Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Екатерининский собор → Екатерина Недзельская, руководитель иконописной мастерской: «Святая Екатерина была аристократкой духа»

Екатерина Недзельская, руководитель иконописной мастерской: «Святая Екатерина была аристократкой духа»

Екатерининский собор

– О том, что я Екатерина, задумалась после Крещения: что же это за святая? Прочитала ее житие – но оно меня почему-то почти не затронуло. Я прочитала там, что она была дочерью богатого человека, была мудрой, красивой, в спорах с мудрецами побеждала. Она была миссионеркой – проповедовала в тюрьме, проповедовала везде где только можно было, даже когда ее уже взяли под стражу. Я подумала: я на нее вообще не похожа. И оставила поиски своей святой.

Проходит небольшое время, может быть, года два или три, – я снова вернулась к этому и подумала, что не зря же я названа Екатериной и родилась в декабре, когда отмечается память великомученицы Екатерины, хотя и в другой день. И тогда я говорю: «Мама, почему ты меня назвала Екатериной?». Она говорит: «А ты знаешь, роды принимала верующая женщина, она и посоветовала назвать дочку Екатериной» (она не только принимала роды, она играла важную роль в жизни моей мамы – отец моей мамы был репрессирован, и она преследовалась как член семьи врага народа; и семья Екатерины Бухман, которая принимала у мамы роды, помогала ей: подкармливали ее, приютили, когда она училась в художественном училище, – все это не случайно было). Мама и решила меня назвать Екатериной.

Узнав эту историю, я стала размышлять; решила не только житие прочитать, но и песнопения, которые ей посвящены, канон – я попыталась в это вникнуть. Было очень трудно – церковно-славянский язык не понимала, с переводом сидела, смотрела, что значат те или иные слова, ходила на службу в день памяти святой Екатерины. Читая на современном языке, я что-то стала открывать для себя: тропарь, кондак – особенно кондак святой Екатерине: «О возлюбившие мучеников, вы ныне божественно воспойте достойную песнь, почитая премудрую Екатерину. Ибо она на арене Христа проповедала и диавола попрала, мудрость риторов укротив». К кому обращено? К нам. Это мы – возлюбившие мучеников? Это было для меня просто каким-то потрясением. И «воспойте достойную песнь» – это тоже мы? Это мы воспоем достойную песнь Екатерине? Как же можно любить мучеников? Над этим я стала размышлять. И вы знаете, судьбу Екатерины, конечно, трудно взять и к себе применить, что я такая – и все. И все же мне открылась ее миссионерская деятельность. Про мученичество трудно очень говорить, а она была миссионером, и слова Священного Писания все время передо мной стоят, в душе звучат, я постоянно их читаю – Послание апостола Павла к Ефесянам: «Итак, стойте, опоясав чресла ваши истиной, и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; при всём том взяв щит веры, которым мы сможете угасить все раскалённые стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, что есть слово Божие» – это все к Екатерине относится. И я стараюсь, чтобы в моей жизни хоть капля, хоть доля, частица такого миссионерского делания, такого благовестия была.

Я уверена, что христианство – это не вера для бабушек или для людей, неудавшихся в жизни: «вот, что-то мне не удалось – пойду в церковь». Вы знаете, здесь все-таки аристократы духа. И святая Екатерина была аристократкой духа. Поэтому просвещение для меня тоже очень важный момент. Я и учиться пошла поэтому, и стала думать об этом, вникать и в иконописный образ – я художник по светскому образованию.

Ее победа в споре с мудрецами стала возможна, потому что ее выбор христианства был сознательным. Она могла стать женой гонителя-императора, он ей предлагал. Но сознательный выбор, культура и достоинство, которые в ней были, ей помогли. Поэтому мне хочется стремиться к просвещению, чтобы быть образованным человеком. Я думаю, все христиане, все православные должны к этому стремиться.

В житии любого святого есть то, что «цепляет» человека, когда его читаешь. Екатерина была светским человеком высокого звания, а ведь это трудно – как Господь сказал, «трудно богатому войти в Царство Небесное». Это очень трудно. А она этот выбор сделала. Можно ли изменить так свою жизнь: имея все и ни в чем не нуждаясь, все-таки стать христианином – когда Господь призывает, услышать это призвание, решиться на него и воплотить в жизнь?

Обычно иконографический образ пишется иконописцем, который молится этой святой, какой-то, может быть, духовный опыт необходим человеку, который занимается иконописью – ну и, конечно, он тоже читает житие. Как принято, мученики обычно изображались с теми орудиями мученичества, которыми их мучили, от которых они погибли. Поэтому на иконе колесо – ее колесовали.

Кольцо – по Преданию известно, что ей Господь Иисус Христос вручил это кольцо, и она стала Его невестой. Такое кольцо дарят всем паломникам, которые приезжают в монастырь Святой Екатерины, это образ, когда человек свою жизнь посвящает Христу, и Церковь как невеста Агнца и святые все вместе – брак заключают со Христом. Я думаю, у Екатерины это особым образом отражено, именно через такое обручение. Иконография еще ее изображает в венце – это, скорее всего, не потому, что она была знатного рода, а потому, что венец мученичества обрела.

Икона – это не портрет, это не то, что мы видим глазами. Мы на иконе проникаем в духовную глубину святого. Поэтому, конечно, не всегда изображения бывают красивыми с человеческой точки зрения – это не красота человеческая изображается, а образ духовный, образ человека, прославленного в Царстве Небесном. Так же и Екатерина: я думаю, духовная красота – другая, и мы только духовными очами можем увидеть ее. И если есть хоть капля такого духовного взгляда, чутья, интуиции, то мы увидим это в иконе.

Икону нельзя рассматривать как картину – подойти, разглядывать, как какую-то иллюстрацию; все же икона предполагает, что есть связь духовная между человеком, который молится, смотрит, размышляет, задумывается, и святым. Какова эта связь? Возникает она или нет? Если она возникает с этим святым – в частности, со святой Екатериной, то мы красоту эту внутреннюю начинаем чувствовать, как-то ее обретать – и это, кстати, помогает нам видеть и в людях образ Божий. В тех, которых мы встречаем – вроде бы лица обыкновенные, мы проходим мимо людей, смотрим на них... Как мы на них смотрим – чисто внешне: как одет, как выглядит... А имея духовный взгляд, мы проникаем в сущность человека, видим образ Божий, в нем заложенный.

Икона этому помогает. И если говорить, что иногда бывает асимметрия или некрасивое лицо, как мы могли бы сказать о некоторых святых, мучениках – это для нас знак, что надо задуматься: а почему так? И человек, задумавшись, начинать искать, размышлять. Наверное, это даже и хорошо в каком-то смысле: дает повод человеку подумать и над своей жизнью, и над жизнью святых.

Я очень часто обращаюсь к святой Екатерине и свою личную молитву включаю в обращение к ней; я не чувствую какой-то особой, сугубой – но все же какая-то духовная связь есть, и особенно – я уже говорила – в миссионерских моментах. Вдруг бывает так, что я чувствую ее помощь, помощь Господа при встречах с людьми.

Фоторепортаж

Другие материалы...

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины

Храм Святой Екатерины