Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Протоиерей Валерий Лавриненко в своей книге «Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы» пишет, что отец Николай Бирюков служил в соборе Каменского завода, что располагался на берегу р. Каменки, протекающей в Свердловской области, и был ревностным священнослужителем, очень требовательным к себе и другим. Любовь и забота о ближних были стержнем его пастырского подвига. Отец Николай был известен своим даром слова и способностью доходчиво донести смыслы Священного Писания до прихожан.
Очевидно, что после революции привычный ход и уклад жизни простого народа сильно изменился, всевозможные страсти проявились в народе: пьянство, насилие, прочие безобразия. Батюшка просил своих прихожан не поддаваться революционным настроениям, не посещать митинги и демонстрации, а больше молиться и уповать на Бога. В проповедях он призывал всех к стойкости в вере, спасению детей от безбожия. Отец Николай, несмотря на антирелигиозные запреты местных властей, совершал все положенные по уставу богослужения и крестные ходы, посещал прихожан.
В 1918–1919 гг. на территории Камышловского уезда шла жестокая гражданская война. Разрушались храмы, страдали священнослужители и миряне. Отец Николай благословил своего сына служить в Белой армии.
10 августа 1919 г. отца Николая арестовали органы ЧК. В срочном порядке на его квартире произвели обыск, обнаружили его личную переписку, в том числе еще не отправленное письмо сыну, служившему в Белой армии.
Собственно, на основании этого письма и еще 2-х доносов решили привлечь отца Николая к ответственности за «погромную антисоветскую и антисемитскую агитацию». Отца Николая приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор вынесли в конце августа или 1–2 сентября 1919 г.
Хотелось бы отметить, что поводом для обвинения о. Николая в антисемитизме послужила его проповедь, сказанная на слова Евангелия от Матфея «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской». В завершение проповеди на Евангельское зачало отец Николай добавил: «Саддукеи учили, что нет воскресения из мертвых. Ныне враги народа говорят на митингах то же самое: нет воскресения из мертвых, нет рая и ада, нет Бога».
Мученичество всегда трагично, так уж сложилось в нашем понимании. Понимании, между прочим, мирском: и апостолы, и их ближайшие последователи воспринимали приближающуюся кончину в первую очередь как долгожданную встречу со Спасителем. Наверное, именно поэтому так усердно Православная Церковь старается обратить наше внимание на мучеников, которых в наших святцах огромное множество. Так Церковь старается вернуть нас в мир реальных ценностей – и если при чтении житий мучеников мы испытываем некое смущение, страх, печаль, значит, мы либо не понимаем сути, либо забыли о цели, к которой они шли.
Можно сравнить эти страхи с распространенной в нашей стране ситуацией с алкоголиками. Один алкоголик с тоской и скорбью смотрит на своего собрата, излечивающегося с трудом и мучением, но великой радостью от своего страшного недуга. Мы такие же алкоголики: смотрим на мучеников и нам жалко их мирской жизни. А мученик радуется: он все ближе к Богу с каждой секундой, с каждым нервным болевым импульсом, поступающим в его умирающий мозг.
Можем ли мы так же? Наверное, далеко не каждый. Слово «мученик» (др.-греч. μάρτυς, μάρτῠρος («мартирос»), лат. Martyr) на самом деле переводится как «свидетель» – свидетель о духовной реальности. Все они говорят нам: «Хватит, цепляться за эту тлеющую материю!» Господь сказал нам: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Боюсь, братья и сестры, все мы сильно погрязли в мирских и житейских делах.
100 лет прошло – вокруг нас полным полно «врагов народа», так называл отец Николай людей, которые говорят, что «нет воскресения из мертвых, нет рая и ада, нет Бога». И что самое интересное, мы тоже можем говорить, что хотим, и нас никто не преследует – казалось бы, красота! Но не стоит забывать, дорогие братья и сестры, что лукавый тоже учится на своих ошибках. Еще 100 лет назад слово имело цену, а раз оно имело цену, значит, за него можно было наказать. А теперь слово не имеет цены: сколько ничего не значащих слов в интернете – тьма тьмущая. Раньше мученик пострадал за свои слова исповедания веры – вокруг него тысяча стала ревностными христианами: у них пелена с глаз спала, они увидели радость в глазах мученика, узнали, что такое реальность встречи с Богом! А теперь – кричи не кричи о своей вере: кому до этого есть дело? Да мы и сами уже не всегда уверены, верим ли мы...
Давайте чаще обращать внимание на память древних, и современных мучеников. Наша задача – победить в себе трусость, страх открыть глаза, сбросить теплое одеяло этого мира, проснуться и взглянуть на рассвет будущего дня Царствия Божия.
Полную версию вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.