Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (827) → Протоиерей Евгений Попиченко: Всякое дело нужно проводить в разуме

Протоиерей Евгений Попиченко: Всякое дело нужно проводить в разуме

№26 (827) / 14 июля ‘15

Церковный календарь

Священномученик архиепископ Антоний, в миру Николай Быстров, родился 11 октября 1858 года в селе Нюба Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье священника Михаила Быстрова, служившего в Никольской церкви Нюбского прихода.

Закончил Вологодскую духовную семинарию, женился, в 1882 году был рукоположен в священники. Овдовев, в 1888 году принял монашеский постриг с именем Антоний, и дальнейшее его служение Богу продолжилось в монастырях Вологодской епархии. 17 января 1910 года была совершена его хиротония во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. В марте 1921 года Владыка Антоний стал епископом Архангельским и Холмогорским.

Его предшественник епископ Павел был заключен на длительный срок в тюрьму по приговору Московского ревтрибунала как один из руководителей Архангельского союза духовенства и мирян. Это были трудные годы. В Церкви наметился раскол. Вспыхнувшая гражданская война захлебнулась людской кровью. Свергнутая кое-где советская власть вновь стала утверждаться, в том числе и на земле архангельской, расстрелами недовольных, концлагерями и принудительными работами.

Сердце Владыки сжималось от боли к страдальцам. Он начал помогать «в темницах сущим», организовал нечто вроде кассы взаимопомощи для духовенства и монашествующих из числа ссыльных. Нуждающимся помогали деньгами, продуктами питания. Горячо откликнулись православные Архангельской епархии на воззвание святейшего Патриарха Тихона помочь голодающим. Преосвященный Антоний нашел такие слова для своей паствы, что переводы с пометкой «для голодающих Поволжья» пошли от церквей и монастырей Архангельской епархии не только не его имя, но и самому Патриарху.

27 декабря 1922 года Владыка Антоний был выслан в Нарымский край на три года. Наказание Архангельский архипастырь отбыл полностью, без скидки на свой сан и 67-летний возраст. В начале 1926 года Владыка возвратился в свою епархию и сразу же принялся за продолжение прерванного ссылкой благого дела. Монахини и прихожане в церквах вновь начинают сбор денег для заключенных, масла, крупы, муки, одежды. Его квартира стала местом, где прибывшее в ссылку духовенство могло получить деньги, продукты, одежду. 7 октября 1926 года Владыку вновь арестовали, обвинив, что он возглавил контрреволюционную группу архангельского духовенства и мирян. Через некоторое время из тюрьмы его освободили, поскольку «из-за преклонного возраста не может уклониться от следствия и суда». 4 февраля 1927 года особое совещание коллеги ОГПУ вынесло решение прекратить дело, так как очень многие заступались за епископа.

Вскоре Антоний получил указ от Священного Синода о возведении в сан архиепископа всего северного края, в который, кроме Архангельской губернии, входили еще Вологодская, Северо-Двинская губернии и автономная область Коми.

4 декабря 1930 года состоялось чаепитие на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. С Владыкой разделили праздничную трапезу епископы Иннокентий (Тихонов), Тихон (Шарапов), весь клир церкви, все ссыльные священники, те, кто был на богослужении. Не знал Владыка, что эта праздничная трапеза в его жизни последняя, как и Рождество и Крещение того года. Арестовали его 23 января 1931 года. Плохое питание, вопиющая антисанитария подорвали и без того слабое здоровье Архипастыря. 16 июля 1931 года врач тюремной больницы констатировал его смерть. Тюремная камера стала последним пристанищем архиепископа Антония (Быстрова), тело было предано земле на Вологодском кладбище. Спустя некоторое время Владыка был перезахоронен на Ильинском кладбище. Как свидетельствует народная молва, со всеми почестями, какие смогли оказать в ту тяжкую годину любимому архипастырю.

26 декабря 2006 г. постановлением Священного Синода причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Есть такой духовный закон, который необходимо учитывать всякому, кто желает спастись. Господь через Своего апостола говорит: «Бог гордым противится, а смиренным подает благодать». Следовательно, все наши духовные упражнения должны быть направлены к приобретению смирения, через которое человек уподобляется Богу. Господь призывает: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим – покой самый драгоценный, покой мира о Святом Духе.

Но далеко не каждый готов предпринять усилия, чтобы стяжать мир сердца. Преподобный авва Дорофей говорит, что путь к смирению – это физические труды в разуме. Что это значит?

Дело в том, что отношения с Богом строятся по определенному порядку, Им же и обозначенному. Например, апостолам заповедано: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча соблюдать все, что Я повелел вам. Из этого благословения мы видим, что человек, прежде чем начать жизнь духовную, должен научиться вере, приобрести опыт жизни. Потому что вера – не теория из учебника. Вера – в практических делах. Поэтому желающие стать христианами, и предки наши, и учителя, сначала приобретали опыт веры, опыт жизни, а затем принимали величайшую благодать Святого Духа. И, учась соблюдать все, что Бог повелел, вели жизнь в заповедях Нового Завета.

Но многие кривизну ума, воли и чувств, которые приобрели в жизни вне Церкви, так и не выправили: некоторые вещи лечатся не только исповеданием, а и глубоким покаянным трудом, который Церковь именует епитимьей. Если человек не потрудился в сознании, не понес положенную епитимью, то Господь подает ему опыт промыслительного смирения, посылая болезнь или невыносимые жизненные обстоятельства. И человек все-таки несет эту епитимью, осознавая, что «достойное по грехам своим приемлю». Поэтому всякое дело, духовные ли труды или внешние занятия, по слову аввы Дорофея, нужно проводить в разуме – с мыслью: «Что я сейчас несу, это мне за мои грехи». Или: «послушание, которое мне дано, это возможность потрудиться для исцеления души, для искупления собственных беззаконий». В таком настроении человек защищает себя от всепожирающего тщеславия, когда его начинают превозносить.

И когда у человека такой настрой, то льстивые слова не прикасаются к его душе, он понимает, что это не ему, но Господу нужно дать славу.

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Первосвятитель

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: К свидетельству о Воскресшем Спасителе призван каждый христианин

Преосвященный епископ Серапион!В сей торжественный день ты сподобился принять огнеобразную Духа благодать, соделавшую тебя преемником и наследником апостольского служения в Церкви Христовой. Ныне ты вступаешь на новую стезю жизни и трудов, достойно нести которые да поможет тебе Сам Господь.

 
Церковная жизнь

О таинстве Причащения

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс