Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (980) → Отец Григорий Григорьев: Новый Завет как точка опоры

Отец Григорий Григорьев: Новый Завет как точка опоры

№35 (980) / 11 сентября ‘18

Точка зрения

Вы задаете очень много вопросов о главном, принципиальном отличии Ветхого Завета от Нового Завета. Поэтому тема сегодняшней беседы – «Новый Завет как точка опоры».

– Все мировые религии до христианства, начиная с языческих, ветхозаветных и всевозможных других, – это попытка людей построить лестницу в Небо, к Богу. Все религии начинались как духовная дорога, но проходило некоторое время, и человеческие предания, обряды, ритуалы постепенно разрастались и заменяли собой духовную суть: боги забывались, оставались одни обряды, исчезала духовная составляющая, и религия постепенно разрушалась.

Так было с язычеством, когда постепенно любовь к языческим богам заменили обрядами поклонения им. Обрядов становилось все больше, а любви все меньше. Так было и с евреями, которым Господь дал заповеди Божии, заповеди ветхозаветной любви через пророка Моисея: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостию твоею, всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя» – постепенно заповеди любви были заменены обрядами, преданиями старцев, талмудическими законами. Дух любви исчез, и остались одни обряды поклонения. Сами по себе все правила были хорошими, даже в чем-то полезными, но был забыт дух Божественной любви.

И вот когда Иоанн Предтеча крестил ветхозаветных евреев в Иордане крещением покаяния, он говорил им: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Восстановите свое подобие Божие – вы пытаетесь восстановить образ, но невозможно это сделать без восстановления подобия».

Я уже сказал, что все религии были попыткой людей построить лестницу в Небо, лестницу к Богу, но Православие – это лестница, которую Господь спустил с Неба, и не просто спустил, но Сам сошел! Лестница Триединого Божества, в Котором соединились Отец, Сын и Святой Дух как вера, надежда и любовь. У трех евангелистов – Матфея, Марка и Луки – Господь Иисус Христос по одному разу в каждом Евангелии произносит слова «Новый Завет». И всегда выражение «Новый Завет» произносится применительно к таинству святого Причастия – тому таинству, которое Господь дал на Тайной Вечери: «Рече же имъ Иисусъ: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни пiете крове его, живота не имате въ себѣ. Ядый мою плоть и пiяй мою кровь имать животъ вѣчный, и азъ воскрешу его въ послѣднiй день… Ядый мою плоть и пiяй мою кровь во мнѣ пребываетъ, и азъ въ немъ».

Можно сказать, что Божественная Евхаристия – таинство Святого Причастия – это и есть Новый Завет. Новый Завет – религия духа Божественной любви. Это вера, в которой Отец, Сын и Святой Дух – Триединый Господь, ветер радости наполняет душу человека. Это вера, когда человек живет в Царствии Божием в этом мире, когда человек живет как у Христа за пазухой, вера восстановления духовного зрения райского сада и Бога, потерянного Адамом после грехопадения. Можно сказать, что таинство святого Причастия – это главная духовная суть Нового Завета.

Заповеди любви, что были даны пророку Моисею на горе Синай, но постепенно забыты людьми, стали подкрепляться конкретным действием, конкретным таинством, совместным деланием, служением Божественной Евхаристии, во время которой хлеб становится Телом Христа, а вино – Его Кровью. И именно через принятие Тела и Крови Христа человек становится причастником Нового Завета: «Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета».

Какое значение имеет в Новом Завете подготовка к встрече со Христом? Подготовка к встрече со Христом – это осознание, что я болен (не здоровые нуждаются во враче, но больные), осознание, что мне не хватает ветра радости, он не наполняет всю мою душу, осознание своей немощи, в которой свершается сила Божия. Но и от этого осознания человек должен переполняться радостью при встрече со Христом – с Тем, Кто наполнит благодатью нашу душу, Кто все наши грехи превратит в таланты, ведь грех – это талант без любви. Талант – некое жизненное свойство человека, которое при встрече с Богом становится талантом, а при уходе человека от Бога становится грехом, поэтому грехи можно назвать «больными талантами».

Господь дает нам главное снадобье, лекарство для духа, души и тела. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». Что это за иго? Отдайте Мне ваши грехи, Я для того пришел в мир, чтобы взять на Себя ваши грехи, а Я вам взамен дам Духа Утешителя, и радости вашей никто не отнимет у вас. Именно через таинство святого Причастия, через Новый Завет этот свет приходит в мир, а Новый Завет – это и есть Причастие.

Да, существуют дополнительные правила, молитвы, которые помогают человеку осознать свою немощь, иногда – примириться с ближними. Но никогда не должны хорошие второстепенные правила становиться главными.

Главная подготовка к Божественной литургии – это участие в самой Божественной литургии. Святые отцы в Новом Завете создали ее как подготовку к встрече с Богом. В Божественной литургии есть причастное правило, есть покаянный канон – там есть все. А аскетический подвиг – это приход в храм: сейчас так много зла в мире, что человеку очень трудно прийти в храм. Сам приход в храм является высшим аскетическим подвигом Нового Завета, ибо Новый Завет является важнейшей точкой опоры в душе человека.

Некоторые люди пытаются изучать грехи по книгам, впадают в уныние и окончательно запутываются. Чтобы увидеть грехи, надо иметь источник света. Вскоре после революции, в 1920-е годы, когда начал реализовываться план ГОЭЛРО, в одной деревне в один дом провели свет. Была передовая женщина, которая поддержала советскую власть, крестьянка, колхозница, и для нее отдельно провели свет. Собрались корреспонденты, подключили лампочку, сделали фотографии, написали в газете, как замечательно советская власть помогает людям. Но когда уехали корреспонденты, эта женщина увидела, что в доме очень много мусора, дохлые мыши, живые мыши, грязь по углам, которая раньше в темноте лучины была не видна, бегают тараканы, насекомые, – и эта женщина разбила лампочку, чтобы не видеть грязи.

Когда мы причащаемся, то в душе у нас зажигается свет Божественной любви. И иногда люди, выйдя из храма, видят темные пятна своей души и думают, что это пришли искушения. Нет, это не искушения пришли, это мы встретились с собой, и это то, что мы можем подарить Господу и Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, – свои грехи, навести порядок в своей душе, попросить Бога, чтобы Он помог нам в этом деле. Наше покаяние приводит нас к Чаше, к Новому Завету, который есть Тело и Кровь, за нас и за многих изливаемая. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; и возьмите иго Мое на себя, ибо Я кроток и смирен есть сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко есть. И дам вам Духа Утешителя – Духа Божественного бессмертия, и радости вашей никто не отнимет у вас». Аминь.

Божие благословение да пребудет со всеми вами.

Записала:
Анна Солодникова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс