Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (1173) → Игумен Филарет (Пряшников): Судья или Слуга?

Игумен Филарет (Пряшников): Судья или Слуга?

№36 (1173) / 19 сентября ‘22

Тема передачи звучит так: «Кто для нас Бог: Судья или Слуга?» А для кого-то – никто? Получается, для каждого Бог свой. Его имя нам, христианам, настолько дорого и необходимо, что мы не можем иногда думать о Нем иначе, чем со страхом и трепетом. Когда на Причастии говорится: «Со страхом Божиим и верою приступите», многие не очень понимают, почему должны бояться. С другой стороны, мы знаем, что есть такое слово – «трепет», и в греческом варианте слово «страх» может заменять слово «трепет». Вопросов много, но для Вас, для монаха, наверное, вопрос «Судья Он или Слуга?», вставал многократно. Кто для нас Бог: Судья, Слуга?

– Судья и Слуга. Для многих, безусловно, Господь есть Слуга, Который отдает Свою жизнь за спасение человеческого рода, и для некоторых Он, безусловно, будет Судьей. Я бы начал отвечать на этот вопрос немножко по-другому. Прежде всего Господь есть Личность. Когда мы приходим к вере, к Богу, мы приходим к Личности, и на наши молитвы (для новоначального это простые, может быть, неказистые молитвы), отвечает некая Божественная Личность – прежде всего с Богом мы встречаемся как с Личностью. Это самое важное.

А второе уже отсюда исходит. Человек, встретив Бога, Божественную Личность, своего Спасителя, дальше развивает свои отношения с Создателем. Бог есть Источник жизни. Мы со временем понимаем, что все от Него было. Бог есть Источник нашей жизни, нашего существования, всего блага, что есть у меня. Кем дальше Бог для меня становится? Он становится Отцом, потому что, попадая в разные жизненные ситуации, я понимаю, что Господь не поворачивается ко мне спиной, Он всегда Лицом к лицу смотрит на меня, на мои поступки, на мои желания, на мои деяния. Бог есть Отец для меня, но еще самое сокровенное и важное, что мы встречаем в своей личной, духовной жизни, – это то, что Господь – твой самый близкий Друг.

В Священном Писании Господь говорит: «Если отец и матерь оставят тебя, Я никогда тебя не забуду, не брошу». Господь есть наш Друг, безусловно. Господь есть Слуга, мы об этом обязательно говорим, когда вспоминаем Его Крестный путь. Вся Его жизнь была непростой, Он недаром сказал такие слова: «Я пришел, чтобы послужить многим». Действительно, Его общественное служение – служение Слуги. Он кого-то исцелял, кому-то помогал, вразумлял, воскрешал из мертвых, защищал. Мы вспоминаем случай с блудницей: «Если кто без греха, пусть первый кинет в нее камень». Он как Слуга защитил эту даже виновную в каких-то нехороших поступках женщину. А Судья – это, наверное, некий педагогический образ Божий, потому что Бог есть любовь, Бог есть праведная любовь, а судить нас будут наши дела и поступки.

Мы ждем Второе Пришествие, Страшный Суд, но Господь будет выступать как Свидетель, я так думаю. Немножко, возможно, фантазирую. Он будет смотреть на каждого из нас, а нас будут осуждать наши дела, наши поступки. Безусловно, для верующих во Христа Господь никогда не будет Судьей, Он всегда будет Слугой, а для тех, кто противится Ему, по их поступкам Бог перед ними будет представать как Судья, Который будет осуждать их за злобу, ненависть, за нежелание воспринимать то, что является очевидным в этом мире. Вопрос непростой, но очень многогранный. Для каждого в разной жизненной ситуации Господь появляется по-разному и действует по-разному: как Учитель, Наставник, Друг, Отец, Божественная Личность, Источник нашей жизни, в том числе Его служение – это служение Слуги.

На Пасхальной заутрене мы поем: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» (Пс. 67, 2–3). Мы представляем себе все-таки Церковь и мир не только как всех людей, которые ошибаются, мы читаем у псалмопевца, что существуют враги. И эти враги существовали в истории, и возникает ощущение, что они никуда не делись. Не только те кощунники, которые разрушали храмы (мы видим, в каком состоянии купола над Никольским собором), и совсем недавно были эти люди, и сейчас они есть. В данном случае мы уповаем: «да расточатся врази Его». Как к этому относиться и может ли быть так, что Господь не Судья, но мы осуждаем, судим, и как мы в этом случае относимся к Богу как к Судье?

– Человеку невозможно до конца понять весь Промысл Божий даже о тех временах, которые заставляют содрогаться сердца. Когда рушили великолепные памятники архитектуры, никто не считался с этими памятниками; когда уничтожали уникальные иконы, оклады, когда убивали, вырезали священников и их семьи, никто с этим не считался. Это сегодня появляются псевдозащитники материального искусства, археологии, пытающиеся без Бога, без религии вписать это в современную жизнь. Без религии, без богослужения, мы с вами понимаем, невозможно соединить то, что соединяли наши предки. Храм живет тогда, когда там совершается молитва. Если храм – музей, это мертвый храм, там нет молитвы. Если там нет духовной жизни, если перед иконой не совершается молитва, это просто изображение. Это очень больно осознавать, когда такие вещи чисто религиозного назначения отбираются, вычеркивается, в принципе, становятся музейными объектами, объектами культурного наследия. Без Церкви эти вещи не будут иметь никакой ценности. Они становятся экспонатами, холодными бездушными камнями, досками, их чистят, защищают, создают атмосферу и все прочее. Монастыри издревле были центрами культурной жизни, хранителями книжной письменности, церковного искусства и храмостроительства.

По великой нашей России-матушке таких храмов огромное количество. В одиночку мы не сможем ни возродить их до конца, ни спасти от разрушения. Поэтому церковное и светское всегда должны идти вместе. Религиозная жизнь и жизнь музейная должны быть всегда вместе. Мы должны идти вместе без диктата, без возвышения одного над другим. Мы работаем в одном направлении, защищая наши памятники, с которыми никто в свое время не считался. Разрушить пределы Никольской Церкви – разрушим. И никто за это даже не ответил. Это очень обидно.

Когда мы говорим о Боге в истории, должны всегда понимать, что до конца Его Промысл мы понять не можем. Иногда Господь попускает (Он не наказывает), чтобы творились такие беззакония. Но Он дает таких удивительных людей, которые приходят в эту историю, меняют ее ход и делают так, что постепенно монастыри восстанавливаются.

Посмотрите: наш Никольский монастырь 20 лет как воссоздается неимоверными трудами монахов, верующих, паломников. И это мы говорим о многих обителях. Потому что в свое время храмы и монастыри передавались в руинном, оскверненном состоянии. И все нужно было по ниточке восстанавливать.

Безусловно, верующему невозможно понять Промысел Божий до конца, но мы всегда верим, что Господь не оставит Церковь Свою, верующих людей в неведении. Человек все равно будет понимать, почему это так происходит.

Безусловно, «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его» – это прежде всего предупреждение, что для людей, которые совершают противление Богу, не верят в Бога, Он будет Судьей, и сама история посмеется над ними. Вы отрицали Бога, но прошло время – посмотрите, сколько горящих верой людей стоит в некогда оскверненном, а теперь возрожденном храме, сколько людей приходит на богослужения, сколько людей откликается на призыв Господа изменить образ жизни и стать христианами.

Христиан хотели победить еще в апостольские времена. Церковь должны были уничтожить физически. Не смогли. Потому что Бог хранит Церковь. Господь является Творцом истории человеческого существования. Очень много можно рассуждать над этими вопросами, но еще раз скажу, что Господь поругаем не бывает.

Когда мы на Пасху говорим: «Христос Воскресе!», мы говорим это для всех. Помните, в огласительном слове Иоанна Златоустого: «Все придите! Все насладитесь». И вот здесь у меня возникает вопрос. Для всех ли Бог Судья, Слуга, Отец? И что нужно сделать, чтобы люди поняли, что Бог не враг, не никто, а Отец и Друг.

– Бог сотворил человека свободным существом. И это свободное существо употребляет свою свободу или во благо, или во зло. И здесь приводишь аналогию семьи: отец, мать и ребенок. По каким бы путям родители не вели, ребенок всегда доверяет и слушается их. Родители принимают важные решения: какую выбрать профессию, нравится или не нравится будущий спутник жизни ребенка. Если в семье есть доверительные отношения детей и родителей, то складываются хорошие семьи с хорошими отношениями. Между человеком и Богом что-то похожее. Господь есть наш Создатель. Мы не знаем, на что Он обречет человека, что даст пережить ему в этой жизни. Каждый рождается для чего-то. Господь говорил: «Я для этого и пришел в этот мир». А для чего Он пришел? Как мы уже выяснили – для того, чтобы послужить людям, принести Себя в жертву за спасение рода человеческого, чтобы нам открыть рай, для того, чтобы мы могли назвать Его не Богом карающим, а Богом милующим. Как я сказал, Господь – настоящий Друг (не дружок). Когда на моем пути что-то случается по воле Божией, по воле других людей, когда я сам бываю виноват в той или иной ситуации, из которой я потихоньку должен выходить, держа за руку Господа и говоря «Господи, помоги мне. Я ошибся в этой ситуации, принял неверное решение. Выведи меня пожалуйста, потому что я оказался без Тебя в тупике».

Понимаете, Господь намного ближе к нам. Есть разные уровни любви к Богу. Я должен выполнять Его повеления и заповеди не потому, что получу награду за это, не потому, что боюсь, что меня определят в страшные места, а потому, что я Ему доверяю, а Он доверяет мне. В христианской вере все строится на доверии. Мы доверяем Господу Богу свою жизнь, и Он доверяет нам нашу жизнь. Мы часто самостоятельно принимаем решения в этой жизни, мы свободные существа. От этих решений зачастую зависит положение наших близких, знакомых. Поэтому очень важно понимать, что Господь по-разному возникает в нашей жизни. Безусловно, это непознаваемо. Мы не можем до конца познать Его Промысел о нас. Мы только потом доходим, для чего было то или иное. Согласитесь, у каждого в жизни было такое: «Так вот, почему это произошло, и Господь мне дал понять, измениться и т.д.». Все, что происходит в нашей жизни, Господь дает, чтобы мы получили пользу и поменялись, научились ценить то, что не ценили, замечать то, чего не замечали когда-то и т.д.

Для людей разной духовной жизни, разного духовного состояния Господь предстает таким образом. Не потому что Он меняется, Он неизменяем, а потому, что мы становимся иногда или лучше, или хуже.

Если я хочу служить Господу, познавать Его, я меняюсь. В любом случае, даже если не хочу, я меняюсь. Насколько Господь, создавший меня свободным, может вмешиваться в мою жизнь? Как мне научиться понимать Господа, услышать Его? Как сделать так, чтобы Он не был мне судьей, а чтобы был для меня Другом и любимым Отцом?

– О Страшном Суде повествуется в Евангелии, и мы видим, как Господь разделяет людей на две части. То есть не будет середины. Будут праведники, и будут грешники.

Как Господь вмешивается в нашу жизнь? Господь даровал нам свободу и на нее не покушается. Но Бог все видит, хотя не все предопределяет. Как Он может нам помогать? Он может нас оградить от чего-то: так сложится ситуация, что мы избежим какой-то трагедии. Или Господь (понимая, что мы должны перейти на другой духовный уровень), даст перенести какое-то страшное заболевание, и оно перевернет весь наш мир. То есть Господь попустит нам что-то такое (чего мы не можем предвидеть и сделать сами), чтобы мы поменялись.

Более того, Господь вмешивается в нашу жизнь через жизнь других людей, потому что Бог помогает через наши руки. Случается ситуация, когда я должен не просто пассивно посмотреть, а должен включить творческую сторону своей души и помочь другому. Это и есть вмешательство Господа в течение нашей жизни. Господь не покушается на наш выбор, Он дает ситуацию, дает человека. А вот как я отнесусь к этому человеку, как я проявлю себя: с доброй стороны или отвернусь от него, – это уже будет мой выбор. Но Господь всегда даст мне возможность проявить себя в той или иной ситуации.

Помните слова из Ветхого Завета: праведник будет мыть руки в крови грешного? Что это значит? Есть вещи, которые без толкования понять нельзя. Я надеюсь и верю в то, что Господь верующих в Него не осуждает. Наоборот. Он всегда будет переживать за нас, поддерживать и прощать. Потому что Бог прощает обращающегося к Нему кающегося человека. Во время Великого поста нам приводилось огромное количество примеров покаяния как из Ветхого Завета, так и из Нового Завета. Самое главное – желание исправить свою жизнь и быть ближе к Богу.

Вспоминая притчу о сеятеле, где говорится, что сорняки будут сожжены, а чистое зерно сохранится, нам хочется думать, что мы не сорняки, а чистая пшеница, и мы будем в житницах. Господь способен простить каждого человека. Но что нужно сделать для того, чтобы Господь-Судья стал для меня Другом и Отцом?

– Часто человек решает за Бога. Приходят родственники и говорят: умер близкий, не успели причастить. Батюшка, помогите – душа мучается в аду. А с чего вы это взяли? Так написано в Священном Писании. Много чего написано в Священном Писании, много мыслей мы находим в святоотеческом предании, но Бог выше всего этого. Потому что для Бога нет ничего невозможного. Мы не можем с точностью сказать: как? что? почему?

Господь выступает в роли Судьи, чтобы человек начал осознавать и понимать ответственность за свои поступки и дела. Очень жалко, когда сегодня люди живут безответственно. Это начинается с маленького вранья: сделал человек какую-то гадость, а потом нагло отказывается – я не делал. Сидит такой в интернете, анонимно пишет гадости, унижает, обвиняет достоинство другого человека, скрываясь под вымышленным именем. Люди создают семью и говорят: будем жить в гражданском браке.

Почему так происходит? Потому что люди не хотят брать ответственность. Не хотят отвечать друг за друга, за свои поступки. Это очень обидно. Часто и верующие, приходящие в храм, снимают с себя всякую ответственность. Их не интересует, сколько приход платит за свет, сколько приходу надо заплатить налогов, сколько получает бабушка в церковной лавке? Некоторые считают, что должны прийти, выполнить определенный обряд, а за остальное они не отвечают. Кто отвечает? Это безответственное отношение.

Вспомните, как христиане первых времен заботились о своем приходе. Они несли в приход все! Иногда продавали имения, приходили в общину и деньги клали к ногам апостолов. В те времена не было церковных лавок, свечи отливали дома и приносили в храм, хлеба преломления приносили с собой. Даже дети участвовали в жизни своей общины: каждый ребенок в свой приход нес ведерко воды.

А почему мы сейчас думаем, что кто-то должен это делать? Кто-то должен восстановить храм? Кто-то должен заплатить за свет? В этом мы должны быть едиными. На любом приходе верующие должны объединяться вокруг своего прихода, не жить отдельно: пришел, поставил свечу и ушел. Это очень важно. Важно, когда священник объединяет приход вокруг себя, объединяет людей, когда они вместе идут на субботник, вместе собирают продукты для обездоленных, вместе убираются в храме. Этого взаимодействия нам сегодня очень не хватает.

Вернусь еще раз к годам пандемии. Мы должны понимать, насколько этот храм должен быть для нас дорогим, дорогим для сердца. Если в храме будет моя частица чего-то материального или физического труда, то я уже не позволю рушить, унижать, не позволю превращать в пыль и в прах то, что для меня свято. К сожалению, безответственность – это самое страшное, что есть в сегодняшней жизни. Господь иногда такими событиями вмешивается. Но Он не наказывает, а лишь дает условия, в которых кто-то должен поменяться, а кто-то утвердиться.

Сегодня на проповеди Владыка Варсонофий, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский говорил о том, кто причащается достойно, а кто недостойно. Одна мысль меня поразила, когда он сказал о том, что, если человек заботится о другом, он причащается достойно. Мы часто говорим, что такое счастье. Это соучастие, соучастие в жизни храма, в жизни церкви. Это и есть то, когда мы говорим Бог – Слуга. Но если мы не являемся слугами для Господа, не исполняем Его заповеди и не стараемся жить по ним, то мы готовы к осуждению.

– Господь всегда будет соработником в наших благих делах, Он всегда будет на нашей стороне, когда мы будем выполнять что-то очень важное. В нашей жизни помимо строительства храмов есть еще очень много призваний. Люди служат волонтерами в реабилитационных центрах. Матушки и медицинские сестры работают в хосписах, ухаживая за обреченными людьми. Много есть где послужить. Господь в этих моментах дает нам внутреннюю благодать, когда мы делаем очень важное и доброе дело не для себя, а для других.

В нашем монастыре мы готовимся сейчас своими силами, на свои небольшие средства заняться ремонтом, что-то побелить, покрасить. Иногда социальные сети помогают донести информацию. На нас вышел один человек и купил для нашего монастыря две тонны известки; из Петербурга приехали замечательные люди, у которых есть свои строительные компании, они помогут братьям-монахам выполнить ответственные работы на колокольне. Бог никогда не оставит, если мы будем делать важное дело, всегда найдутся настоящие друзья.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Самое главное – это обрести Царство Божие

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!В сегодняшнем Евангельском чтении (Мф. 19, 16–26) содержится повествование о богатом юноше. Некий богатый молодой человек подошел ко Христу и спрашивает Его: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Господь перечислил ему заповеди, на что юноша сказал: «Все это с юности своей я делаю, я живу по этим заповедям». И тогда, зная, что юноша богат, Господь говорит: «Если хочешь быть совершенным – не просто спастись, но быть совершенным (а об этом совершенстве и думал юноша, когда спрашивал у Спасителя, что же еще нужно сделать), – пойди, продай свое имение, раздай все нищим и приходи ко Мне; и будешь иметь сокровище на Небе». И юноша отошел в печали, поняв, что не может избавиться от имения, которое наверняка получил от своих состоятельных родителей и в которое сам, может быть, вкладывал какие-то труды, чтобы его приумножить. Как это пойти и раздать нищим?! И не смог он, видимо, ни понять до конца слова Спасителя, ни тем более их исполнить.

 
Беседы с батюшкой

Архимандрит Александр (Глоба): Спасение – дело личное

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс