Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Григорий Васильевич Мазаев, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор, кандидат архитектурных наук, с 1982 по 2010 год – главный архитектор области.
«Почему Епархия создала проект и вынесла его на Градостроительный совет, не спрашивая горожан?»
Епархия внесла предложение. Это предложение должно быть как-то выражено. Нельзя же сказать просто: «хочу построить храм». Какой храм? В каком месте? Поэтому возникает архитектурный эскиз. Это эскизное проектное предложение, которое люди могли бы обсуждать: могли бы сказать, что нужно убрать пристройки XIX века или что собор надо вернуть на то место, где он стоял. И тогда, кстати говоря, люди увидят, что между храмом и памятником В.Татищеву и В. де Генину остается весьма и весьма большое пространство. Там может быть фонтан, там можно насадить сквер, потому что собственно площадь этого сквера, где собираются люди, очень невелика. Это по окружности фонтана такой ...бублик шириной метров шесть-семь, не более того. А все остальное – просто газоны и кусты, где люди не ходят. Никакой тесноты там не будет, потому что эта площадь «карманом» открывается на пространство Исторического сквера, Городского пруда – маленький «карманчик» от этого обширного пространства. Поэтому какого-то стеснения здесь быть не может.
То, что сегодня происходит – дискуссия в интернете, показ по телевидению Градостроительного совета – это и есть обсуждение. Но люди, по крайней мере, видят, что они обсуждают. Если бы кто-то хотел что-то там построить тайно, поставили бы забор и начали бы работы. Но такого не делается. И первое, что сказали специалисты министерства, что сказал губернатор – должно быть общественное обсуждение. Но общественное обсуждение – это не народное вече, где все собрались и начали кричать. Поэтому надо выслушать мнение специалистов – архитекторов, градостроителей, историков, ученых, – которые разъясняют горожанам, почему они считают, что храм надо или не надо восстановить. Это не должен быть просто крик по принципу: нас больше, мы громче кричим, и поэтому слушайте нас. Такие кампании обычно ни к чему не приводят, потому что все-таки должно быть мнение специалистов. Городская ткань – это система сложная, вмешательство в нее очень непросто. Никто же не собирается перед хирургическими палатами и не решает митингом, делать операцию или не делать. А сегодня эмоциональная сторона совершенно неоправданно превалирует над здравым смыслом и над желанием понять, что же, собственно, предлагается.
«Храм испортит площадь с архитектурной точки зрения…»
Я, как архитектор-градостроитель, могу сказать, что традиция уральского зодчества заключалась в том, что, когда строили плотину, на ней возникала улица – она становилась главной, потому что выше по течению был пруд, а ниже по течению завод. Левобережная и правобережная части города могли сообщаться только через плотину. Она становилась главной, потому и проспект в Екатеринбурге назывался Главный проспект. Соответственно, левый и правый берег получали площади. Эти площади были заложены при основании Екатеринбурга. И, конечно, на этих площадях сразу строились соборы для левобережной и правобережной части города. Это градостроительная традиция исторических городов Урала, к которым относится Екатеринбург. Поэтому для меня восстановление храма Святой Екатерины – это прежде всего восстановление исторической градостроительной традиции Урала.
И если встать на Плотинку, то видно, что площадь образует большой «карман», достаточно гармоничный и абсолютно пустой. Этот «карман» сделан для какого-то градостроительного акцента. Конечно, фонтан таким акцентом быть не может – это элемент благоустройства. Говорят, что такие площади нужно сохранять. Но если мы поднимемся чуть выше, к площади, на которой расположен Оперный театр, мы увидим площадь, в середине которой стоит здание театра. Если бы на площади Труда раньше был не собор Святой Екатерины, а театр или музей, надо было бы восстанавливать то здание, которое было утрачено. Собор Святой Екатерины – это первое культовое здание Екатеринбурга из капитальных – я не говорю о деревянных церквах, которые ему предшествовали. Это здание XVII – начала XVIII века, очень интересной архитектуры – там северные строгановские мотивы. Конечно, его очень хочется восстановить, чтобы эта площадь наконец получила утраченный акцент.
«Храм станет очередным новоделом, каких много...»
Очень часто говорят, что это будет новодел, потому что от собора ничего не осталось. Давайте посмотрим: а дворцы под Санкт-Петербургом, которые были немцами разрушены почти до основания – это новодел или реставрация? Или, скажем, Варшава, превращенная в груду развалин во время войны и восстановленная – это новодел? Да, с юридической точки зрения это новодел. Но в то же время это научная реставрация, восстановление утраченных зданий. И таких зданий по Руси великой восстановлено множество. Огромное количество еще в руинах, но и их надо восстанавливать. Для меня здесь нет проблемы – это обычная практика реставрационных работ.
«Храм уничтожит зону отдыха, заняв собой всю площадь…»
Сам храм не столь велик. Мы посмотрели достаточно многочисленные эскизы, которые сегодня показывались и по телевидению. Он ставится практически на то же место, где находился. Есть варианты его сместить, чтобы сохранить часовню, есть варианты перенести эту часовню целиком в другое место, есть очень интересный вариант, когда часовня оказывается внутри храма – нечто подобное существует в Храме Христа Спасителя. На мой взгляд, вариантов здесь достаточно много. Никто и не говорит, что завтра надо начать что-то там копать, разрушать площадь; я думаю, проектные работы по такому объекту займут не менее трех лет.
Мне кажется, излишняя эмоциональность, которая сегодня возникла, пройдет: люди поймут, что им предлагают варианты, спрашивая их мнение – это достаточно естественный процесс, ничего страшного я в нем не вижу. Я думаю, что на этой площади возникнет достаточно большое пространство для отдыха – кстати говоря, один из вариантов предусматривал перемещение фонтана с его размещением между западным фасадом собора Cвятой Екатерины и памятником В.Татищеву и В. де Генину. Есть такой вариант.
Валерий Петрович Топорков, заслуженный артист России.
«Строительство храма уничтожит прекрасный фонтан…»
Я очень люблю фонтаны. Но я люблю фонтаны, которые поднимают настроение и приносят радость. А видеть убогую архитектуру этого фонтана, который не работает в принципе, никогда… Я его видел включенным, прожив в городе около сорока лет, считаные разы. Речь ведь идет не о том, быть здесь фонтану или не быть, быть здесь храму или не быть! Это несопоставимые вещи – фонтан и лицо дореволюционного Екатеринбурга, храм во имя Cвятой Екатерины, которой мы обязаны названием нашего города. Мне странно, что это вызывает какое-то противопоставление.
«Множество горожан возражает против строительства храма…»
Намедни митинг на этом месте прошел – я издалека наблюдал, по телевизору посмотрел кое-что. Мне очень не понравилось – есть ощущение зомбированности людей, искусственной агрессивности. Хочется сказать: против чего вы боретесь? Вы только вдумайтесь, против чего! Не хватает духовности катастрофически в стране. Духовность народа – это его подлинные, искренние чувства. Я надеюсь, что этот храм будет построен и что основная масса населения нашего города, от мнения которого зависит решение о его строительстве, все же храм поддержит.
«Строительство храма уничтожит площадь Труда – излюбленное место отдыха горожан»
Площадь Труда – излюбленное место горожан? Как бы обойтись без сарказма? Это место не может быть любимым. Оно вписалось, мы привыкли к пейзажу со ржавым фонтаном, с кустарниками, которые аккуратно подстригаются. Но это не парк – это сквер, которых должно быть много в нашем городе. Они уничтожаются, но уничтожаются за счет активного наступления новостроек, среди которых торгово-развлекательные центры – можно массу примеров привести. Даже не нужно быть наблюдательным человеком, чтобы понять: место бойкое, транспорт проходит по центральной улице. Находящийся рядом исторический сквер действительно место отдыха. А здесь – шум и пыль. И, еще раз подчеркиваю, неработающий фонтан. И это никак не располагает к отдыху.
«С этим фонтаном, с этим сквером у многих связаны трогательные воспоминания»
Я слышал такую фразу – молодой человек говорит: «Я здесь познакомился со своей девушкой, возникла любовь»... Но это могло произойти в любом уголке города. Эти воспоминания могут сохраниться в душе, а затем из этого может вытечь гордость, что в том месте, где вы познакомились, теперь стоит храм. Так зайдите в этот храм, поставьте свечку и поблагодарите Господа, что Он позволил вам в этом месте познакомиться.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475