Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Эксклюзивная экскурсионная программа «Коллекции Романовых» подготовлена в рамках выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств».
Предметы, связанные с династией Романовых, на выставке «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств» (6 апреля – 2 октября 2016) многочисленны. Прогулка по залам юбилейного проекта музея познакомит нас со вкусами и художественными пристрастиями членов российской императорской фамилии, а также позволит оценить их вклад в формирование стилевых направлений в отечественном искусстве.
Музейное дело в России оказалось тесно связано с просветительскими интересами Императрицы Екатерины II. Можно вспомнить, что именно ей принадлежала инициатива создания дворцового собрания – Эрмитажа, она выступала покровителем исследователей античного наследия Северного Причерноморья. Ее невестка – будущая Императрица Мария Федоровна – привезла из путешествия по странам Европы не только роскошные произведения мастеров своего времени, но и целую коллекцию археологических памятников. Часть богатейшего собрания археологического стекла и керамики эпохи Античности была передана в 1949 году из Эрмитажа в Екатеринбург. Именно этот раздел открывает выставку в музее изобразительных искусств и наш рассказ о романовских связях экспонатов выставочного проекта.
История созданного в XVII веке жившим в Италии немецким живописцем Филиппом Петером Роосом (прозванным Роза да Тиволи) полотна «Стадо» типична для произведений императорских собраний. Известно, что эта картина была экспонатом Императорского Эрмитажа (она упоминается в описи музея в 1859 году). После революции ее передали для реализации за рубежом. Однако холст вернулся в Зимний дворец и, после окончания Отечественной войны, был передан Свердловской картинной галерее.
Целый ряд живописных произведений связан с любимыми резиденциями Павла Петровича и его потомков – дворцами в Гатчине и Павловском.
Монументальная картина «Каин и Авель», созданная одним из учеников Луки Джордано – неаполитанского художника XVII века, украшала стены Гатчинского дворца до 1931 года. Это полотно, как и картину Рооса, передали для продажи в объединение «Антиквариат». К счастью, картина не нашла покупателя. Из той же резиденции происходит и элегантный «Пейзаж со стадом» кисти художника круга Николаса Берхема (голландского живописца, работавшего на рубеже классицизма и рококо). Через музей Академии художеств (Высшего художественно-технического института) эта картина попала в Эрмитаж в 1930 году.
Судьбу множества проданных за границу шедевров чуть не разделил замечательный портрет неизвестной. Снятый со стен любимого дворца Павла I, он отправился из Павловска в печально известное объединение «Антиквариат». В числе нереализованных произведений искусства его передали в Эрмитаж. Изысканный портрет дамы в голубом с золотом платье и жемчужных украшениях был создан Питером Лели. Этот голландский художник отправился по стопам своего старшего собрата Антониса ван Дейка искать работу при дворе английского короля. Переезд совпал с трагическими событиями буржуазной революции. Лели пришлось двадцать лет ждать реставрации монархии для того, чтобы в 1661 году занять почетную должность придворного живописца короля Карла II.
Следующее XVIII столетие на выставке представлено шедеврами прикладного искусства из императорских коллекций.
Так, все произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры – ее лучшего раннего периода первой половины – середины XVIII века – несут на себе марки Гофмаршальской части Министерства императорского двора. Эти отметки – яркое свидетельство бытования предметов в кругу семьи Романовых.
Появление собственного отечественного фарфора тесно связано с политикой Романовых. Елизавета Петровна была благодарной заказчицей второго из созданных в Европе фарфоровых производств – Невской порцелиновой мануфактуры. Для этой правительницы художники создали первый отечественный сервиз. «Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны» украшал особый рисунок – рельефная дублированная позолотой и росписью «трельяжная» сетка. Сервиз находился в употреблении почти столетие. Поэтому неудивительно, что его требовалось восполнять: время от времени на императорском фарфоровом заводе воссоздавали пришедшие в негодность предметы. Пример такого восполнения – большое овальное блюдо, созданное в эпоху правления Николая I.
В 1756 году по приглашению Елизаветы Петровны в Петербург приехал мастер рокайльного портрета Пьетро Ротари. Его изысканные женские «головки» пользовались необыкновенной популярностью. Спустя годы в Петергофе из его женских портретов будет создан «Кабинет мод и граций». Портрет из коллекции ЕМИИ ранее входил в собрание Строгановых, но можно с уверенностью утверждать, что его появление – следствие инициативы Императрицы.
Крупнейшей заказчицей отечественных фарфористов была Екатерина II. По ее инициативе на частном предприятии английского купца Гарднера в 1770–1780-х создаются четыре «орденских» сервиза. Они были предназначены для торжественных дворцовых ужинов в честь кавалеров высших степеней основных орденов Российской империи – ордена Святого Андрея Первозванного, Святого великомученика и Победоносца Георгия, Святого князя Александра Невского и Святого равноапостольного князя Владимира. На выставке представлены не только тарелки, но и корзинка и пот-а-кремы из этих сервизов – для их создания художник Г.И. Козлов использовал формы сервиза берлинской королевской мануфактуры, ранее подаренного российской Императрице прусским королем.
Два предмета работы русских стеклоделов и граверов конца XVIII – начала XIX века – бокал с вензелем Екатерины II и рюмка с инициалом Александра I знакомят нас с элементами парадной сервировки императорского стола. Подобные произведения находились в Сервизной кладовой дворца и появлялись на столах в случае участия в трапезе монархов.
Вкус членов императорской семьи, их интерес ко всему актуальному в искусстве ярко иллюстрирует пара канделябров французской работы конца XVIII – начала XIX столетия. Элегантный памятник эпохи Директории, с черненой и золоченой бронзой на пьедестале зеленого мрамора, удостоился чести быть воспроизведенным в альбоме «Образцы декоративного и прикладного искусства из Императорских дворцов, церквей и коллекций в России» (1901). (Окончание следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.