты при этом испытали эйфорические и зрительные галлюцинации, то у индейцев дальше описанных выше физиологических ощущений дело не пошло. Это свидетельствеут о том, что привлекательность наркотика чисто психологическая, и знаменитый “приход” у наркоманов провоцируется мифом об эйфоричности наркотических веществ. По отзывам тех же наркоманов, наркотик — это ключ, открывающий сейф с “кайфом” внутри самого человека. По мере же постоянного употребления “ кайф” состоит уже не в экстатическом состоянии, а в поддержании организма без “ломки”.

Итак, отправной пункт наших дальнейших рассуждений состоит в том, что привлекательность наркотика заключается в запускании психологического механизма выхода в другую, экстатическую реальность. Причем наркотик лишь один из ключей, позволяющих в нее проникнуть. Если сам человек не верит, что наркотик откроет ему эту дверь, то с ним произойдут лишь физические изменения, как у испытуемых индейцев. Второй момент состоит в том, что за выход в эту реальность через ключ-наркотик необходимо платить привыканием, физическим истощением и, в конечном итоге, смертью.

Что же ищет человек за пределами нашей реальности? Того же, что и все мы в нашей реальности — счастья! Это означает, что в этой реальности он его не нашел или оно ему очень трудно и кратковременно дается. Чем человек за это платит? Ранней смертью! Значит, есть здесь какой -то неуловимый обман, ибо все ищут счастья, и каждый иногда его достигает, но за это не надо платить жуткими муками “ломки”, горем родных и близких, нищетой и преступлениями! Но что это за обман? Ведь категория “счастья”- это мировоззренческая, философская, экзистенциальная проблема. Земное счастье относительно, но даже если оно абсолютно, то всегда кратковременно. Хотя каждый, встречаясь с этим состоянием, понимает, что именно состояние счастья является наиболее органичным для человека. Полное счастье на земле недостижимо, и тогда путь наркомана есть сжатое и крайне искаженное отражение общечеловеческих путей поиска счастья в “мире горнем”.

Как в любой религии, наркоман ищет счастье в другой реальности бытия и, как в любой религии, готов идти на муки ради мгновений слияния с этой другой реальностью. На первый взгляд, такое сравнение кощунственно, но в нем лишь отражается общее направление поиска человеком смысла своего существования. Различие же состоит в том, что истинная религия дает пути обретения “горнего” счастья уже в нашей реальности и продлевает жизнь человеку, а пути ложные отбирают жизнь в ложных попытках этот “горний мир” вкусить, сбежав от нашего мира. Таким образом, мы имеем у наркоманов боязнь жизни в нашем мире, отрицательное отношение к собственному телу и поиск счастья в измененных состояниях сознания с помощью допинга.

Где встречается такая ситуация? В первых главах Библии: “И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь”. (Быт.2:15–17) … И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. … Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься”. (Быт.3:1–24)

Налицо попытка приобрести желаемое негодными средствами и, как следствие, резкое ухудшение психологического и физиологического состояния первого человека. Указание “возделывать и хранить” данные дары (прежде всего счастье быть с Богом и пользоваться плодами Его любви) не соблюдается, предпринимается попытка достичь качественно лучшего состояния более прямым путем. Именно это и происходит с наркоманом: данные от рождения таланты (физическое здоровье, способности, возможности социально реализоваться, завести счастливую семью и т.д.) не возделываются и охраняются, а отвергаются ради сиюминутного выхода в экстатическое состояние. Результат предсказан в Библии — смерть! Значит, наркомания — болезнь духовная, раз так точно, по причинам своим и следствиям, укладывается в библейское понимание греха. И, следовательно, наркоманам нужна прежде всего духовная помощь.

Но что такое “грех”? В христианском понимании, это уклонение от двух главных заповедей: “Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя” (Матф., гл. 22, ст. 37–39). В христианской экзистенции прежде всего необходимо возлюбить Бога для того чтобы можно было, строя себя как “образ и подобие Божие”, реализовывать проявившиеся таланты на благо окружающих. Это придает человеку и внутреннее достоинство, и ощущение нужности, и внутреннюю, неэгоистическую любовь к себе и окружающим. Тогда становится возможной смиренная любовь к себе, любовь действенная и творящая. Таким образом наступает полная и счастливая адаптация человека во внешнем мире. Возможность даже в трудностях не терять чувства мира и покоя и иметь высокую самооценку делателя Божия. Наше отличие от Адама состоит в том, что мы уже живем в мире, где “произрастают тернии и волчцы” и необходимо “ в поте лица добывать хлеб свой”. Наше разумение искажено смешением различных социальных установок и недоверием к ближнему, наше сердце раздираемо противоречивыми желаниями, наша душа пленена различными кумирами. Все это направляет человека в разные стороны, раздирает его, порождая тем самым острую душевную боль. В свою очередь, внутренние противоречия не дают действовать эффективно, препятствуя самореализации своих талантов и возрастанию чувства собственного достоинства. И тогда, если внешний мир не дает успокоения внутренней боли, человек берет наркотик, выходит в измененное состояние сознания и находит свое иллюзорное счастье в мире ином, вряд ли “горнем”.

Как же все-таки строить свое спасение от наркотика? Исправлением того, на что попался Адам. А на что попался Адам? Адам попался на подчинение своего разумения эмоциональной сфере, которую олицетворяла собой Ева. Ребро, из которого Бог создал Еву, с древнееврейского точно переводится как “грань”, та эмоционально-чувственная грань сиюминутного эгоизма, которая есть в любом из потомков Адама и Евы. Ведь именно этот путь проходит каждый человек с рождения. Принцип реализации своих желаний довлеет на протяжении от младенчества до отрочества. Лишь в отрочестве происходит отказ от “принципа удовольствия” ради “принципа реальности”. Переход же на подчинение желаний догмату разума, а тем более духовному догмату происходит поздно или вообще не происходит. Значит, общий путь становления представляется следующим: подчинение эмоционально-волевой сферы догмату разума, изменение мировоззренческих установок разума на подчинение духовной сфере, осознание своего достоинства как “образа Божия”, определение своего жизненного предназначения и талантов, обретение духовного самоконтроля за своими побуждениями, разработка жизненной стратегии и возврат в эмоционально-волевую сферу для реализации намеченного пути. Все это возможно только при одном условии — что человек принимает себя всего без остатка. Принимает и свое тело (помните боязнь тела у наркоманов?), и свои противоречивые желания, и свои конфликты. Тогда, обладая непоколебимым достоинством “образа Божия”, соблюдая иерархию: дух-душа-тело, человек имеет все возможности получить счастье царства Божия уже здесь. Очищая и омывая разнонаправленные составляющие своего естества, реализуя в процессе деятельности заложенные потенции и согласуя свою волю с волей Божией, человек становится любящим и любимым членом как “мира горнего”, так и мира людского, материального. Без тела же это невозможно. Метафорически эту ситуацию можно описать так: человек подобен освещаемому солнцем (Богом) путнику (сознание), идущему по болоту (подсознание) с гнилыми испарениями (страсти, низкие желания) к речной запруде (эгоизм), чтобы разобрать ее и промыть болото чистыми струями реки (благодать Божия). Разобрать ее можно только руками и только в нашей реальности, где есть тело. Именно боязнь своего тела, а следовательно, и своих эгоистических и страстных желаний, ответственности за свои проявления во внешнем мире и ответственности за эти проявления, заставляет бежать от него наркомана в мир экстатических иллюзий. Но именно поэтому путь такого обретения счастья обречен на провал, ибо уже при жизни происходит расщепление (лат. “шизофрения”) души и тела.

Для решения этого конфликта необходима третья, уравновешивающая и более высокая сила. Такой силой может быть лишь Бог. Тогда происходит объединение души с Богом и появляется сила, способная подчинить эмоционально-телесные функции и привести их в гармонию со всем человеческим существом (одно это уже дает непрекращаемое состояние счастья). Разберем это более подробно и психологически. Для знакомства с православным взглядом на структуру психической жизни человека, обратимся к сочинению епископа Феофана Затворника Вышинского “Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться”. В середине XIX века епископ Феофан преподавал психологию и логику в Новгородской семинарии, поэтому его терминология будет понятна и современному читателю. В структуре психической жизни человека православные богословы выделяют три стороны: телесную, душевную и духовную. “Только тогда, когда все силы наши бывают в движении и все потребности удовлетворяются, человек живет”.

Телесная жизнь обычно описывается в медицинских терминах и заключается в правильном удовлетворении физиологических потребностей. К потребностям телесной жизни епископ Феофан относил следующие: питательные (пища, питье, воздух, сон); потребность движения; потребность в приятном раздражении нервов всего тела (например, теплом или холодом) и потребность в приятном раздражении пяти наших чувств, “в которых нервная система вышла наружу для общения со внешним миром”. “Но не всё здесь одинаково телесно, или плотяно и чувственно. Крепко плотяна только питательная часть, но и та облагораживается приспособлением её удовлетворения к потребностям и целям собственно душевным. Органы же движения и чувства служат более нуждам души, чем тела”. Пользуясь современной терминологией, психическую жизнь на уровне тела можно обозначить как элементарные ощущения. Епископ Феофан упоминал и промежуточный уровень — телесно-душевный, к которому он относил “желания телесных состояний и впечатлений из потребностей тела и чувства”, а также “наблюдения с воображением и памятью”.

Душевная жизнь делится епископом Феофаном на три категории: мысли, желания и чувства.

Мыслительная сторона включает воображение, память и рассудок. Рассудок порождает понятия и знания, наряду с менее надежными мнениями и предположениями. “Когда кто, обсуждая известный класс предметов, добудет сам и от других позаимствует так много определенных о них мыслей и понятий, а нерешенное в них успеет дополнить такими удачными мнениями и предположениями, что может счесть этот круг предметов достаточно познанным и уясненным, тогда приводит всё добытое в порядок, излагает в связи и последовательности, и дает нам науку о тех предметах. Наука — венец мыслительной работы рассудка”.

Желательная (деятельная) сторона подразумевает волю, которая проявляется в процессе выбора, принятия решения и исполнения задуманного. В основе воли лежит жажда дела, “а возбудителями стоят при ней — приятное, полезное и нужное”, поэтому данная сторона также называется деятельной.

Сторона чувства — сердце. У православных богословов понятие сердце подразумевает не только орган тела, но и то, что в современной терминологии называется инстинктами, влечениями, чувствами, эмоциями и аффектами. “В голове же нет жизни, а только верхушка её. Жизнь — в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни”

Вся деятельность души обращена исключительно на обустройство земного существования человека. “Душевная и телесная жизнь при благополучном течении дают что-то похожее будто на счастье; но это бывает мимолетный призрак счастья, скоро исчезающий. К тому же, при них та бурливая среда, между душою и телом образующаяся, и страстными помыслами, желаниями и чувствами взметаемая, всегда бывает сильна; а при ней, по причине яда страстей, возможно только опьянение, забывающее страдание, как бывает и от опиума, но не отсутствие страданий и болей сердца. Боли сердца составляют неотъемлемую принадлежность той жизни”. Боли сердца можно понимать и в буквальном смысле, если вспомнить, что в цивилизованных странах смертность от сердечно-сосудистых заболеваний стоит на первом месте.

Вместе с тем, “в каждом человеке есть дух — высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу… Она -неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества и у всякого проявляет себя своим образом”. “Дух, как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им”.

Как изменяется душа при соединении с духом? В мысленной части появляется стремление к идеальности, стремление определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений, “ибо значение веши есть её идея”. В деятельной части возникает желание и производство бескорыстных дел или добродетелей. Воля обращается к таким делам потому, что эти дела хороши, добры и справедливы, хотя для телесной и душевной стороны они могут быть неприятными, бесполезными или ненужными. В чувствующей части появляется стремление и любовь к красоте, или, как говорят, к изящному. “Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гости из другой области, из области духа… Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого и прекрасного мира, куда манит её своим воздействием дух”. Четкое разделение духовной и душевной жизни в православном христианстве позволяет понять различие между духовностью, “культурностью” и образованностью — последние два понятия относятся к душевной жизни.

Духовная жизнь является синонимом религиозной жизни. Главными действиями духовной жизни являются молитва и соблюдение правил поведения, которые называются заповеди. Духовное здоровье человека заключается в преобладании православной христианской духовности, подчиняющей себе душевную и телесную сторону жизни. “Когда удовлетворяются духовные потребности, то они научают человека поставлять в согласие с ними удовлетворение и прочих потребностей, так что ни то, чем удовлетворяется душа, ни то, чем удовлетворяется тело, не противоречит духовной жизни, а ей способствует, — и в человеке водворяется полная гармония всех движений и проявлений его жизни… Напротив, когда дух не удовлетворяется и это единое на потребу забыто, тогда все другие потребности разбегаются в разные стороны и каждая требует своего…”. “Дух же витает за пределами всех треволнений и туда уносит живущего в нём и, давая ему вкушать свои блага, всегда пребывающие, делает его истинно и прочно счастливым”.

Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что православное представление о структуре психической жизни человека обеспечивает плодотворный подход к проблеме здоровья как состояния полного физического, социального и духовного благополучия. С религиозной точки зрения, здоровье состоит в установлении правильного соотношения между телесной, душевной и духовной сторонами жизни при ведущем значении духовной стороны.

Кроме того, появляется возможность конкретизации понятия “счастье”. На уровне тела счастье соответствует удовольствию иди удовлетворению. На душевном уровне счастье представляет собой кратковременную гармонию души человека с внешним миром, то есть наслаждение. Счастье на духовном уровне соответствует понятию блаженства, то есть длительной (в пределе — бесконечной) гармонии духа с нематериальным миром. Таким образом, здоровье и счастье человека в значительной степени зависят от того, насколько успешно он справляется с проблемами, присущими каждому уровню самосознания и переходным состояниям. Следуя этой логике, мы видим, что наркомания — это попытка удовлетворения своих экзистенциальных, духовных желаний на уровне неочищенной душевно-телесной составляющей психики.

Итак, для излечения наркомана необходимы дух и Бог. Тогда, может быть, правы протестанты, заявляющие: соединись с Христом и будь тем спасен и счастлив?! Безусловно, правы. Однако эта правда гораздо больше того смысла, который протестанты в него вкладывают. По протестантскому учению для соединения с Христом и спасения достаточно объединиться с ним в мыслях и желаниях (воле). Но мы видим, что в таком случае остаются несоединенными со Спасителем телесная и духовная сторона человека. Да и сердечная сторона душевной жизни (в православном ее понимании — аффекты, инстинкты, влечения, желания и т.д.) остается без внимания. Поразительно это совпадение боязни и недооценки тела у протестантов и наркоманов! Как те, так и другие, боятся его и сбегают от него. Одни в наркотический экстаз, другие в эмоциональный экстаз своих “собраний”. С большой долей уверенности можно сказать, протестанты — наркоманы, ищущие “кайфа”, только нашедшие его не в “ключе”-наркотике, а в “ключе” коллективного опьянения. Это напрямую связано с отрицанием протестантами Евхаристии. Ведь напрямую мы соединяемся со Христом в Таинстве причастия, а не в чтении слов Евангелия. И главная весть Евангелия именно в телесном Воскресении Иисуса Христа, а не в Его проповеди. Бесы тоже веруют во Христа, но бесы не могут соединиться с Его телом. Оставляя за бортом своего исповедания истинность Евхаристии, протестанты лишают себя возможности очистить силой Божией тело, а значит, и привязанность тела к наркотической зависимости.

Немаловажен также вопрос о духовном соединении со Христом. Истинность духовного соединения с Богом в крещении удостоверяется силой Божией, действующей через священника. Истинность и правомочность священника удостоверяется преемственностью передачи духовных даров от Христа к апостолам, епископам и священникам. У протестантов, по вере их самих, такой преемственности нет и быть не может. Таким образом, получается ситуация: вера в Бога есть, а силы Бога нет. Следовательно, разумно-волевая сфера протестантов повисает в приятном самообольщении своей причастности ко Христу. Если же помощь наркоманам состоит лишь в полном и фанатичном усвоении протестантской веры, то, с психологической точки зрения, мы имеем лишь переключение с одного вида наркотика на другой. Ни устойчивости, ни силы в таком состоянии нет, и при малейшем ослаблении коллективно- экстатического протестантского допинга у наркоманов следует ожидать срыва, разочарования в Боге и увеличения цинизма.

Посмотрим на психологические аспекты зависимости взглядом психолога, долго и успешно работающего с наркоманами. Приведу отрывок из книги А.В. Ларионова “Наркомания: мифы, смысл, причины, терапия”: “Методов лечения наркомании как болезни существует очень много, и среди них можно выделить несколько групп. Первая — это преимущественное воздействие на психику человека: кодирование, программирование, фармакокодирование (“торпеды” и другие плацебоподобные эффекты), гипнотические внушения, наркогипноз и т.п. Вторая — это преимущественно фармакологический подход, заключающийся в применении: а) психофармакологических средств, оказывающих влияние на поведение и эмоциональную сферу; б) симптоматических средств и средств, конкурирующих за специфические рецепторы; в) всевозможных методов детоксикации. Третья — это традиционно “нетрадиционные” методы воздействия: иглоукалывание, лазеротерапия, гомеопатия, употребление различных трав, обращение к “бабушкам”, знахарям и целителям. Четвертая — это различные объединения по типу клубов бывших алкоголиков и наркоманов, сообществ здорового образа жизни, религиозных или околорелигиозных организаций, телефонов доверия и пр. Существуют также и всевозможные комбинации этих методов.

Однако практически все перечисленные методы лечения наркомании направлены не на причину наркомании, а на следствие, т.е. непосредственно на сам процесс употребления наркотиков. Объединяющим для этих подходов является то, что:

1) с наркомана снимается личная ответственность за его состояние;

2) наркоман рассматривается не как субъект, а как объект, в которого можно что-то “вложить”, что-то в нем “исправить” без его желания, без личного понимания необходимости изменений и проявления воли в достижении результатов.

 
Проповедь

Молитва за детей

«Всякую вещь, малую или великую, должно ему в молитве испрашивать себе у Создателя своего». Св.Исаак Сирин Итак, первым условием воспитания детей является усиленная молитва о них родителей. А если чувствуем слабость и невнимательность молитвы, то, по учению святых отцев, качество ее мы должны восполнять количеством.

 
Церковь и медицина

Уральские архиереи и священники — за ужесточение наказаний для наркодельцов

Екатеринбург, 20 апреля, «Православная газета». Одним из вопросов, который поднимался на встрече с полномочным представителем Президента России в Уральском федеральном округе П.М. Латышевым

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс