Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Александр, расскажите о своем пути в иконопись. Как пришли к этому, несколько слов об истории прихода в Церковь.
– Было время, когда я смотрел на икону и не видел ее. Со временем, когда пелена упала с глаз, я был покорен красотой древнерусской иконы – чистотой цвета, линии, гениальной простотой, и всем тем, что называется «живописью исихазма». Мне всегда хотелось изображать самое главное. В иконе все это есть. Писать икону – это радость. Как при этом оказаться вне Церкви? Просто невозможно. И уже затем я стал вникать во все другое, что есть Церковь. Но сначала была красота древнерусской иконы как косвенное доказательство бытия Божия.
Что для Вас значит быть иконописцем?
– Иконопись – это форма служения Богу, вид молитвы. Если по какой-то причине я долго не пишу икону, то возникает чувство внутренней дисгармонии. За те несколько десятилетий, что занимаюсь иконописью, это стало формой бытия. Так и должно быть. Если ты сможешь бросить иконопись, то это значит, что иконописцем ты не был. Просто тебе померещилось, что ты иконописец. Кстати, это верно не только в отношении иконописца.
Современный иконописец: кто он? В чем разница и что общего между современными иконописцами и, например, иконописцами прошлого?
– Это очень интересный вопрос, на который трудно дать короткий ответ, т.к. он должен рассматриваться еще и с точки зрения искусствоведения. И современная, и древняя иконопись – это, повторюсь, форма служения Богу. Это – то общее, что есть между современным иконописцем и иконописцем прошлого. Иконопись – это «умозрение в красках», и она включает в себя две составляющие – богословскую и изобразительные средства живописи: колорит, линия, композиция и т.п. Иными словами, древнерусский иконописец – это еще и древнерусский живописец, создатель древнерусской живописи.
В этой области он был, если можно так выразиться, новатором, первооткрывателем, создателем шедевров мировой живописи. Древнего иконописца отличает творческая дерзновенность. В этом смысле современный иконописец занимается чем-то вроде мумификации всего лучшего, что нам досталось от древних мастеров.
При этом не будем забывать, что новаторство и открытия в области изобразительных средств – это не цель иконописи. Мы ценим икону не потому, что это шедевр. Икона – это часть литургического пространства. Но если икона еще и шедевр – это значит, что она достигла всесторонней полноты.
Как Вы работаете над своими произведениями? Как рождается идея?
– Тут есть то, что одному Богу понятно. Для меня иконопись – это центр, вокруг которого на орбите вращается моя живопись. И, скорее всего, иконопись влияет на живопись, а не наоборот. Если говорить о работе над иконой, то, если я выполняю заказ, должен прислушиваться к заказчику, а не читать ему, священнику, лекцию о том, что такое «подлинная икона», и чем она отличается от пресловутого «фряжского» письма.
Когда взгляд заказчика и иконописца на икону совпадает, то это для меня радостное событие. Но есть иконы, которые я пишу сам для себя, которые очень хочется написать. Читаешь жития святых, и понимаешь, что это неисчерпаемый источник вдохновения. Например, в «Иконописном подлиннике» прочитал такие строки о прп. Ионе и Вассиане Пертоменских и Соловецких Чудотворцах: «На монастыре в гробнице (зри) между ними велико древо именуемо рябина стоит». Мне понравилась эта строка, подсказывающая изобразительный образ, и я написал икону. Ее мне никто не заказывал.
Расскажите немного о своих живописных сериях.
– Иконопись и живопись у меня дружат друг с другом. Взяв за основу иконописный принцип изображения жития святого в клеймах, стал писать серии живописных картин из жизни святого от его детских лет до блаженной кончины. Это позволяет создать художественный образ не только самого святого, но и образ его Жития. Так появились серии о прп. Сергии Радонежском, свв. Петре и Февронии Муромских и Ксении Петербургской. Эти картины я называю «акафистами в красках». Ну, а смысл акафиста – понятен.
Есть у меня еще серия картин «Свете светлый». Еще я их называю «Картинки из глубинки». Глубинкой у нас обычно называют провинцию. Тут много того, что для меня связано с детством. А детство – это уже глубинка души, со своим мироощущением, которое на самом деле никуда не уходит; оно просто с годами оказывается завалено нашим «взрослым» житейским хламом.
Еще в некоторых (но не во всех) моих картинках ощущается влияние русского лубка XIX века, в котором есть религиозная составляющая, т.к. в каком-то смысле лубок вырастает из иконописи; не удивительно, что именно иконописцы были первыми создателями лубка. Вся эта моя живопись оформилась в три художественных альбома под серией «Образ и слово». Надеюсь, удастся издать и четвертый альбом, посвященный Ксении Петербургской.
Александр, Ваши пожелания читателям?
– Любите, изучайте, проникайтесь древнерусской иконой. Это наше национальное сокровище удивительной красоты и широчайшего диапазона – в ней есть и высокое богословие, и живопись мирового уровня, и детская чистота, и простота Божественная. И в ней есть та самая «красота, которая спасет мир».
священник
Александр Ермолин
«Протоинфо.ру»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.