Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (1300) → Cвященник Сергий Кузин: Церковная музыка

Cвященник Сергий Кузин: Церковная музыка

№19 (1300) / 12 мая ‘25

Церковная жизнь

Как так получилось, что все православное богослужение построено, можно сказать, на музыке?

– Основной костяк богослужения, основной его смысл содержится, конечно же, в богослужебных текстах и в стихирах, в различных песнопениях. А музыка – это серьезное, значимое украшение этих самых текстов. И мы видим, как музыка сопутствует богослужению не только с самого зарождения христианства, после Рождества Христова, но и в Ветхом Завете. Музыка становится неотъемлемой частью богослужения, она позволяет глубокому смыслу богослужебных текстов проникать через слух в сердце и, возможно, в душу молящегося в храме.

Та традиция, которая у нас сложилась с конца XVIII – начала XIX века и дошла до наших дней, изначально пришла к нам из Италии. Итальянская культура пения в храмах была привнесена в нашу богослужебную жизнь реформами Петра I и Екатерины II. Не вдаваясь в историю, можно свидетельствовать о том, что пение изменилось. Изначально на Руси, после ее Крещения, использовались одноголосные произведения, в основном знаменные, которые шли из Византии, откуда, по сути, наша с вами Православная вера и пришла. Но с течением времени пение, равно как и все остальное церковное искусство, видоизменялось.

Меняется культура, меняются, наверное, и люди. Но остается неизменным то, что музыка на богослужении вторична, и мы имеем очень много хоров, в том числе и любительских, которые, может быть, не так профессионально исполняют какие-то песнопения, но при этом их пение ложится на душу. И то содержание, которым наполнена храмовая музыка, проникает более глубоко в сердце, чем, например, тогда, когда мы слышим пение профессионального коллектива.

А почему не используются музыкальные инструменты?

– На самом деле нет строгого запрета на использование музыкальных инструментов в храме. Но это больше, чем просто традиция. Изначально было решено использовать именно голос как универсальный нерукотворный инструмент, данный человеку Самим Богом. Дело в том, что музыкальные инструменты часто, скажем так, могут затенять какой-то смысл богослужения и нарушать то единство и ту сакральную атмосферу, которая царит в православном храме.

Есть еще такая версия, что против музыкальных инструментов выступали в самые первые века христианства святые отцы, и это было связано с тем, что музыкальные инструменты использовались либо язычниками, либо скоморохами зачастую для исполнения на них, если можно так выразиться, каких-то похабных, неприличных песен, для греховного творчества.

В Церкви допетровских времен пение было знаменным. В основание этого типа церковного пения положено одноголосное хоровое исполнение композиции. И эту довольно сложную на современный слух мелодию пели и хор, и все прихожане. А в петровскую пору знаменное пение сменилось партесным, то есть многоголосным. Можно ли сказать, что знаменное пение более располагает к молитве, чем партесное? Или все зависит от исполнительского мастерства?

– Существует мнение, что знаменное пение более настраивает на молитвенный лад. Но опять же есть такое высказывание, что для приобретения какой-то духовной пользы от знаменного пения нужно и жить тоже знаменно. То есть духовно человек должен быть практически на монашеском уровне жизни. И, наверное, только тогда это самое знаменное пение будет максимально проникать в человека через слух, касаться его души, касаться опять же сердца человека.

То есть будет для него органичным.

– Другое дело, что есть абсолютно партесные и даже авторские произведения, которые имеют глубокий духовный смысл, располагают к молитвенному деланию и к богослужению. Поэтому говорить, что все знаменное пение, либо все валаамское, греческое наследие – духовное и молитвенное, а все партесное ближе к страстной природе человека, что это своего рода дань современной культурной, музыкальной традиции, не приходится.

Любительские хоры возникли в советское время потому, что некому было петь в храме, там буквально были считанные единицы людей? Или любительские хоры существовали и раньше?

– На самом деле, смотря что мы вами подразумеваем под определением «любительский хор». Если речь идет о непосредственном участии прихожан в пении или произнесении молитв, то это существовало еще с первых веков христианства, когда не было хоров, и все люди в храме произносили определенные молитвословия. И в каком-то роде, наверное, можно эту традицию назвать прародительницей любительского хора, когда люди и со слухом, и без слуха просто произносят вместе определенные богослужебные тексты.

Если речь идет о явлении все-таки музыкальном, когда эти хоры существовали скорее не в противовес, а в помощь профессиональным, правым хорам, – то, конечно же, это актуально стало в советское время в связи с гонениями на веру, с гонениями на всех тех людей, которые хоть как-то прикасались к вере, прикасались к Церкви. Тогда было практически невозможно открыто исповедовать Православную веру, это было опасно, вплоть до угрозы лишения свободы, а иногда и самой жизни. Мы знаем много таких случаев. И священнослужители, и псаломщики, равно как и те, кто украшал богослужение своим пением, стали жертвами советской репрессивной машины.

В постсоветский период мы видим активное возрождение любительских хоров, потому что богослужение возобновилось, количество священнослужителей также постепенно увеличивалось, но храмы имели недостаточное количество певчих. И тогда это послушание брали на себя, в основном, люди пожилого возраста. В постсоветских хорах, хорах любительских одна бабушка запевала, затягивала, и к ней подключались остальные 15 бабушек. Это, кстати, практиковалось и в том соборе, который сейчас уже носит статус кафедрального, а тогда он был простым храмом. И я, будучи еще подростком, пел в таком хоре. Там до профессионализма было, мягко говоря, далеко, но при этом для меня, как для человека подрастающего, воцерковляющегося, участие в таком хоре было крайне полезно и приятно, в том числе с эстетической и даже с музыкальной точек зрения. Я тогда учился в музыкальной школе.

Поэтому да, действительно, такие хоры были более актуальными, наверное, именно в то время, когда профессионалов были считанные единицы, и не было возможности в одночасье привлечь много квалифицированных певцов для профессионального исполнения церковных песнопений.

Клирос иногда называют «огненным местом», я слышала такое выражение в церковной среде. Что имеется в виду?

– Здесь, наверное, имеется в виду то, что много различного рода искушений, различного рода бесовских нападок приходится на певчих. Но это справедливо по отношению к любому Божию делу и даже к просто хорошему, доброму делу, когда человек хочет помочь ближнему, не находясь при этом в Церкви. Нечистая сила восстает против такого делания, тем более, когда мы говорим об участии в богослужении через церковное пение.

Часто в храмах над клиросами изображают ангелов, потому что певцы символизируют ангельское пение. Как ангелы славят Бога, так и певчие услаждают слух находящихся в храме на богослужении прихожан. Это дело не проходит гладко, и поэтому различного рода искушения имеют место быть.

Опять же, это человеческий коллектив, где взаимоотношения и между певчими, и между регентом и певчими, между регентом и священнослужителями или прихожанами бывают абсолютно разными. Поэтому здесь человеку, который желает свою жизнь связать непосредственно с пением, неважно каким, профессиональным или любительским, стоит быть готовым к определенного рода нападкам со стороны нечистой силы.

А в семинарии как учат будущих священников петь, если, например, у них нет ни слуха, ни голоса?

– Конечно же, для некоторых людей пение если и не закрыто, то очень труднодостижимо. В частности, у меня был однокурсник в семинарии, который откровенно не имел слуха. Голос у него был, но вот со слухом были очень серьезные проблемы, и все говорили, что он никогда не будет ни петь, ни нормально читать, произносить молитвы. При этом я знаю, что он начал упорно, усиленно заниматься, просил знакомых ребят, просил певчих помочь ему хоть как-то развить голос, хоть как-то развить слух.

Потом на какое-то время я потерял его из вида, и вдруг в один прекрасный день я услышал, как этот человек поет. Конечно, его пение было еще далеко от идеала в музыкальном плане, но тот путь, который он прошел, заставил уважать этого человека. Прогресс был очень серьезный. Я считаю, что нет таких людей, которые не могут и никогда не смогут петь.

Я знаю людей, которые очень хотят петь, хотят попробовать свои силы именно в церковном пении, но боятся тех самых искушений, которые обрушатся на них, когда они придут в хор. Боятся, что начнутся какие-то сложности, проблемы, придется менять приход, и так далее. Что можно сказать таким людям?

– Попробовать в любом случае нужно. Почему? Потому что здесь, наряду с искушениями, приходит и благодарность от людей, от прихожан, приходит осознание собственного музыкального роста, осознание собственной полезности, что я не только молюсь, не просто стою на богослужении в храме, но еще и помогаю создавать это самое богослужение. И вот от этого часто приходит истинная духовная радость.

У православного христианина тоже много искушений, но никто же не говорит, что раз в христианстве много искушений, то мы и не будем православными христианами. Пробовать нужно, и с Божией помощью, со своими приложенными усилиями вы двинетесь в духовно положительную сторону, в сторону добра. Да, будут искушения, будут какие-то преткновения, будет какое-то противодействие со стороны нечистой силы, но мы знаем, что Господь уже однажды нечистую силу победил, Он один всемогущий. И любому, кто не только искренне молится, но и каким-то образом служит Богу, в том числе и своим пением, Господь безусловно помогает.

У нашей программы есть традиция – мы всегда просим небольшое пожелание для наших зрителей.

– Не зря же говорят, что музыка, не только церковная, но и обычная, классическая, одухотворяет человека, проникает в какие-то фибры души и делает его более совершенным во всех сферах его жизни. Поэтому хочется пожелать вот этой самой одухотворенности, в том числе и через музыку.

Записала:
Полина Митрофанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс