Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Новости → В Храме-на-Крови открылась выставка работ народного художника России Николая Ситникова «С величием прошлого связь»

В Храме-на-Крови открылась выставка работ народного художника России Николая Ситникова «С величием прошлого связь»

В рамках VII Международного фестиваля православной культуры в Екатеринбурге открылась выставка работ народного художника России Николая Ситникова «С величием прошлого связь».

Сейчас, когда возрождаются духовные ценности, идея патриотизма, творчество Николая Васильевича Ситникова приобретает особое значение не только в художественно-эстетическом, но и морально-нравственном аспекте.

Русская история широко отражена в творчестве Ситникова. Он изготовил эскизы к театральным постановкам, которые вошли в число шедевров русской оперы. Эпоха Ивана Грозного отражена в операх Римского-Корсакова «Царская невеста» — тема опричнины. Эскизы Ситникова — «Александровская слобода», «Царский терем». «Псковитянка» раскрывается личность Ивана Грозного — умного и жестокого политика, сложного и противоречивого, как сама эпоха.

«Борис Годунов» П.Мусоргского раскрывает тему: народ и власть, ответственность личности перед историей.

Эскиз Ситникова к этой опере — «Терем», где происходит развитие трагедии и кульминация душевных страданий царя. И развязка народной трагедии в сцене «Под Кромами». Польская интервенция, самозванец. Смутное время.

Опера «Иван Сусанин» — «Жизнь за царя». М.И. Глинки отражает подвиг во имя спасения родины от завоевателей. Конец смутного времени. Возрождение Руси началось с важного исторического события — избрания на царство Михаила Романова. Эпилог оперы — хор «Славься!» приветствует юного царя. Его избрание стало поистине судьбоносным для России.

В работах над эскизами оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского художник раскрыл суть противоречий сложной и жестокой эпохи. Пётр I и царевна Софья. Стрелецкий бунт. Раскольники. Финал оперы — снова звучит «Рассвет на Москве реке» (увертюра оперы с этим названием шла при открытом занавесе с видом Замоскворечья). И в финале оперы снова видим Замоскворечье. Наступил новый день русской истории.

Обратимся к «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского- Корсакова. В основу «Сказания» положены: так называемый Китежский «летописец»,… различные устные предания о невидимом граде, а также один эпизод из сказания о Февронии Муромской». (В.И. Бельский, либреттист «Замечания к тексту оперы» 1905 г.).

«Преданья о Батыевом разгроме так свежи, укажут и «тропу Батыеву» и место невидимого града Китежа на озере Светлом Яре…Цел град, но невидим. Не видать грешным людям славного Китежа. Сокрылся он чудесно, Божьим повеленьем, когда безбожный царь Батый, разорив Русь Суздальскую, пошёл воевать Русь Китежскую. Подошёл татарский царь ко граду Великому Китежу, восхотел дома огнём спалить, мужей избить, либо в полон угнать, жён и девиц в наложницы взять. Не допустил Господь басурманского поруганья над святыней христианскою. Десять дней, десять ночей Батыева полчища искали града Китежа и не могли сыскать, ослеплённые…А на озере Светлом Яре, тихим летним вечером, виднеются отражённые в воде стены, церкви, монастыри, терема княженецкие, хоромы боярские, дворы посадских людей. И слышится по ночам глухой, заунывный звон колоколов китежских». Так писал П.И. Мельников (Андрей Печерский) в книге «В лесах».

Главное в «Китеже» — идея добра во вселенском масштабе, в библейском понимании, это притча о предательстве и прощении в общехристианском понимании. Но «Идеи поисков нравственного совершенства в советское время оказались непонятными, жанр «музыкального жития», насыщенный символами Книги книг — чуждыми, а один из прекраснейших женских образов — невостребованным» (Лариса Барыкина, музыковед).

Дева Феврония — идеальный женский образ. На эскизе художник изобразил её среди берёз, она сама тоже как берёзка. Именно Феврония молитвами спасла град Китеж: он стал невидим для врага. Феврония чиста и Господь услышал её молитву о спасении Китежа.

Музыкальную картину «Сеча при Керженце» Н.В. Ситников иллюстрировал в духе иконописи. В финале оперы золотые купола храмов на безоблачном небе символизируют победу над злом и возрождение Руси в её Божественной чистоте.

Этой верой проникнуты станковые работы художника: соборы Троице-Сергиевой лавры, Владимира, Суздаля, Ростова Великого.

Изображения храмов на эскизах к оперным спектаклям «Хованщина», «Псковитянка», «Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» говорит о том, что Ситников воистину православный художник, который проникся духом исторического прошлого.

Ничто так не возвышает душу христианина, как изображение храма. И Николай Васильевич раскрывает красоту земли русской, души русского народа, создавшего памятники зодчества. Во всех этих работах выразилась возвышенная душа художника-патриота. Они наполняют сердца верующих радостью и гордостью за свою Родину.

 

15 июля 2008

Июль 2008
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс