Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (1279) → Протоиерей Сергий Ксенофонтов: Христианский быт

Протоиерей Сергий Ксенофонтов: Христианский быт

№46 (1279) / 2 декабря ‘24

Церковная жизнь

Жизнь верующего не ограничивается только участием в богослужениях. Выходя из храма, мы не перестаем быть христианами, а потому стремимся наш быт наполнить христианскими смыслами, обустроить его так, чтобы он помогал нашему духовному возрастанию. А как это сделать? И какими примерами может помочь нам история?

Книгу Ивана Шмелева «Лето Господне» называют энциклопедией церковной жизни старой России. Образцы того, как бытовая жизнь была обустроена в соответствии с ритмами жизни церковной, мы берем именно из этой книги. Так жила дореволюционная Россия. А что-то сохранилось в советское время? Вы что-то из этих традиций еще застали?

– Русская Церковь прошла большой путь религиозной жизни, более тысячи лет. И поэтому все в христианской культуре, во всем ее разнообразии, будь это домашний быт, обычаи, военное дело, различные стороны жизни семейной, – все освещалось христианскими смыслами, наполнялось христианским содержанием.

Есть такой интересный факт: в первые годы советской власти была необходимость создавать новые идеологии, а так как новая власть исходила из атеистической идеологии, то было большое желание найти в народной культуре те стороны жизни, которые не несли в себе христианского, религиозного содержания. И несмотря на то, что первые годы советской власти были бедными, голодными, тем не менее, советская власть нашла средства для того, чтобы отправить этнографические экспедиции (хотя еще шла гражданская война) в различные регионы страны, и в этих экспедициях собрали большой материал.

При анализе этого материала был сделан неожиданный для новых властей вывод, а именно, что этнографическая жизнь народа наполнена глубоким христианским смыслом. Поэтому этот материал в принципе не был использован. Еще сам профессор Лихачев говорил о том, что этот материал ждет своего исследования. На сегодняшний момент этот материал до сих пор лежит в архивах, использован он, может быть, процентов на 20. И многие исследователи, особенно славянофилы в XIX веке, замечали то, что по всей видимости, до петровских времен русская культура не имела ярко выраженного светского характера, как это было на Западе. Начиная от царя и до крестьянина, культура была построена на одних принципах, и принципы эти были христианские. Общий посыл русской жизни был глубоко христианский.

Подобно великой реке, у которой пытаются отрезать исток, но река еще некоторое время течет, так и в Православной Церкви, несмотря на все гонения советской власти, несмотря на преследование всего, что являлось христианским в жизни русского человека, некоторые обычаи до сих пор сохраняются. Достаточно знать, что, судя даже по метрическим книгам, особенно до начала 1930-х годов, большая часть молодежи соблюдали таинство Венчания. И почти все крестили своих детей.

Потом уже усиление коллективизации, движение огромных масс населения внутри страны привело к тому, что люди начали отрываться от корней, начали отходить от своих родовых селений, от мест, где они жили родами, из поколения в поколение. Все это стало забываться, особенно при строительстве новых городов, освоении новых территорий. Ну а впоследствии, уже после войны, в шестидесятые годы, когда многие из носителей этих христианских обычаев быта, семьи погибли, умерли, одной из причин появления поколения шестидесятников была их попытка осмыслить жизнь при почти полной потере христианских нарративов. И советская идеология им в этом никак не помогала.

Но даже в такой ситуации консервативные деревни продолжали сохранять какие-то обычаи. Город терял христианские обычаи быстрее, чем деревня. Деревня всегда была более консервативна, это сохраняется и до сего времени. И сейчас мы можем увидеть некоторые традиции, но в большинстве своем они не осмыслены.

То есть их механически повторяют.

– Не понимая христианского смысла. Достаточно привести в пример христианские обычаи, связанные со смертью, они наиболее стойкие. Даже самый ярый атеист останавливается при виде смерти, это большое вразумление для каждого человека. И вот приходилось видеть, например, механическое соблюдение тех обычаев, смысла которых никто не мог объяснить.

При выносе усопшего из дома во дворе молча стояла группа людей. Потом так же останавливались при выносе на околицу деревни, при входе в кладбище и перед могилой. Казалось бы, прощание должно быть одно, ну, максимум, два: в доме и на кладбище. Зачем эти остановки? На самом деле, это древний обычай, когда служили литии, краткие молитвы при выходе из дома. Это было глубоко символично, потому что жизнь русского крестьянина протекала в своем хозяйстве, со своим родом, со своей семьей. И прощание с этой жизнью, уход из этой жизни должен был показать, как рвались эти связи с домом; на околице – с родом; и уже затем приходили на кладбище, которое было видимой границей другого мира. И здесь служили литии.

Об этих молитвах уже памяти нет у современного поколения, но механически, по привычке, продолжают это делать.

Первые годы моей жизни проходили в деревне, где эти обычаи сохранялись, и можно кое-что припомнить. Большинство из них связаны со смертью, с погребением: присутствие при покойном несколько дней и ночей, когда в древности читалась Псалтирь.

Если говорить о людях, которые начали воцерковляться, либо находятся сейчас в этом процессе и хотят наполнить свою жизнь христианскими смыслами, христианизировать свой быт, какие у них есть для этого возможности? И нужно ли это делать?

– Христианизировать свою суету, быт нужно. Просто необходимо понять то, что христианизация каждодневной простой жизни, которую мы называем суетой, бытом, является побочным эффектом жизни души человека. Если христианская жизнь души качественная, то незаметно, но постоянно она будет влиять на остальные повседневные проявления быта.

Если человек работает над собой (духовная жизнь в своем приходе, чтение солидной духовной литературы, Евангелия, Исповедь и Причастие), то темп его жизни будет подстраиваться под это и, так или иначе, влиять на обстановку в доме, во взаимоотношениях в семье, с верующими собратьями, с людьми на работе (верующими и неверующими). И это будет проявляться в каких-то внешних вещах.

Человек перестает смотреть передачи, несущие антихристианский смысл. Телевидение, развлечения, интернет занимают ровно то место, которое не мешает духовному развитию человека. Современный человек подвержен внешнему влиянию. И, сам того не замечая, он проявляет огромное насилие над своей волей для того, чтобы соответствовать тому, что ждет от него окружающий мир.

Окружающий мир очень меркантилен, настроен на выгоду, коммерцию и так далее. И поэтому смена стилей, поведенческих норм происходит очень быстро. Человек, даже не понимая, насколько это по духу к нему подходит, должен подстраиваться под окружающий мир. Но внутренняя свобода является проявлением действия Святого Духа в человеке и освобождает его от внешнего греховного, страстного влияния мира, дает ему возможность устроить свой быт, свое поведение так, как он сам видит красоту Божия мира.

Как правильно обустроить домашний иконостас?

– Конечно, это дело вкуса, и вкус должен быть христианский, воспитанный. Должны быть основные иконы немаленького размера: Спасителя, Святой Троицы, Божией Матери и своих святых покровителей. Они должны находиться в таком месте, где к ним будет проявлено почтение. Когда меня спрашивают, какое место в квартире для этого выбрать, то я говорю: там, где вы молитесь, где вам не будут мешать молиться. И иногда я говорю так: там, где вы повесили бы портрет своей матери, своих родителей. Так как икона – не предмет интерьера, а сакральная вещь, то посуда или статуэтки, какие-то сувениры не должны близко находиться, на одном уровне или в одном месте с ней.

А если есть маленькие иконы, которые были нам подарены или мы их из паломничества привезли, и они для нас тоже дороги, они могут храниться в каком-то месте, когда мы ими не пользуемся при молитве. Но в случае праздника этого святого или необходимости и желания помолиться святому или празднику, мы можем их поставить рядом с основными иконами, помолиться, потом их убрать.

Желание, чтобы икон было как можно больше по всему дому, – не совсем правильное. Потому что это будет какое-то языческое проявление. Как язычники исходили из того, что чем больше духов и богов они могут удовлетворить своими жертвами и молитвами, тем будет лучше и безопаснее. На самом деле нет. Молитвами мы угождаем Богу, это наше живое общение с Ним. И для этого нет необходимости иметь большое количество икон разных святых.

Здесь опять все сводится к вопросу воспитания христианского вкуса. А христианский вкус воспитывается только в одном месте – на приходе. Когда человек живет в приходе, он постоянно общается с теми, кто более воцерковлен, чем он. Он бывает у них дома, они у него бывают дома. В личном общении можно поделиться опытом. Это прекрасный и ненавязчивый опыт любви друг ко другу.

Большая помощь – это христианская литература наподобие того же Шмелева. Есть много различных авторов, которые описывали жизнь и быт русских христиан до революции, когда он был устоявшимся. И внимательно читающие классическую литературу (а наша классическая литература традиционная, очень христианская) могут найти множество примеров внешнего христианского оформления внутренней жизни. Достаточно посмотреть множество фильмов, снятых по классическим произведениям, и мы там увидим, как это было.

«Женитьба Бальзаминова» – это вроде бы комедия. Мы видим, что в доме есть красный угол, там несколько лампадок перед почитаемыми иконами. После вечерней молитвы мама Бальзаминова перед иконами все лампадки тушит, оставляет только одну, которая горит всегда. И таких вещей очень много.

На первом месте все-таки советы священника. Все мы освящаем дом. Это добрая, хорошая христианская традиция, когда призывается благословение на живущих в этом доме. Освящаются не сами мертвые стены, а дух людей, которые живут и молятся в этом доме. Смысл освящения в том, что мы просим благословения на то, чтобы в этом доме жили по-христиански, не допускались антихристианские вещи, и помощи Божией в подвиге, совершаемом в этом месте жительства. Это как раз то время, когда можно побеседовать со священником по поводу того, где поставить иконы, как это оформить. Несколько советов священник может дать.

Насколько материальное влияет на нашу духовную жизнь? Мне приходилось слышать мнение, что, например, платок во время домашней молитвы имеет смысл надевать, потому что он как-то собирает мысли. Человек ориентируется на свое ощущение, но такой опыт есть. Или четки используются во время молитвы, чтобы она сопровождала тебя после того, как ты оставляешь читать текст. Действительно ли это так?

– Наверное, нужно сказать, что духовное влияет на материальное. Когда дух человека погашен суетой, то материальное полностью в нем господствует. А когда он начинает развивать свою духовную жизнь, материальное постепенно уступает и приобретает те грани, возможности и ту необходимость, которые помогают ему развивать духовную жизнь.

Не платок влияет на собирание мыслей, но внутреннее состояние. Есть потребность платок надеть, потому что человек чувствует себя в этот момент именно в церковной среде. То есть в некотором смысле, когда женщина или девушка надевает платок в церковь и дома на молитве, она некую церковность переносит в дом. Насколько это церковное сохраняется, будет ли она носить его постоянно, или ей достаточно это делать только на молитве, это уже зависит от степени воцерковленности, а в принципе – от степени развития духовной жизни. То же касается и четок.

До революции, например, во многом были развиты молитвы по четкам, потому что огромное количество монастырей являлись одновременно и приходскими храмами. И паломничество в древности было очень сильно развито. Монастырские традиции иногда сильно влияли на сознание человека, и он, испытав глубокие духовные переживания в святом месте – в монастыре, пытался их перенести домой. Это могли быть и принесенная освященная иконочка, и святая вода, и четки, по которым он молился там, подражая местным инокам. И он подражает им дома, сохраняя этот отголосок радости.

Сейчас паломничество скорее напоминает туристическую поездку с целью осмотра достопримечательностей. А раньше люди ехали непосредственно с желанием причаститься именно в том месте, где спасался святой.

– Да, исходя из своей религиозности, они прибывали в святое место, где эта религиозность проявлялась особо ярко, особо переживалась и так далее. К сожалению, может оказаться так, как говорит Иоанн Златоуст: можно умереть от жажды рядом с колодцем. То есть ты приезжаешь пустой в монастырь и уезжаешь из него таким же. Как в том стихотворении, в котором кошка увидела во дворце мышку на ковре. Так и на страстного человека, не имеющего покаяния и молитвы, любое святое место не произведет большого впечатления.

Христианизация нашей жизни – результат нашей религиозной жизни. Чем больше человек религиозен, тем качественнее христианизируется его бытовая жизнь. Да, может кто-то подсказать: и священник, и более воцерковленный человек. Я еще отослал бы к большому слою современной литературы. Здесь можно обратиться и к православным сайтам, где дают советы по христианскому оформлению дома.

Но проблема не в том, где мы можем об этом узнать. Беда в том, что наша страстность и индивидуальность могут привести к ошибкам. И недостаточная воцерковленность может привести к совершенно досадным ошибкам, когда человек каких-то новогодних жаб богатства, китайские символы ставит рядом с иконой, не видя в этом никакого противоречия. Здесь уже дело воспитания религиозного сознания и вкуса самого человека.

Можно добавить, так как в нас есть потребность создать окружающий мир вокруг себя, соответствующий своему внутреннему миру, то об этом думать и заботиться нужно. Такого быть не может, что я хожу в церковь и дома ничего не делаю, а он у меня сам по себе христианизируется, чисто автоматически. Человек приходит домой и думает: мне как-то неудобно, что у меня здесь есть такая страстная картинка. Она мешает моей духовной жизни. Наверное, я эту картинку уберу.

В 90-е годы был обычай освящать машины.

– Мы и до сих пор их освящаем. Христиане освящают все вещи. Это нормальный христианский обычаи. А такие вещи, как крупный дом, в котором мы живем, машина, которая является опасным видом транспорта, – их освящение было давно. Мы до сих пор называем машину колесницей, потому что колесницы тоже освящались (это та же колесница, только автоматическая).

Но мы должны понимать (священник это объясняет на проповеди, и воцерковленный человек это понимает), что освящается не сама вещь, а возможность пользования ей. Насколько эта вещь при служении человеку помогает ему в его христианской жизни, не мешает ли она ему. Потому что одна и та же вещь – например, дом – может стать вертепом разбойников, а может стать крышей для благочестивого семейства.

По традиции нашей программы просим у Вас небольшое пожелание для наших зрителей.

– Хотелось бы пожелать всем спокойного воцерковления духовной жизни, результатом которого для всех нас станет воцерковление личной и семейной жизни и приобщение к христианским традициям.

Записали:
Полина Митрофанова
и Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Hristianskiy-byt-Beseda-s-protoiereem-Sergiem-Ksenofontovym-04-11-2024;
https://tv-soyuz.ru/Pravoslavnaya-azbuka-Kak-hristianizirovat-svoy-byt-Beseda-s-protoiereem-Sergiem-Ksenofontovym-11-11-2024

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс