Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (992) → История храма, которого не должно было быть...

История храма, которого не должно было быть...

№47 (992) / 10 декабря ‘18

Память

С октября 2018 г. на волнах православного радиоканала «Воскресение» звучит цикл программ «Записки краеведа». Он посвящен истории и сохранившихся до наших дней, и полностью разрушившихся или уничтоженных храмов. Важная миссия проекта заключается в том, чтобы не только глубже изучить родной Урал, но и познакомиться с историями утраченных храмов, которых нет в открытых источниках.

С эпохой, вехами строительства и судьбами удивительных людей, которые возводили тот или иной храм, нас знакомит искусствовед, автор книги «Забытые храмы Свердловской области», создатель сайта archlikbez.ru – Надежда Бурлакова.

Надежда, откуда у Вас интерес к храмам и историям их создания?

– Архитектура и искусство относилось к сфере моих интересов с самой юности. Я закончила Архитектурную академию, изначально специализировалась на архитектуре Европы и готике. Но однажды мне пришлось много поездить по территории Свердловской области. Это были примерно 1997–1998 года. Именно тогда я впервые для себя открыла, что на территории Свердловской области стоит очень много остовов храмов, которые недавно были освобождены от светского использования и возвращены Церкви. Я тогда удивилась, пофотографировала их и благополучно об этом забыла. Но через несколько лет, в 2012 году, мне снова пришлось проехать теми же маршрутами – и я с грустью обнаружила, что многие из этих храмов разрушились. Конечно, существует много объективных причин, по которым какие-то храмы не подлежат восстановлению и разрушаются. Тогда мне стало жаль, что я не могу сохранить их и возникла идея создать проект по фотофиксации их состояния, – и я начала целенаправленно ездить и фотографировать. Потом у меня вышла книга и хобби постепенно превратилось в основное занятие. Я начала не только фиксировать состояние этих храмов, но и искать информацию о них.

Многие храмы, описанные Вами в книге «Забытые храмы Свердловской области», стоят в небольших селах, сейчас малонаселенных, да и не факт, что жители помнят что-то, связанное со строительством храма. Как происходит сбор материала?

– Я проехала более 15 000 км, чтобы собрать хоть какую-то первичную информацию. Еще, конечно, работа с архивами – как церковными, так и светскими. А еще есть такая вещь – я называю ее «насмотренность»: ты приезжаешь на место, смотришь на храм, его архитектуру, особенности – и понимаешь, в каком примерно веке и кем он мог быть построен. Понимаешь, в какую сторону копать, – и идешь изучать архивы.

Вы читаете лекции, где на примере храмов рассказываете слушателем об архитектуре в целом и ее истории. Что такого есть в архитектуре храмов, что на их примерах можно целый курс лекций построить, интересный для светских людей?

– Дело в том, что каменное строительство на Урале и Свердловской области – это всегда храмы. Самый первый каменный объект на территории современной Свердловской области – это Верхотурский кремль, его строили в 1698–1701 годах; сегодня от него уже мало что осталось, зато сохранился Троицкий храм. Считается, что это первая каменная постройка в Свердловской области. Получается, что других памятников для изучения нет.

Кроме того, храмы всегда были гордостью села и для их строительства привлекались лучшие специалисты, использовались самые лучшие инженерные технологии, доступные на тот момент. В итоге получается, что именно храмы – здания, созданные на пике возможностей. На их примере легче всего изучать историю архитектуры. И не будем забывать, что храмы чаще всего строились богатыми людьми, по последнему слову моды, а значит, по ним очень удобно просматривать хронологию. Я всегда говорю своим ученикам, что храмы – это идеальный материал для изучения стиля, раскапывания истории: это «ниточка», за которую ты потянешь – благотворители, строители история самого села, – и так, изучая, открываешь факты, которых не найти ни в одном учебнике истории.

Расскажите, пожалуйста, про какой-нибудь разрушенный храм.

– Давайте расскажу вам про храм Александра Невского в Камышлове. История храма проста. В 1881 г. в Камышловском уезде кружечники собирали деньги на строительство в Екатеринбурге храма памяти погибшему императору Александру II. Насобирали больше, чем планировали: целых 6 000 р. – по тогдашним меркам очень много. Тогда и было решено строить храм у себя. Епархия идею одобрила, и в 1882 г. был заложен храм во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского. Имен архитекторов и строителей мы не знаем. Возможно, был использован один из высочайше утвержденных проектов, либо неизвестным зодчим был переработан один из «византийских» проектов Константина Тона. Одно известно точно: с окончания строительства и до уничтожения храм был гордостью горожан – Александро-Невский храм и Покровская церковь были архитектурной гордостью всего уезда. После освящения храма прошло 32 года... Пришла революция, изъятие церковных ценностей, репрессии священнослужителей, закрытие храмов.

Данных, кто этот храм строил, нет совсем? И даже архивы не сохранились? Ведь это же конец XIX в. – вроде немного времени прошло, что значат 150 лет перед лицом истории?

– Да, не сохранились. К сожалению. И пугает, когда сложно найти информацию о событиях, происходивших уже в наши дни – словно память самоуничтожается, когда речь заходит о вещах трагических. А с храмом Александра Невского в Камышлове именно трагедия и произошла. То ли в 1978, то ли в 1983 гг. в Камышлове при большом стечении народа, с приглашением столичных фотографов, был «торжественно взорван» храм, освященный в 1885 г. Чуть-чуть до столетия не дотянул. Увы.

Да уж…трагедия…

– Согласна. Какое-то время в бывшем храме размещался музей, но его быстро выселили, а в храме разместили столовую училища рабочей молодежи. Потом был склад, а потом просто закрыли. А в 1978 году (хотя в архивах приводятся разные данные, 1978 год упоминается чаще) взорвали. У меня как у историка архитектуры это в голове не умещается: удивительное здание, самый центр города, сохранившиеся росписи – идеальный музей! Зачем же было уничтожать такую красоту? Обидно, что не захотели тогдашние «власть имущие» сохранить храм редкой архитектуры… Так и закончилась история храма в Камышлове, которого здесь и не должно было быть.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс