Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №№ 19 (916) – 25 (922)
Владыки Свердловской епархии Архиепископ Макарий (Звездов) и архиепископ Петр (Савельев)
Оба архипастыря возглавляли Свердловскую епархию непродолжительное время. Владыка Макарий – с 1933 по ноябрь 1935, а Владыка Петр – с конца 1935 по август 1937 г. Оба были расстреляны в один день. И останки их вместе с десятками тысяч других мучеников находятся на Мемориале жертв политических репрессий на 12 км Московского тракта.
Владыка Макарий, в миру Матвей Дмитриевич Звездов, родился 5 августа 1884 г. в Тверской губернии, с. Гарусово, в семье крестьян.
Образование: Вышневолоцкое высшее начальное училище (1903), виленская Мариампольская гимназия в Сувалкской губ. (1907).
Сдал экзамены за курс гимназии экстерном.
В возрасте 27 лет (с 21.12.1912 г.) поступил в Троице-Сергиеву пустынь близ Санкт-Петербурга, известную тем, что в середине XIX столетия настоятелем ее был архимандрит Игнатий (Брянчанинов), который ввел в ней истинно святоотеческие монашеские традиции. Матвей Звездов стал послушником обители при 3-м настоятеле после святителя Игнатия – архимандрите Михаиле (Горелышеве).
Пострижен в монашество с именем Макарий в 1914 г.
Рукоположен в иеродиакона 14 июня 1915 г., а 6 марта 1916 – во иеромонаха.
Служение: Петроградская губ., Петергофский у., Троице-Сергиева пустынь. В 1923г. окончил Петроградский Богословский институт.
Был председателем студенческой коллегии и членом Совета института от студентов. 11 декабря 1923 г. Святейшим Патриархом Тихоном утвержден в степени кандидата богословия за сочинение на тему «Толкование Евангелия у Л.Н.Толстого пред судом православного вселенского предания и православной богословской науки».
Служение: Санкт-Петербург (Петроград), Петроградский Богословский институт в должности казначея. 16 мая 1926 г. хиротонисан во епископа Торопецкого, викария Псковской епархии, затем переведен на должность епископа Белокопытского и Великолуцкого. С 1927 г. епископ Муромский, викарий Владимирской епархии. С 1928г. – архиепископ Муромский, викарий Владимирской епархии, временно управляющий Владимирской и Воронежской епархиями.
С 1933 г. архиепископ Ирбитский, затем Свердловский и Ирбитский.
Арестован 20 июня 1935 г. и осужден 28 ноября 1935 г. на два года ссылки в Пермскую область Коми-Пермяцкий национальный округ, с. Гайны (близ г. Кудымкара).
Архиепископ Макарий вынужден был управлять епархией почти единолично, лишь с помощью одного секретаря – протоиерея Павла Федорина. Из-за частой смены архиереев, их арестов и конфискации имущества епархиальная канцелярия находилась в запустении: от предшественников по кафедре Владыке Макарию не осталось даже списка приходов и духовенства. 5 месяцев он вместе с протоиереем Павлом приводил в порядок епархиальные дела.
Из дореволюционных приходов в Свердловской епархии оставался лишь 221 православный приход; было 34 обновленческих и 18 григорианских приходов. В некоторых крупных городах были закрыты все церкви. Так, например, в г. Надеждинске (ныне – Серов) не было ни одного действующего храма или молитвенного дома, а жителей в городе и его окрестностях насчитывалось около 90 000 человек.
Примерно в это же время власти начали кампанию по запрету колокольного звона. В самом начале 1935 г. Владыка Макарий сообщал митрополиту Сергию (Страгородскому): «По всей области проведена кампания по снятию колоколов. <…> С болью в сердце верующие… были зрителями происходящего. Снятие, как докладывали с мест, происходило без всякой осторожности: во многих храмах повреждены крыши, пробиты потолки, разбиты лестницы. Верующим с большим трудом приходилось ремонтировать поврежденные места за свой счет, т. к. составление каких-либо актов администрация считала излишним».
В этом же документе архиепископ приводил примеры трудностей, которые духовенству приходилось преодолевать в то время повсеместно: платить непомерные налоги, исполнять трудовые повинности на лесозаготовках и многое другое. Например, со священника с. Большой Исток отца Василия Ляпустина был потребован налог за 4 года в сумме 11 500 рублей, в то время как платить он должен был лишь по 100 рублей в год. Обратно денег ему не отдали, сказав, что это – аванс на 100 лет вперед. У другого священника, служившего в Красноуфимске, потребовали аванс за 25 лет, хотя ему самому было уже под 70...
Даже если священнослужители не имели никакого хозяйства, они все равно обязывались сдавать государству мясо. При этом священники оказывались в совершенно безвыходной ситуации. За неуплату непосильного налога их могли арестовать, а если священники пытались выплатить налог, то власти все равно находили любые даже самые абсурдные поводы, чтобы их обвинить. Так, один батюшка купил для уплаты мясного налога поросенка – и был осужден за это на 2 года принудительных работ. Предлогом для обвинения священника стало то, что «население у них все колхозное и поросенок колхозный, к единоличной продаже, тем более священнику, не подлежит».
Заботясь о своей пастве, Владыка Макарий старался как можно чаще посещать приходы: он совершал богослужения, проповедовал, беседовал с верующими. Так, например, в начале 1935 г. во время посещения Невьянска архиепископ ежедневно утром и вечером совершал богослужения и всегда говорил проповеди: «Храните, сестры и братья, в себе веру во Христа, будьте крепки, терпеливы, переносите все нужды и печали, никого не осуждайте ни словом, ни делом, а воодушевляйте друг друга Словом Божиим, и всегда у вас будет душа чиста». (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.