Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
19 июня мы вспоминаем русского святителя XV века Иону Великопермского. Он был пятым епископом пермским. После кончины в 1396 году великого просветителя Пермского края, святителя Стефана, его преемником стал епископ Исаакий, проводивший бо́льшую часть своего времени в Москве и недолго находившийся на Пермской кафедре. Апостольские труды святителя Стефана продолжили святители Герасим и Питирим, но оба они приняли мученическую смерть, исполняя свой архипастырский долг. Вскоре после убиения отрядом вогульского князя Асыки святителя Питирима, митрополит Московский и всея Руси Иона рукоположил соименного ему благочестивого инока в епископский сан.
В 1455 году епископ Иона прибыл в Усть-Вымь – главное селение обращенных в христианство зырян, где еще в 1383 году святым Стефаном была учреждена кафедра при построенном им храме в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Принимая место, обагренное кровью двух его предшественников, святитель Иона, безусловно, понимал, какие трудности он встретит на своем архипастырском пути. Время междоусобиц уже проходило, и великий князь Василий Васильевич Темный еще в Москве обещал святителю защиту и покровительство. Присланная им около 1460 года сильная московская рать установила в пермских пределах относительное спокойствие, усмирив при этом вятскую вольницу, принимавшую участие в грабежах поселений зырян и убийстве святителя Питирима. В случае же набегов полудиких племен-вогулов, Новгород и Устюг по первому требованию пермского епископа были обязаны оказывать ему военную помощь.
Заручившись такой поддержкой, святитель Иона смог все свои силы направить на укрепление пермской церкви. Главным делом жизни святителя стало дальнейшее просвещение наиболее упорно державшихся прежних верований небольших, но очень воинственных народностей Великой Перми – остяков и вогулов. Являясь соседями уже крестившихся зырян, они врывались в их поселения, грабя и принуждая жителей отказываться от истинной веры.
В 1462 году епископ Иона был вызван на прение о вере, которые проходили в Уросе, владении пермских языческих князьков. Одержав убедительную победу над главными пермскими волхвами, святитель сумел зажечь светом Христовой истины сердце одного из наиболее влиятельных в тех местах князей. С помощью этого князя, нареченного во Святом Крещении Михаилом, епископ Иона приступил к искоренению языческих кумиров и идолов.
За несколько лет епископ Иона проповедью Слова Божия окончательно обратил в христианство народы Великой Перми. На местах идольских капищ, куда народ привык стекаться для жертвоприношений, святитель строил храмы и открывал при них школы для обучения детей. Из Усть-Выми им были вызваны опытные и знавшие местные обычаи священники, способные продолжить дело просвещения новообращенной паствы.
Деятельную помощь пермскому епископу оказали иноки Троицкой Печорской пустыни. Долгое время они выполняли обязанности приходских священников для христиан, живших на реке Печоре. В главном поселении Перми Чердыни епископ Иона основал монастырь во имя Святого Апостола Иоанна Богослова, на устройство которого также, как и на строительство храмов, жители Устюга и Новгорода делали щедрые пожертвования.
В 1468 году пермские земли пострадали от набега казанских татар. Святитель Иона, не щадя своих сил, старался помочь пострадавшим. Успешная архипастырская деятельность святителя Ионы укрепила его авторитет среди иерархов Русской Православной Церкви. В 1459 году он был призван в Москву, где принял участие в Соборе, и в частности, в составлении послания литовским епископам о хранении верности Православию.
За несколько лет до блаженной кончины, предчувствуя ее близость, святитель Иона стремился побывать в каждом, даже самом отдаленном месте своей епархии, чтобы словом назидания укрепить новообращенных в христианской вере, предостеречь их от опасности возвращения к языческим привычкам и обычаям. Пятнадцать лет длилось святительское служение на Пермской земле епископа Ионы. По свидетельству летописца, «положено бысть святое тело его на Усть-Выми, в его епископии, близ мощей святых в церкви (Благовещения Пресвятой Богородицы), по левую сторону Герасима и Питирима, епископов Усть-Вымских, чудотворцев, идеже все три вкупе почивают и чудеса творят и исцеления различные подают с верою приходящим».
Однако летом 1936 года Благовещенский храм вместе с приделом Всех Святых был взорван безбожниками, и с тех пор святое место пребывало в запустении более полувека. Летом 1995 года на месте, где стоял Благовещенский собор, были проведены археологические раскопки, но мощи обретены не были. Ныне над примерным местом захоронения святителей стоит лишь часовня.
Святителю отче Ионо, моли Бога о нас!
Записал:
Иван Игнатов
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.