Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Иван Дмитриевич Касаткин, будущий святой Николай Японский, родился 1 августа 1836 года в Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии, где его отец служил диаконом. Окончив Бельское духовное училище, а затем Смоленскую духовную семинарию, в 1857 году Иван Касаткин поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. 24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий постриг его в монашество с наречением имени Николай. В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, 12 июля, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 13 июля, в престольный праздник академического храма, в сан иеромонаха. Затем по его желанию отец Николай был назначен в Японию настоятелем консульского храма города Хакодате.
Тогда проповедь Евангелия в Японии казалась совершенно немыслимой. По словам самого отца Николая, «тогдашние японцы смотрели на иностранцев, как на зверей, а на христианство, как на злодейскую церковь, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи».
Восемь лет ушло на то, чтобы изучить страну, язык, нравы, обычаи японцев. К 1868 году паства отца Николая насчитывала уже около 20 человек. В конце 1869 года иеромонах Николай в Петербурге доложил Синоду о результатах своей работы. Было принято решение: «Образовать для проповеди между японскими язычниками Слова Божия особую Российскую духовную миссию». Отец Николай был возведен в сан архимандрита и назначен начальником этой миссии. Вернувшись в Японию, будущий святитель передал хакодатскую паству иеромонаху Анатолию, а центр миссии перенес в Токио. В 1871 году в стране началось гонение на христиан, многие подвергались преследованиям (в том числе первый православный японец, знаменитый впоследствии миссионер-священник Павел Савабе). Только к 1873 году гонения несколько поутихли.
В тот же год архимандрит Николай приступил к строительству в Токио церкви и школы на 50 человек, а затем и духовного училища, которое в 1878 году было преобразовано в семинарию.
В 1874 году в Токио прибыл Преосвященный Павел, епископ Камчатский, чтобы рукоположить во священный сан рекомендованных архимандритом Николаем кандидатов из местного населения. К этому времени при миссии в Токио действовали четыре училища – катехизаторское, семинарское, женское, причетническое, а в Хакодате два – для мальчиков и девочек. Во второй половине 1877 года стали регулярно издавать журнал «Церковный вестник». К 1878 году в Японии насчитывалось уже 4115 христиан.
30 марта 1880 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония архимандрита Николая во епископа. Вернувшись в Японию, святитель завершил строительство собора Воскресения Христова в Токио, принялся за новый перевод богослужебных книг, составил на японском языке особый православный богословский словарь.
За подвижнические труды в годы русско-японской войны он был удостоен сана архиепископа.
К 1911 году, через полвека после того как молодой иеромонах Николай впервые ступил на японскую землю, в 266 общинах Японской Православной Церкви было 33 017 христиан, 1 архиепископ, 1 епископ, 35 священников, 6 диаконов, 14 учителей пения, 116 проповедников-катехизаторов. 3 февраля 1912 года, на 76-м году жизни, просветитель Японии архиепископ Николай мирно отошел ко Господу. Священный Синод Русской Православной Церкви 10 апреля 1970 года вынес акт о прославлении святителя в лике равноапостольных.
Как часто, оказываясь в сложных жизненных ситуациях, мы испытываем душевную тугу, беспокойство, тревогу. Мир в сердце не возвращается, и жизнь не становится легче. Правильно: «трудно идти против рожна», – сказал Господь апостолу Павлу. Трудно идти против Закона Божия, который говорит: очисти внутренния скляницы, то есть очисти состояние души, тогда и внешне будет чисто. Чтобы обрести жизненную устойчивость, необходимо помнить слова удивительного святого: «Радость моя, стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Но в первую очередь ты сам будешь жить в благодати Божией.
Недаром Паисий Святогорец пишет: «Когда кто-то отдается внешней деятельности, не достигнув еще очищенного внутреннего духовного состояния, то он может вести какую-то духовную борьбу, но иметь при этом и расстройство, терзание, ему будет не хватать доверия Богу, и он часто будет терять мир. Если он не делает добрым самого себя, то не может сказать и того, что его интерес об общем благе является чистым. Освободившись от своего ветхого человека и от всего мирского, он будет иметь уже Божественную благодать. Так что и у него самого на душе будет покой, и он будет в состоянии помочь человеку любого склада. Но если он не имеет благодати Божией, то не может ни совладать с самим собой, ни помочь другим так, чтобы результат был угоден Богу. Сначала сам он должен погрузиться в благодать, и лишь потом его силы, уже освященные, могут быть использованы для спасения других».
Не будем строить иллюзий по поводу воцарения мира во всем мире или мира в отдельно взятой семье через переоборудование внешнего. Измени внутреннее, и изменится мир вокруг.
Ваши Блаженства, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемый Владимир Ростиславович, министр культуры Российской Федерации! Матушки игумении, наши постоянные прихожане, молодежь, добровольцы, все, кто сегодня ради этого события пришел в храм!
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.