Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 19 (916) – 29 (926)
В деле имеется документ от 25 июня 1958 г. под грифом «Секретно».
«Бланк: Управление Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР по Свердловской области.
Следотдел,
25 июня 1958 г.
№ 11/2189
г. Свердловск
Кому: Начальнику следотдела управления КГБ при СМ СССР по Пермской области подполковнику Ионову, гор. Пермь, на № 10/1213 от 4 мая 1958 г.
копия: начальнику учетно-архивного отдела управления КГБ Свердловской области подполковнику тов. Горшенину.
Текст документа:
При этом возвращаем Ваш запрос и архивно-следственное дело № 9614 на Вострецова А.Г. и других.
Одновременно высылаем копии определения по делам Холмогорцева, Звездова и других, а также архивно-следственные дела №21438 по обвинению Холмогорцева П.Г. и других, 20106 по обвинению Старцева А.С. и других, № 20939 по обвинению Лобанова Г.И. и других, №20681 по обвинению Краева М.Н. и других с материалами проверки, из которых видно, что так называемое контрреволюционная организация церковников на Урале была сфальсифицирована бывшими работниками УНКВД Свердловской области».
Отмечено, что все указанные лица проходили в связи с делом епископа Петра Савельева, который был реабилитирован военным трибуналом 19 июня 1956 г. Дело его было сфальсифицировано органами следствия.
Обращает на себя внимание Протокол допроса от 17 ноября 1954 г. свидетеля N.:
«Проводили ли контрреволюционную агитацию указанные лица, я не знаю. От них никаких высказываний я никогда не слышал и категорически заявляю, что таких показаний я дать следствию в 1937 году не мог, в силу моей молодости и неразвитости, какие я давал ему ответы сейчас не помню. Просвиряков Василий Степанович … в бога не веровал, в церковь никогда не ходил и болел шизофренией» (с. 230).
«…я был арестован 30 октября 1937 г. Кировградским РО НКВД Свердловской области следствие велось в городе Невьянске. 5 августа 1937 г., т.е. до момента моего ареста я никем не допрашивался, тем более в качестве свидетеля…» (с. 235).
На допросе от 17 октября 1956 г. следователя Сапожникова, который вел дело в 1937 году (С. 246):
«Арестованным церковникам говорилось, например, что такой-то поп (батюшка) признал себя виновным в том, что он являлся участником контрреволюционной организации, что ему, арестованному, которого допрашивают, надо дать такие же показания. После такого допроса арестованные церковники заявляли, что они так же являлись участниками контрреволюционной организации, «поскольку батюшка признался в этом», и давали показания на других лиц, как бы участников контрреволюционной организации и рассказывали, что такие-то являлись верующими, посещали сборища, церковь, их же записывали в протокол допроса, как участников контрреволюционной организации церковников. К Хлопотову неоднократно съезжались служители церквей окружающих сел на нелегальные совещания, других фактов его антисоветской деятельности не помню».
Из протокола допроса от 15 ноября 1954 г.: «Во время допроса мной Лобанова у меня находилась копия протокола допроса арестованного в городе Свердловск епископа Петра Савельева, который дал показания, что он завербовал в контрреволюционную организацию Лобанова. На основании этого документа я поставил Лобанову такой вопрос. Как я помню, Лобанов признательные показания дал не сразу, а примерно на 2-й или 3-й день».
Из протокола допроса от 9 декабря 1954 г.: «…за давностью времени личность Кичигина и обстоятельства его допроса я не помню. Из перечисленных по показаниям Кичигиным лиц я помню Хлопотова, Просвирякова, Кириллова, которые являлись участниками антисоветской группы в селе Шурала, возглавляемой Хлопотовым.
«Я желаю довести до сведения, что в тот период, когда велось следствие по указанной группе лиц, имелась возможность подробно задокументировать имевшие место многочисленные факты антисоветской деятельности Масленикова и Хлопотова и других лиц из церковного актива по вине руководства отдела и управления НКВД».
Заключение от 29 ноября 1956 г.: «Это обвинение основано на показаниях осужденного к высшей мере наказания по другому делу Савельева Петра, свидетеля N. и на личном признании своей вины осужденных по настоящему делу Лобанова, Хлопотова, Просвирякова, Кирилловой, Кичигина и Щелконоговой. Коровин и Иванов виновными себя не признали».
«N., будучи допрошен 17 ноября 1954 г. заявил, что показания, которые он давал на допросе 5 августа 1937 г. в отношении Хлопотова, Просвирякова и других, не соответствуют действительности и были им подписаны под воздействием следователя».
Бывшие сотрудники НКВД Казанцев и Сапожников признались в 1954 г., что следствие вели тенденциозно, что им вообще было неизвестно, существовала ли фашистско-повстанческая контрреволюционная организация на Урале.
Допрошенные в качестве свидетелей бывшие сотрудники РО НКВД в 1954 году показали, что о существовании контрреволюционной монархической повстанческой организации церковников на территории Кировградского района они никакими материалами не располагали и что основанием к аресту и осуждению привлеченных по данному делу лиц послужили сфальсифицированные ими же показания обвиняемых.
В 1955 г. был издан приказ МВД СССР №00107, согласно которому дела сотрудников НКВД уничтожались.
Но в делах встречаются их объяснительные записки о подлогах и фабрикации дел.
Так, в деле Петра Холмогорцева (цит. по: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. №2 №24181. Т. 6. С. 195) читаем выдержки из протокола от 29 мая 1941 г. допроса одного из бывших начальников УНКВД по Свердловской области:
«Обвиняемый Воскресенский Вениамин Павлович
Вопрос: 17.П.38 г. Вами утверждено обвинительное заключение по делу №38559 (т.2) на 23 человека, как участников контрреволюционной повстанческой группы (…)
Ответ: По существу этого вопроса я уже дал показания, что судьба этих дел тождественна первому делу по Исетскому карьеру. Следствие велось без рассмотрения конкретных фактов антисоветской деятельности каждого, а было объединено отдельными группами вокруг первичного дела.
Возможно, это бы не произошло, если бы дело с самого начала повелось не в направлении как шпионской организации.
В отношении оформления дел по шпионажу, как я ранее указывал, давались установки самого быстрейшего оформления дел даже при условии получения одного только заявления о признании (без протокола допроса).» (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.