Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (106) → Прощальное Слово к пастве Преосвященного Епископа Никона

Прощальное Слово к пастве Преосвященного Епископа Никона

№14 (106) / 8 июля ‘99

Архипастырь

Дорогие отцы, братья и сестры!

Ныне обращаюсь к Вам, возлюбленные мои, с последним словом наставления и прощания. Его Святейшеством Святейшим Патриархом Алексием II и Священным Синодом удовлетворено мое прошение об определении меня на покой, которое я подал, руководствуясь словами священномученика Климента Римского : «Итак, кто из вас благороден, кто добродушен, кто исполнен любви, тот пусть скажет: если из-за меня мятеж, раздор и разделение, я отхожу, иду куда Вам угодно, исполнив все, что велит народ, только бы стадо Христово было в мире с поставленными пресвитерами. Кто поступит таким образом, тот приобретет себе Великую славу у Господа, и всякое место примет его, ибо Господня земля и исполнения ее. Так поступали и будут поступать все провождающие похвальную Божественную жизнь.»

Я смиренно прошу у моей паствы прощения за то смущение и за те искушения, в которые через недавние события ввел ее ведением или неведением своим, и покрыть меня своей любовью.

Я прошу Вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, в это весьма сложное время для епархии не оставлять верности Православной Церкви и не искать своего разумения, но быть твердой опорой своему Правящему Архиерею, какой были мне вы все — простые люди и люди, стоящие у кормила власти, — во все годы моего пребывания на Екатеринбургской кафедре и, в особенности, в последние полтора года моего испытания и духовного Креста.

Оставляя Екатеринбургскую Кафедру, я обращаю слова моей благодарности и признательности ко всем, кто в эти годы трудился над утверждением Святого Православия в крае нашем, кто по мере сил содействовал росту числа приходов и монастырей, развитию нашего Духовного училища, социальному служению Церкви в воинских частях, в больницах и приютах, в местах, где пребывают братья и сестры наши, в узах заточенные.

Особые слова благодарности обращаю я ныне к Губернатору Свердловской области Э.Э. Росселю. Вы помните, как он первым громко заговорил о необходимости сохранения русской культуры, о восстановлении духовных и национальных святынь Сибири и Урала. Губернаторская программа возрождения Верхотурья, которая осуществляется и ныне, послужила основой для создания программ возрождения Невьянска, Туринска, Каменска-Уральского, других городов нашей области. Ибо Губернатор Э.Э. Россель хорошо понимает, что такие города составляют славу и гордость не только нашего края, но и всей России. Мы все нуждаемся друг в друге — пахарь и мастеровой, священник и купец, промышленник и учитель только вместе могут вывести многострадальное Отечество наше из его нынешнего печального состояния.

На этом пути преображения нашей Родины как никогда важны конкретные дела наши. По инициативе Губернатора Э.Э. Росселя вот уже третий год в области в Святые дни проходят Рождественские дни милосердия, получают необходимую помощь больные и неимущие, сироты и безработные. В результате праздник Рождества Христова обрел свое подлинное радостное звучание для многих людей, пока далеких от Церкви. В их семьи приходит мир и тепло, надежда и уверенность в готовности ближних прийти на помощь в трудную минуту. Как много это значит для тех, кто не имеет этого в своей ежедневной жизни!

А разве не заслуживает одобрения возрождение Месячника воинской славы, когда ветераны имеют возможность встречаться с молодежью, на своем примере раскрывать новым поколениям высокие понятия патриотизма, ответственности, жертвенного подвига? Кое-кто хотел бы, чтобы эти понятия исчезли из нашей жизни. Но заботами Губернатора в нашей области и эта традиция возрождена и крепнет.

Последовательность и упорство областной администрации приводит к благодатным изменениям на местах. Я вспоминаю, как в конце 1996 года некоторые «специалисты» и журналисты в журнале «Дружба народов» предрекали крах всех попыток добиться понимания между нашей епархией и местной властью, наладить наше сотрудничество ради интересов народа православного. Этим прогнозам не суждено было сбыться: в прошедшие годы Церкви были возвращены многие храмы, переданы помещения и здания для налаживания религиозного образования, социального служения, культурной деятельности. Милость Божия да пребывает со всеми власть предержащими, поддерживающими возрождение Святого Православия в нашем регионе — управляющими управленческими округами, главами администраций городов и районов. В благодарных поколениях людей православных никогда не изгладится память, о тех, кто — не смотря на грубейшую прямую хулу — начал трудную работу по восстановлению порушенного.

Возлюбленные мои! Вам надлежит продолжить все это начатое нами. Благодаря средствам массовой информации, Вам ныне усиленно вбивается в голову мысль о том, что надо умерить свои усилия на ниве Христовой, что надо соотносить свое дерзновение с материальными возможностями. Нам же необходимо не только не уменьшать свои усилия в проповеди Святого Православия, в социальном служении, но и продолжать — не смотря на все трудности! — расширять начатое. Ибо тот, кто останавливается на крутом подъеме, то неминуемо начинает сползать вниз, вызывая злобную радость у гонящих нашу Мать-Церковь.

Я верю, что Высокопреосвященнейшего архиепископа Викентия Вы встретите с теми почестями, уважением и любовью, которыми Вы пять лет назад встретили меня. Сплотившись вокруг него, Вашего Господина и Архипастыря, Вы не дадите силам адовым, какими бы личинами они не прикрывались, в какие бы одежды не рядились, оторвать Вас от Веры Отеческой, от Святого Православия, вырвать Вас из подчинения престолу Патриархов Московских. Не поддайтесь этому искушению ни ныне, ни завтра, ни через долгие годы, не поддайтесь ему никогда! Умоляю, заклинаю Вас: храните единство Церкви! А через Единство имейте Любовь Христову, через Любовь Христову — Соборность, а через соборность — Царствие Божие.

Я прошу тебя, простой народ православный, прошу всех Вас, дорогих сердцу моему братьев и сестер, разделивших скорби со мною, всех оставшихся со мною, и ныне, несмотря на травлю, продолжающих твердо стоять в Святом Православии, держаться веры в Господа и Бога нашего Иисуса Христа и помнить одно: там где Епископ — там есть Церковь, там где нет Епископа — там нет Церкви.

Я умоляю Вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, верная Святому Православию паства, стойте за своего Архипастыря, если это понадобится, даже до смерти! Ограждайте его от всевозможных бедствий и от попыток очернения его доброго имени. Владыка Викентий еще не прибыл на Екатеринбургскую кафедру, а газета «Новая Хроника» уже развязано вещает: «За последние де-сять лет отец Викентий — третий верхов-ный духовный пастырь Екатеринбургской епархии. Владыку Мелхиседека, архиепископа Екатеринбургского, в свое время сместили за излишки в употреблении спиртного. Никона, как видите, сняли за грехи более суровые. Чем отличится но-вый Владыка, неизвестно…» Тем самым уже сейчас угрожают ему антицерковные силы и подталкивают Вас к новым раздорам и нестроениям. Опомнись, православный народ, — подумай, как можно, еще не видеть человека и уже искать ему заранее грехи, по которым его будут судить люди, незнающие Церковь, не бывшие Ее чадами и от того еще более зло нападающие на Нее, Невесту Христову! А мы снова с упоением будем смотреть телевизор, слушать радио, перечитывать газеты и тем самым будем уподобляться Хаму, осудившему отца своего. Это тоже грех — грех молчаливого согласия с действиями гонителей, гонителей пусть не явных, но все равно гонителей Церкви.

Я предвижу, что многие захотят разлучить Вас с законным Правящим Архиереем и отцом Вашим Высокопреосвященнейшим Архиепископом Викентием. Я с горечью могу констатировать, что я не первый Архиерей, который уходит с этой кафедры под давлением, к моему великому сожалению, некоторой части духовенства, руководимой внешними, внецерковными силами. Я молю Бога, чтобы они услышали Ваш глас, чтобы они поняли, что раздирание Церкви Христовой в нынешнее опасное время, как для Церкви, так и для России это смертоубийство! Этого хотели и желали всегда враги Церкви, ибо отец разделения есть диавол.

Но не дайте Высокопреосвященнейшего Владыку Викентия на растерзание нападающим на Церковь Христову волкам в овечьих шкурах! Если Вы отдадите Владыку Викентия на поругание им, то я не дерзаю даже с содроганием помыслить, что ожидает Вас по Страшном Суде Божием, который грядет неумолимо.

Вспомним своих отцов, дедов и бабок, которые несмотря на преследования безбожной власти, несмотря на страх от сильных и могущественных денно и нощно охраняли своих Архипастырей в те страшные годы гонений.

Наш уральский край отмечен той трагической печатью, что через пересыльные пункты и лагеря его прошли тысячи исповедников и Новомучеников российских — тысячи мирян, священнослужителей, сотни архипастырей Русской Православной Церкви, которые предпочли гибель в лагерях и трущобах отказу от Веры отеческой и ее славных традиций. Будем же помнить всегда, возлюбленные мои, что в крае нашем претерпели мученическую кончину Государь Император Николай II и члены его Семьи, святые Преподобноновомученицы Великая Княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара. Неужели перед этим великим сонмом поборников святого Православия мы проявим немощь и слабость? Неужели, имея столь великую защиту в Мире Горнем, Вы проявите слабость и малодушие и не встанете крепким оплотом вокруг своего законного Правящего Архиерея?

Возлюбленные чада! С горечью видим мы, что в то время как некоторые батюшки, объявившие борьбу за «чистоту Православия», заняты своими интересами, уральская земля наполняется всевозможной, чуждой русскому духу, мишурой — множатся всевозможные секты, делают наш край местом проведения своих новорелигиозных, сектантских конгрессов, конференций, симпозиумов.

Исходя из христианского милосердия, я дерзаю умолять игумена Авраама (Рейдмана), протоиерея Геннадия Ведерникова, иерея Фому Абеля принести к подножию Церкви свое покаяние. Ибо Судья Велий есть един Господь. Я грешен во всех грехах и могу, и должен, и восклицаю со святыми отцами: «Я грешен во всем!». Но я не еретик и не богоотступник! Я думаю, что когда средства массовой информации со слов игумена Авраама заявляют, что я являюсь Антихристом, то им не удастся обмануть народ православный этими словесами и ярлыками безответственными. И да не удастся — я верю в это твердо! — обмануть Вас средствам массовой информации, льющим по заказу грязь на Церковь Православную!

Я особо обращаюсь к Вам, возлюбленные отцы. К великому моему сожалению, я слышу о том, что некоторые из Вас уже сейчас, еще до прибытия Владыки Викентия на Екатеринбургскую кафедру строят ему дерзкие ковы, помышляют о том, чтобы не дать ему с первых шагов ни власти канонической, ни руководства финансового. Я призываю всех священнослужителей вспомнить, что святыми Апостолами вручена Епископам власть и над душами человеческими, и над имуществом Церкви. Посему и 41-ое правило Апостольское гласит: «Повелеваем епископу имети власть над церковным имением. Аще бо драгоценныя человеческия души ему вверены быть должны: то кольми паче о деньгах запове-дать должно, чтобы он всем распоряжал по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким, благоговением: такожде (аще потребно) и сам заимствовал на необходимыя нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недо-статка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, да служащие алтарю от алтаря питаются: якоже и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.» В комментарию к этому правилу Апостольскому и связанных с ним других правил святых отцов прямо сказано, «что власть над церковным имуществом и над его управлением принадлежит лично епископу». Я призываю всех священнослужителей вспомнить эти постановления, чтобы никто из вас не обрел проклятие Божие корысти своей ради.

Особо обращаюсь к иерею Сергию Суханову, создавшему акционерное общество «Лествица» и заклинаю его вернуть имущество, Церкви по праву принадлежащее. Ибо то, что распространяется и созидается от имени Церкви, Церкви же принадлежать должно. И мне странно, что игумен Авраам (Рейдман) не разъяснил этого простого правила своему духовному собрату иерею Сергию Суханову.

Если меня обвинили в глазах Ваших, то кто дерзнет что-то сказать про вновь назначенного Правящим Архиереем Екатеринбургской Епархии Высокопреосвященнейшего Архиепископа Викентия, который известен в нашей Церкви как ревностный монах, как молитвенник, который в самое трудное время для Церкви стоял на передовом крае Ее, боролся за Святое Православие? Я с радостью восклицаю ему: «Дорогой Владыко! Благословен грядый во имя Господне! Пусть милость Божия по молитвам Пречистой Богородицы, небесных покровителей нашего края святого праведного Симеона Верхотурского, святой великомученицы Екатерины, святых новомучеников Российских наставляет и укрепляет Вас в Вашем сложном Архипастырском служении.» И да сольются радостные и ободряющие голоса Ваши, дорогие отцы, братья и сестры, в хоре сыновнего приветствия Высокопреосвященнейшему Архиепископу Викентию.

Поверьте, что невозможно Архиерею говорить самому доброе о себе. Поэтому я с такой радостью говорю о своем собрате, что это поистине Ангел Екатеринбургской церкви, благословением Небесного Отца нашего, посланный Вам в укрепление и ободрение, в спасительное утверждение в Любви Христовой в уральском крае.

Я взываю к Вашим верующим сердцам: пусть они не охлаждаются в Вере, пусть как можно меньше будет печали. Держитесь предания святоотеческого. Мы должны верить и надеяться, что сила Господня непобедима в правде своей. И придет время, когда восстанет Вера Православная в торжестве своем на земле русской, и совершится великое торжество Святаго Духа, и соберутся все воедино у спасительной Чаши Христовой. Эти Страшные и Животворящие Тайны Христовы да соединят нас всех воедино и это единство, дарованное нам Спасителем Нашим, да не удастся разъединить и уничтожить никому. Да будет это единство, хранимое Вами, возлюбленные мои, проявлением — я не боюсь этого слова! — покорности, но покорности не в рабстве, а в Свете и Любви Христовых. Только преображаясь Любовью, через Свет Христов, мы должны эту Любовь нести друг другу, мы должны этой Любовью делиться друг с другом, мы должны этой Любовью поддерживать друг друга и всех, кто нуждается в этой Любви. Эта Любовь, нас объединяющая в Церкви Божией, будет вашим великим оправданием, ибо и через Любовь наша совесть будет иметь оправдание на Великом и Страшном суде Христовом.

Блаженный Августин, наставляя, обращается к нам: «Божественным промыслом часто попускается изгонять из христианского общества даже добрых людей из-за некоторых крайне бурных возмущений плотских людей. Если этот позор свой или свою обиду они будут переносить ради мира Церкви вполне терпимо и не будут производить ни раскольничьих, ни еретических нововведений, то будут служить для людей поучительным примером с какой искренней преданностью и искренней любовью должно служить Богу. Отсюда такие люди или надеются снова возвратиться в Церковь, когда утихнет буря или же, если это оказывается невозможным, вследствие того, что смута еще продолжатся или от того, чтобы с их возвращением не возникли подобные же, а может быть, еще и более лютые распри, они … воздерживаются от всяких раскольничьих скопищ и до смерти защищают ту веру, которая, как они знают, проповедуется в Церкви и представляет собой живое для Нее свидетельство. Таковым в тайне уготовляет венец Отец, видящий тайное, такого рода люди, по-видимому редки, однако в примерах нет недостатка, их даже больше, чем можно думать.»

Пребывая отныне у прославленных во всем мире Православном святынь Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря я буду всегда возносить молитву за всех Вас и о благоденствии Екатеринбургской Епархии. Прошу и Вас не оставлять меня своими молитвами. Милость Божия да пребывает со всеми Вами!

С Божиим благословением с почетом и любовью встретить законного Вашего Архипастыря — Высокопреосвященнейшего архиепископа Викентия — и быть ему послушными до смерти, даже до смерти Крестной.

ЕПИСКОП НИКОН

23 июля 1999 года
г. Екатеринбург

 
События епархиальной жизни

Слово при наречении во епископа архимандрита Викентия (1 сентября 1990 г.)

Ваше Святейшество, Святейший Владыко и Отец, богомудрые архипастыри и отцы! Предстоя перед вами в этот неповторимый и волнующий момент моей жизни, я хочу открыть перед вами то, что наполняет мое сердце и волнует мою душу, хотя и чувствую, что очень трудно говорить в такие минуты. Когда я впервые услышал определение Вашего Святейшества и Священного Синода, моя душа исполнилась великим трепетом и смущением.

 
Проповедь

Как общаться с неверующими родственниками

Самый лучший закон, правило для общения с ними — не надо их обличать и ругать. Вера — это дар Божий, а они его не имеют.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс