Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
20 февраля скончалась известная православная писательница Юлия Николаевна Вознесенская
Те, кто пятнадцать лет назад выходил в интернет по медленным шипящим модемам, помнят, наверное, «старый» форум cirota и его участницу под псевдонимом Бабушка Юля. Форум тот не напрасно за глаза называли «курятником» – такие нешуточные бои в нем разгорались, что только пух и перья летели. Тогда казалось, что споры только укрепляют Церковь, что «надлежит быть и разномыслиям между нами», и невозможно было поверить, что эти люди, став ведущими московскими журналистами, однажды разделятся на два фронта...
И только Бабушка Юля старалась потушить эти пожары. Ласковым словом, подходящим аргументом, устраивавшим обе стороны. Казалось, едва ли не одна она помнила о Евангельской заповеди: «Блаженны миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся».
Иногда на форум заходили люди нецерковные, чтобы написать нечто вроде: «А я в храм не хожу, там одни злые старухи». Тут же появлялась Бабушка Юля, подставляла обидчикам то левую щеку, то правую и своей кротостью разоружала пламенных «борцов с бабками».
Конечно, Юлия Николаевна Вознесенская не была рядовой церковной старушкой. К тому времени у нее вышло немало статей, стихов заграницей и в самиздате, малоизвестная повесть «Сын вождя» – о том, как уверовал в Бога несуществующий сын Ленина. Наконец, на рубеже тысячелетий в России была опубликована ее повесть – «Мои посмертные приключения».
Впрочем, для полноты рассказа придется прокрутить календарную ленту еще на 20 лет назад. В конце 70-х годов в СССР появилось полуподпольное «православное женское движение». Его участниц сначала преследовали, сажали в тюрьму за антисоветскую пропаганду, а в 1980 году выслали из страны. Самыми известными из них были 30-летние Татьяна Горичева и Юлия Вознесенская.
Сейчас изданы дневники Татьяны Горичевой «Только в России бывает весна», где она подробно описывает первые эмигрантские дни. Принимавшие их за границей люди поначалу растерялись: на Западе выражение «православная феминистка» казалось абсолютно противоречивым. Им устраивали встречи то с настоящими феминистками, то с чопорными католическими кардиналами, которые никак не понимали, почему эти женщины не хотят переходить под омофор Римского папы или хотя бы участвовать в экуменических службах. В своих дневниках Татьяна Горичева часто ворчала на Юлию, которая ведет себя «по-бабьи» – вероятно, недостаточно принципиально.
Вскоре пути Татьяны и Юлии разошлись. Горичева стала читать лекции о православной мистике и старчестве на западноевропейских языках, чем занимается и по сей день – в России ее труды практически неизвестны. А Вознесенскую с двумя маленькими сыновьями скитания привели в православный женский монастырь – Леснинскую обитель во Франции.
О жизни Юлии Николаевны в обители нам известно немало подробностей, все они перенесены в дилогию «Путь Кассандры», где герои, спасаясь от войск антихриста, укрываются в последнем монастыре. В реальности же она несла послушания рядовой монастырской трудницы. Затем матушка Афанасия, настоятельница обители, благословила ее на писательство. Так появились «Мои посмертные приключения» – художественная книга, довольно точно излагающая православное учение о мытарствах и загробной участи души. Читать «Мытарства блаженной Феодоры» людям новоначальным не под силу, и книга Юлии Вознесенской послужила отличной альтернативой, тем самым «молоком, но не твердой пищей», которая подобает переступающим церковный порог.
Знали ли Юлия Николаевна и благословившая ее матушка Афанасия, что они открывают новый жанр, новое литературное направление – «православную беллетристику»? Советская власть пала, сыновья подросли и Юлия Вознесенская вернулась на Родину, где ее ждала радостная встреча с прежними друзьями.
Вскоре вышло два ее новых православных романа – «Путь Кассандры или Приключения с макаронами» и «Паломничество Ланселота». Эта дилогия является художественной фантазией на тему Апокалипсиса, достаточно точно отражающей события и символы этой библейской книги. Однако события конца времен показаны глазами не апостола Иоанна, но обычной девушки Кассандры и ее друзей, которым в финале предстоит стать исповедниками веры. Помимо того, книга вобрала в себя множество реалий и страхов, связанных с западным обществом: людям в романе вживляются подкожные чипы, каждому, кто схватил насморк, рекомендуют эвтаназию, люди большую часть времени проводят в виртуальной реальности, воображая себя кто принцем, кто рыцарем.
Но эта книга принесла и страшное самопрогнозирующее «пророчество». Там описан последний монастырь, который до конца остается верным Церкви, все более и более изолируясь от мирской апостасии, обитатели его питаются консервными запасами и плодами сада, а потом то ли мученически погибают, то ли возносятся на Небо. Как известно, прообразом его послужила Леснинская обитель. И вот в 2007 году, когда Русская Православная Церковь объединилась со своими братьями из РПЦЗ, немногочисленные приходы не приняли этого; среди них оказались «леснянки», которые все больше изолировались, очевидно ожидая скорого конца света. Юлия Вознесенская писала им письма, пыталась вразумить, но увы, матушки отныне слушали только своего наставника – полуграмотного старца-раскольника.
Вероятно, это событие стало мощнейшим ударом для Юлии Николаевны, оглушившим ее творческий голос. Но прежде она создала детскую трилогию – повести «Юлианна». Юлианна – это Юлия и Анна, две девочки-близняшки, которых часто путают, и которые всегда готовы прийти друг другу на помощь. Мать у Юли-Анны умерла, а отец взял в жены фотомодель, по совместительству ведьму; однако девчонок выручают ангелы-хранители и воцерковленная бабушка, которая живет в деревне...
Это время ее максимального подъема. В 2003 году Вознесенская получает награду «Лучшего автора года» на конкурсе «Православная книга России». Во второй половине 2000-х годов Юлию Николаевну ждут житейские трудности. Это и уход в раскол тех, кого она считала своими сестрами, и тяжелая болезнь старшего сына Андрея – холостяка и редактора маленькой эмигрантской газеты. Юлия Николаевна вынужденно переезжает в Берлин, откуда она уже не вернется на Родину, и перестает появляться в интернете.
В это время она пишет в основном малую прозу: сборник рассказов «Утоли моя печали» – о хосписном быте обреченных больных, небольшую сентиментальную повесть «Жила-была старушка в зеленых башмаках»...
Широко рекламируется детективная трилогия Юлии Вознесенской «Графиня Апраксина», но в ней уже ощущается усталость автора, попытка писать «массовую литературу». Однако талант есть талант, его свет пробивается через любую коммерческую оболочку. В центре романов – неунывающая, но одинокая графиня Апраксина, старушка-эмигрантка, вынужденная жить в Европе тогда, когда можно свободно вернуться в Россию.
В начале 2010-х выходят последние прижизненные книги Юлии Николаевны – «Нечаянная радость», «Сто дней до Потопа» и «Эдесское чудо». Затем несколько лет имя Вознесенской ни в интернете, ни в печати не появляется, хотя ее книги в церковных лавках и библиотеках по-прежнему пользуются спросом. Юлию Вознесенскую в буквальном смысле забыли.
Вспомнили только для того, чтобы написать некролог.
Когда уходит великий писатель, читатели начинают спорить о том, чего он не успел написать. Чем закончились бы «Мертвые души»? Какова дальнейшая судьба Алеши Карамазова? О книгах Вознесенской таких вопросов, быть может и не зададут. Не назовут их шедеврами, на что Юлия Николаевна никогда и не претендовала. И все-таки нам будет не хватать ее добрых сказок, ее примирительных интонаций. Так уходят из жизни наши бабушки, такие привычные, иногда ворчливые, и пустеет дом без их забот и советов.
Как жаль, что с того света нельзя выходить в интернет! Бабушка Юля снова бы всех мирила.
Вечная память новопреставленной рабе Божией Иулии!
О. М. ДАВЫДОВ, сотрудник
Информационно-издательского
отдела Челябинской епархии,
г. Челябинск.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.