Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На встрече со студентами Сретенской семинарии настоятель монастыря Марии Египетской в Нью-Йорке схиархимандрит Иоаким (Парр) ответил на вопросы семинаристов: возможно ли спасение вне Церкви и без Евангелия, почему Господь не отвечает на просьбу об исцелении, нужно ли при болезни обращаться к врачам или достаточно уповать только на Бога, как правильно относиться к похвале, что делать, если не видишь ответа на свою любовь, какую позицию занять ребенку, если его родители на грани развода, и другие.
О спасении
Как Вы считаете, можно ли спастись вне Православной Церкви?
– Невозможно спасать себя – только Христос спасает. Но вы должны следовать за Христом, следовать Его заповедям. Прежде всего, это – любить Его больше всего и любить ближнего. Церковь – это то, что нам дал Христос для того, чтобы руководить нами в путях спасения. Можете ли вы быть спасены за пределами Церкви? Без Церкви вы спасены не будете. Это не означает того, что вы изолированы где-то далеко, и вы не в состоянии прийти в храм, и не можете, следовательно, быть спасены. Преподобная Мария Египетская – прекрасный пример.
Мы должны пройти через Церковь, потому что Христос дает благодать спасения через Церковь. Это тот инструмент, который Он избрал для того, чтобы приносить жизнь Духа в этот мир. Без Церкви нет спасения.
Сейчас – послушайте, и не обвиняйте меня в ереси: «структурная» Церковь – это то, как кто-то видит Церковь духовную, которая не всегда является тем, что люди видят. Церковь следует за Христом. Только через Христа вы можете быть спасены. Он очень ясно сказал: «Я есмь путь и Истина и Жизнь» (Ин. 14, 6). Не «какая-то» жизнь, не «один из путей», а конкретный, единственный Путь.
Отвечу на ваш вопрос вопросом. Вот, если вы встанете завтра утром и будете мучиться от страшной, ослепляющей головной боли, от головокружения, и это не пройдет в течение недели – вы будете совершенно ни к чему не способны, и вот вы приходите к доктору, он говорит вам, что нужно пойти в больницу, потому что у вас, может быть, опухоль мозга. И вам говорят, что в городе есть какой-то самый лучший эксперт-невролог, который делает прекрасные операции. Но рядышком с вами есть его коллега, который только начинает свою практику. И этот коллега говорит вам, что вам, в принципе, и к врачам идти не надо – вы сами можете себя вылечить. Кого вы выберете для лечения? Человека, который обладает огромным и, главное, успешным опытом излечения пациентов, или новичка, который ничего не знает и говорит, что большой проблемы у вас нет? Понятно, что вы идете к тому, кто вам поможет.
Я никогда не понимал людей, которые говорят, что да, может быть, в вашей Православной Церкви, конечно, и интересно, и она спасительна, но, наверное, есть и помимо нее что-нибудь другое. Для меня это признак безумия. Если вы хотите построить дом до прихода зимы и у вас есть для этого месяц, вы, вероятно, сможете сделать это сами. Но если придут сто друзей и скажут, что готовы вам помочь, было бы глупо отказываться от помощи специалистов, уповая лишь на собственные жалкие силы и умения.
Каково сейчас положение Православной Церкви? Должны ли мы быть более открыты обществу в социальном плане? Должны ли мы иметь больше монастырей для того, чтобы распространять Евангелие?
– Если Церковь – человеческая организация, структура – не молится, если люди – члены этой организации – не считают покаяние абсолютно необходимым, если они могут жить без молитвы и все они при этом считают, что призваны к святости, – они строят воздушные замки. Нам нужно научиться молиться, нужно научиться быть святыми – вот эта наша учеба и будет распространять Православие, а не наше рутинное выплясывание перед людьми.
Как открыть людям других вероисповеданий, конфессий истину Православия?
– В США на телевидении новости крутятся целый день. На крупных каналах главные новости идут в шесть и, как говорят, «более детальные новости будут в одиннадцать». История нашего обращения никогда не «главная новость» о нас – «главная новость» всегда о работе Святого Духа. Я не люблю говорить о себе, я слышал эти новости столько раз, что они уже неинтересны, – лучше бы я послушал «более детальные новости» о вас, так интереснее.
Единственная возможность дать кому-то веру – это иметь ее самому. Когда вы расстроены, вы ведь не подходите, чтобы утешиться, к такому же человеку, как вы сами. Вы подходите к тому, кто спокоен. Если вы хотите быть исполнены верой, найдите того, кто верует. Не того, кто будет с вами говорить о вере, а того, кто будет эту веру иметь.
У кого лечиться: у Господа или у врача?
Мы живем в самом центре Москвы, и нам очень трудно остановить работу, посмотреть на себя, помолиться Богу. Многие из нас уже устали от работы и учебы. Как мы можем культивировать веру в нашем уме в состоянии постоянной занятости, труда?
– Я дам вам очень простой ответ, а потом объясню: поговорим о любви. Представим, что вы женаты, у вас дети. И у вашей восьмилетней дочери очень редкая форма аллергии, угрожающая ее жизни. Она может умереть, если будет оставаться в городском окружении, этому заболеванию нет лечения, кроме одного: переехать в Монголию, потому что там климат, подходящий ей по здоровью. Если вы останетесь здесь, неважно, что вы при этом делаете для ее исцеления, она все равно умрет. У вас работа, квартира, автомобиль, отпуск – все материальное для жизни есть. Но если вы уедете, вы этих вещей лишитесь. Но дочь ваша будет жить. Если останетесь – материальное у вас будет, а дочь умрет. «Мы еще одну родим»? Где вы будете жить? – Конечно, в Монголии.
Если ваша душа умирает и лечения никакого другого нет, кроме того, чтобы уехать, удалиться, разве вы будете говорить: «Пускай она умирает»? Или вы откажетесь от всего того, что ее убивает? Наши бесценные души умирают, а мы держимся за нашу работу, за комфорт, за страсти, за материальное благосостояние. И мы позволяем им умирать!
Люди спрашивают: «Где Бог, когда я страдаю?» Как отвечать на этот вопрос?
– Он с вами. Состояние человека – это смертельное заболевание. Никто живым из этой жизни не выходит, все умирают. Не вопрос, когда вы умрете, – вопрос в том, что вы в принципе умрете. Вы не хотите умереть, при этом умерев, – вы должны умереть, для того чтобы жить. Бог определяет, сколько мы здесь находимся, и не имеет значения, 20 ли это лет или 90. Если мы это не получаем до того, как мы уходим, мы впустую потеряем время. И если мы в 20 лет приобрели это главное, Бог зовет нас домой. Поэтому живите для Бога и жизни вечной и не беспокойтесь о всякой чепухе.
У меня есть друг, священник. Он говорил людям: «Я не боюсь смерти – я просто боюсь умирать». Вот мы о чем – мы просто боимся самого процесса. Когда ты знаешь, что есть смерть, тогда ты ее больше не боишься. Смерть – это лишь начало, а не конец.
Человек страдает хронической болезнью. Возможно, Господь попустил эту болезнь для его исправления. Но перед Причастием мы молимся об исцелении как души, так и тела – почему же Господь не исцеляет тело? И надо ли ходить к врачам, если Господь не исцеляет?
– Бог лечит. Он делает все для нашего спасения. Мы этого не понимаем, потому что не знаем, в чем спасение. Исцеление его души и тела… Но если тело ведет себя так, как будто оно – единственная ценность для Бога, то это – заболевание. Вы говорите, что приступаете к Причастию с надеждой. Исцеляет вас вера, а не надежда. Господь говорит: «Иди, вера твоя спасла тебя». Когда приходишь и говоришь Ему: «Господи, я надеюсь, что Ты это сделаешь», Он отвечает: «Парень, забудь». Когда вы приходите к Нему с верой и не получаете исцеления от телесной болезни, вы говорите: «Слава Богу. Он исцелил мою душу. Значит, тело мне не нужно», причем говорите радостно. Целительная сила лекарств зависит от того, для чего ты их принимаешь.
Несколько лет назад я заболел раком. Мне сказали, что я уже старый и что у меня уже третья степень рака. Мне нужна была операция, и шансы у меня были невелики. Мне предложили сначала сделать пересадку костного мозга, потом операцию, химиотерапию и радиацию. Я сказал: «Я всю жизнь ждал возвращения домой – зачем мне сейчас все это делать? Я счастлив быть с Богом, поэтому не переживаю». Епископ очень расстроился, он сказал: «Отец, ты монах, и твоя жизнь – не твоя. У тебя нет права принимать такие решения. Ты будешь делать это по послушанию, и послушание для тебя: проводить лечение». Я это сделал. И речь шла не о том, хочу я этого или не хочу, – речь шла о послушании. Поэтому – должны ли вы принимать лекарства? Конечно, вы должны делать все, чтобы оставаться здоровыми, без одержимости своим телом. Если вы сомневаетесь, идите к духовному отцу и поступайте так, как скажет он. (Окончание следует)
Православие.Ru
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.