Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В чем духовный смысл праздника Сретения Господа нашего Иисуса Христа?
Событие, давшее начало двунадесятому празднику, в духовном отношении многомерно. Русское слово «встреча» не передает главного значения церковно-славянского понятия «сретение». Встречаются обычно равные. «А здесь, – как заметил митрополит Вениамин (Федченков), – более подходяще славянское слово «сретение», ибо оно говорит о выхождении меньших навстречу большему».
Событие в Иерусалимском храме имеет особую значимость. Сам Божественный Законодатель как рожденный прежде всякой твари (Кол. 1,15) и как Первенец Девы (Мф. 1,25) приносится в дар Богу. Этот символический акт является как бы началом жертвенного служения, Воплотившийся Сын Божий приносит всего Себя в жертву ради искупления человечества, с которым ранее встретился в лице святого праведного Симеона. «Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2,30–32).
Встреча Бога и человека, которая произошла впервые в Иерусалимском храме, должна стать для каждого человека его личным событием, путь спасения для каждого должен начаться со встречи с Иисусом Христом как его личным Спасителем еще здесь, на земле, прежде неминуемой встречи в последний день на Суде. Пока такая встреча не произошла, человек остается «сидящим во тьме...и тени смертной» (Мф. 4, 16).
На сороковой день после Рождества Богомладенца произошла еще одна встреча – Церкви ветхозаветной и Церкви новозаветной. Все Евангельское повествование проникнуто мотивом точного исполнения Закона Моисея: сорокадневный срок очищения, предписанный Книгой Левит (Лев. 12, 2–4), посвящение первородного сына Богу (Числ 313) символический выкуп его (Исх. 13, 13). Однако духовный центр описываемого события полностью перенесен в новозаветную историю. «Ныне» (Лк. 2, 29) означает, что ожидаемое многими поколениями время прихода Мессии пришло. Вдохновенная речь старца Симеона полна хвалы и благодарения Богу за то, что исполнились сроки обетования.
Третья встреча имеет сугубо личный характер. Для старца Симеона настал день, который он ожидал необычайно долго. Ему было ооещано увидеть Спасителя мира, Рожденного Приснодевой Марией. Праведный Симеон трудился вместе с 72 переводчиками на острове Фарос в Александрии, переводившими в 80-х годах III века до Р.Х. с еврейского на греческий Книги Ветхого Завета. Переводя книгу пророка Исаии дошел он до слов: «се Дева во чреве приимет и родит Сына» ( с. /:14). Читая их, он усомнился, думая, что невозможно, чтобы дева, не имеющая мужа, могла родить. Симеон хотел вычистить эти слова в книжном свитке и изменить слово «дева» на слово «жена». Но в это время явился ему ангел Господень и, удержав за руку, сказал: «Имей веру написанным словам, и сам увидишь исполнение их ибо ты не увидишь смерти, прежде чем не узришь имеющего родиться от чистой Девы Христа Господа». Уверовав в ангельские слова, старец Симеон с нетерпением ожидал Пришествия в мир Христа, проводя праведную и непорочную жизнь, каждый день ходил в храм и по вдохновению Божию оказался там, когда Богоматерь принесла Младенца Христа. По Преданию, старец Симеон сподобился блаженной кончины на 360-м году своей жизни.
Какие события вспоминаются в праздник Крещения Господня?
В этот день вспоминается Крещение Господа Иисуса Христа Пророком Иоанном в реке Иордане. Пророк Иоанн был праведником. С ранних лет в Иудейской пустыне он вел жизнь аскета и подвижника. Проповедью Пророк Иоанн призывал израильский народ к покаянию. Множество людей стекалось на берег Иордана, чтобы услышать этот призыв праведника. И те из них, кто раскаивался в своих грехах, в знак очищения принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало освобождение от греха после принесения чистосердечного раскаяния. Некоторые люди, полагавшие, что он не только праведник и пророк, «помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лк. 3, 15). Сам же он говорил о себе как о Предтече, то есть о том, кто предшествует Спасителю: «Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу...» (Ин. 1, 23).
Приготовление же пути, в первую очередь, означало приведение людей к покаянию и исправлению. Призывая людей осознать свои грехи, Иоанн подготавливал их к восприятию проповеди грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа. Поэтому Пророк Иоанн именуется Крестителем и Предтечей Спасителя. (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.