Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Смоленская икона Пресвятой Богородицы, именуемая Одигитрия, что значит «Путеводительница», по Преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе Антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме. Греческий император Константин IX Мономах, выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославовича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.
В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых.
В XIV веке Смоленск находился во владении литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за Великого князя Московского Василия Димитриевча. В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от Царских врат.
В 1456 году по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом икона была торжественно с Крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – мера в меру – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где со многими слезами москвичи отпускали святую икону в Смоленск.
В 1602 году был написан точный список чудотворной иконы, в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для «поновления». Список поместили в башне Смоленской крепостной стены над Днепропетровскими воротами под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802-м – каменная. Новый список воспринял благодатную силу, и когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери, обносили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. А затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.
Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрия вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск. Празднование в честь этого чудотворного образа 10 августа было установлено в 1525 году в память возращения Смоленска России.
Одна из важнейших задач в жизни человека – познать самого себя: «Кто я есть?», «Чем я живу?», «Чем я руководствуюсь в выборе тех или иных решений?». Чтобы приобрести духовный опыт, необходимо научиться разбираться в мотивах тех или иных действий, потому что именно это важно и ценно перед Богом. Именно на это смотрит Господь. Не столько на внешнее, на результат, сколько на произволение. Вот это важно: свои мотивы необходимо сверять с критериями истинности. Критерии истинности – это заповеди Божии. Поэтому так важно их знать и всегда стремиться разобраться: то, что сейчас пришло на ум и сердце, то, что хочется, – оно в русле заповедей Божиих или противно Ему?
Каждому интересно вглядеться внутрь себя и понаблюдать: какие были мысли, какие мотивы, какое желание? Схитрить, слукавить – или сохранить лицо перед детьми? А перед Богом?
Человек приобретает опыт, когда твердо полагает намерение не поступать так, как по малодушию поступил. А если получилось поступить хорошо, не забыть поблагодарить Бога: именно Его благодатной помощью, именно поддержкой и советом ангела-хранителя мы смогли преодолеть ту или иную лукавую возможность поступить по своим желаниям вопреки заповедям Божиим.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.