Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (175) → «Искусство — это путь красоты, идущей к Богу»

«Искусство — это путь красоты, идущей к Богу»

№34 (175) / 8 декабря ‘01

Культура, искусство

Прошло уже очень много лет, но память до сих пор хранит необыкновенное впечатление от спектакля «Евгений Онегин». Зрители ощутили дыхание пушкинской эпохи. Не успел закрыться занавес — зал взорвался от аплодисментов. «Художника!» — раздавались возгласы... На сцену вышел невысокий худощавый человек с бородкой. Смущённо улыбаясь, сдержанно раскланялся. Это был Николай Ситников.

Придя работать в театр в 1960 году, я вновь встретилась с этим волшебником сцены — уже не как зритель. Его лицо, выражение глаз поражали одержимостью творческого горения и какой-то внутренней благородной сдержанностью. Взгляд Ситникова незабываем — как будто стремящийся постичь что-то сокровенное. Потом узнала, что Николай Васильевич ещё и музыкант — играет на скрипке. И чем больше открывалось мне творчество этого замечательного художника, тем сильнее я ощущала сложность его мира, богатство души и неисчерпаемость фантазии. Жизнь прожита им яркая, полная тревог и смятений, печали и радости. Жизнь — как неугасающая творческая страсть.

Народный художник России Николай Васильевич Ситников родился 4 июля 1910 года в Екатеринбурге в семье рабочего-железнодорожника. Он был восьмым ребёнком в семье. Трёхлетним остался без матери. Жил у дедушки в деревне Поварня. Дед был глубоко верующим. Чуткое сердце мальчика восприняло божественную веру. На протяжении всей жизни она помогала пережить много тяжёлого, не сломаться, но главное — сохранила его прекрасную душу.

Это были самые счастливые дни, а потом — дорогие воспоминания. Его завораживала несказанная красота мира. Рассветы и закаты — «от ярко-оранжевого до сияюще-красного», шум и запах леса, пьянящее разнотравье. И всегда солнце. «Солнце, золотые сны, золотая сказка остались на всю жизнь…. И не потому ли все детские темы делал влюбленно».

Из детства пришла и любовь к рисованию… Перед юным художником открылся сказочный мир красок. Душа влекла в неизведанный мир. И Николай едет учиться в Москву, а затем в Ленинград в Академию художеств. Занятия в Академии Ситников успешно сочетал с вечерними занятиями в консерватории. Благодаря удивительной музыкальности и артистизму он мог бы стать концертирующим музыкантом. Но стал художником. Дипломной работой выбирает «Снегурочку» — как наиболее близкую своей поэтической натуре. И будет к ней возвращаться ещё не раз, уже работая в свердловском оперном театре.

Здесь выразилась трепетная душа самого художника. Это — вечное стремление к мечте, к идеалу. Прекрасный союз двух муз — живописи и музыки, пронизанный чистотой весенней сказки Островского и мелодиями Римского-Корсакова. И она предстаёт то в полумраке зимнего сна, то в весеннем пробуждении, когда весна постепенно вступает в свои права и солнечный свет заливает землю. Живопись Ситникова выражает его почти благоговейное отношение к природе. Не будет преувеличением сказать, что художник раскрыл национальное своеобразие русского пейзажа, приобщая зрителей к его высокой поэзии.

Путешествуя по дорогим сердцу художника городам Золотого кольца, он словно ощущал себя в глубине веков, воспринимая увиденное поистине как чудо. Вот истоки тоже ни с чем несравнимой «ситниковской» сказочности. Это — декоративный образ древней Руси, образ Родины.

Н.В. Ситников был подлинным патриотом. Глубокое понимание русской архитектуры, её красоты, монументальности в органической связи с пейзажем олицетворяли мощь и непобедимость народа.

На фоне южно-русского пейзажа («Князь Игорь»), с бескрайней далью степей, высится белокаменный храм, данный в сильном ракурсе снизу вверх, чтобы подчеркнуть его величие и монументальность. Но яркий солнечный день начинает меркнуть в сцене затмения. На короткое время зажглись звёзды и снова стало светлеть. Драматическое состояние сменилось мажорным. И хор «Слава!» слился с ликующими красками солнечного дня. Перед взором зрителей оживали образы древнерусской архитектуры, таящие в себе глубокую внутреннюю силу, живые свидетели поражений и славы побед. И соберутся «братия и друзи и сынове русские, составят слово к слову, возвеселят Русскую землю…».

Н.В. Ситников стал ведущим художником отечественной исторической тематики.

«Выявление исторического конфликта через столкновение противоборствующих сил», — такую задачу ставил перед собой художник в работе над спектаклем. В «Хованщине», как и в «Борисе Годунове», он выступает как художник-философ. Вглядываясь в историческое прошлое, умом и сердцем постигая его, Ситников особенно остро ощущал всю трагическую противоречивость той эпохи. И оживало на сцене суровое, кровавое, полное борьбы и страданий время. Мастер проник в самую душу народной драмы Мусоргского.

Спектакль имел огромный успех в Москве, во дворце Съездов.

Но не только восторги зрителей знал художник. Ему пришлось испить горькую чашу непонимания и зависти. Хотелось выразить заветную мечту. Он выполняет эскизы к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Как признавался сам художник, «Китеж» грезился ему даже во сне. Это был спектакль «для души».

Непониманию и равнодушию он противопоставил высокое мастерство художника и убеждённость мыслителя.

Его привлекла не только патриотическая линия оперы — борьба русских с татарами. Человек высоконравственный и глубоко верующий, он обратился к общечеловеческим христианским ценностям — любви и прощению, тем самым намного опередив время.

Предательство и прощение раскаявшегося грешника, — в семидесятые годы эта мысль оказалась чуждой. «Идеи поисков нравственного совершенства в советское время оказались непонятыми, жанр «музыкального жития», насыщенный символами Книги книг — чуждым, а один из прекраснейших русских женских образов — невостребованным».

Перед тем как приступить к работе над эскизами, Ситников снова посещает древнерусские города, так близко связанные с трагической судьбой Родины. И, конечно, «жемчужину архитектуры», дорогую его сердцу Троице-Сергиеву Лавру. О ней патриарх Антиохийский Макарий, побывавший там в пятидесятые годы XVII века, оставил потомкам запись: «Нет подобного не только в Московском государстве, но и во всём мире». И где, по выражению самого художника, ещё царит дух великого её основателя — Сергия Радонежского. Ещё при жизни его почитали за святого. Это он — Сергий — благословил Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Это он вдохновил гений Андрея Рублёва.

Н. Ситников преклонялся перед этими великими именами. Они вдохновляли его. Его вдохновляла живопись Андрея Рублёва своей лучезарностью. «Светлые, спокойные краски, это краски Руси», — говорил мастер.

В изобразительном образе спектакля доминируют две темы: природы и града Китежа. Сценография строится на сочетании лирического и эпического начал, а также на контрастах. Картины леса предстают то как олицетворение идиллии, то трагедии. Образу чистой Февронии противостоит образ безумного предателя Гришки Кутерьмы.

Взаимоотношения человека и природы составляли изобразительную основу сценографии. Чистота природы, чистота человеческой души. Здесь, в царстве берёз, в светлой безмятежной красоте цветущей весны живёт Феврония. Её белое одеяние ассоциируется с берёзками. Этим Ситников подчёркивает единение героини с природой. Они — одно целое. Это был гимн великой природе, её красоте и чистоте. Но в сцене татарского нашествия её образ совсем иной. На фоне неба с клубящимися облаками мрачно и настороженно вырисовывается лес со следами пожарищ.

Так художник противопоставляет красоту и чистоту мирной жизни трагедии вражеского нашествия.

Неотрывно от природы развивался и образ града Китежа. Н. Ситников придал ему эпическое звучание.

Былинностью повеяло при виде града Малого Китежа. Вечереет. Народ собрался на площади. Ощущение беды подчёркивают тени, окутывающие град. И только на холме, в последних лучах заходящего солнца, непобедимо высится белокаменный храм.

Великий Китеж более строг и монументален. Мощный собор со стремящейся ввысь вертикалью линий и куполом торжественно-величав. Ведь храм на Руси был всегда главным сооружением. В то время он имел и важное оборонное значение. Отсюда и мощь его архитектуры, символизировавшей несокрушимость государства. А надвратная икона с изображением Богоматери выступала как заступница Руси.

Собравшийся на соборной площади народ, сплочённый перед опасностью, в едином порыве выражает готовность к защите родной земли, к подвигу.

«И грянул бой…» Не на жизнь, а на смерть. Музыкальную картину «Сеча при Керженце» сопровождало предельно эмоциональное изображение занавеса, передающее звучащую в музыке тему героической битвы русских с татарами. Сошлись две силы. Их яростная, неистовая схватка была проникнута динамикой движения, захватывая зрителей пафосом битвы.

Словно горящие от полыхающих пожаров и закатного солнца русские витязи огненным клином врезаются в чёрный мрак вражеских войск. Скачут огненные кони, отливают золотом пики и щиты. И зритель чувствовал огромную веру, что выстоит Русь…

Уйдут беды и скорби, очистится земля от скверны. Возродится святая Русь и засверкают златоглавые купола соборов в чистом голубом небе.

Преображённый Китеж стал образом мечты о счастье. Вот она — истинная Русь! Могучая и прекрасная! Такая, какой она должна быть во всей своей мощи и красоте. Счастье, а не горе и страдание Родины утверждал Н. Ситников своим искусством.

«Китеж» — это как откровение и завещание художника, утверждавшего высшие духовные ценности.

Непонимание и безразличие, окружавшие Н. Ситникова, не смогли погасить в нём вдохновения. Он создал произведение глубоко философское, эпическое, достойное шедевра Н. Римского-Корсакова. Его смелая ёмкая мысль опережала время.

Ни жестокость, ни алчность не будут больше торжествовать. Пробудится Русь и возродится в своей Божественной чистоте. Об этом говорят благородство, красота и светоносность живописи. Вот почему сейчас так особенно волнуют эскизы к «Китежу». Как отозвался один из благодарных зрителей: «Это — гимн свету и пробуждению России».

До конца своих дней Н. Ситников оставался художником-поэтом, влюблённым в Россию, был знатоком и ценителем её истории. Он был «чеховский» интеллигент, защищавший «вишнёвые сады» от грубого попирательства. В нём жила неистребимая вера в нравственную и духовную силу человека, способного преодолеть жестокость и подняться над злом. Художник воспевал любовь как наивысшую ценность. Его творчество — это не только встреча с прекрасным, но это — духовное очищение.

Н.В. Ситников воплощал в своём искусстве такие непреходящие ценности, которые радовали и восхищали зрителей сороковых — семидесятых годов XX века, но будут волновать и будущие поколения. Его произведения по праву вошли в золотой фонд культуры Урала.

Людмила Чекменёва,
искусствовед

 

В других номерах:

 

Культура, искусство

«Любовь святая»

 

Культура, искусство

Нужно возродить традиции

 
Культура, искусство

Регент православного хора из Асбеста готовит вечер, посвященный творчеству композитора П.Г. Чеснокова

Асбест, 3 декабря. Уже несколько лет подряд проходят в Асбесте так называемые «хоровые вечорки». Это название придумал регент местного православного хора из Свято-Владимирской церкви Владимир Петрович Паньшин.

 
Культура, искусство

«…Мы задолжали или перед предками» Будни и радости счастливой семьи

«Будь светом всяк сюда входящий» — выведено над входом. Никакой угрожающей железной двери, замок открыт, обычная квартира в обычной многоэтажке, входите. Звон колокольчиков известит о вашем приходе, выйдут хозяева — супруги Наталья и Евгений Бунтовы, выбегут их сыновья-школьники Андрей и Слава

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс