Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (748) → Архистратиг Михаил

Архистратиг Михаил

№43 (748) / 11 ноября ‘13

Наталья Николаева, г. ЕкатеринбургСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил

«Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила Архистратига против силы дьявола»

Макарий (в миру Михаил), митрополит Московский. Великие Четьи Минеи

Весь ангельский мир, созданный еще до сотворения всего видимого мира и человека, наделен великими совершенствами и дарами. Ангелы, имея свободную волю, при злоупотреблении своей свободой могли впасть в грех. Это и произошло с одним из верховных ангелов – Денницей, который открыл в себе источник зла и гордости и восстал против своего Творца.

Духовный мир поколебался, и часть ангелов последовала за Денницей. В этот момент из ангельской среды выступил Архистратиг Михаил и обратился ко всем ангелам: «Никто как Бог!» («Никто не равен Богу!»). Этими словами он признал Единого Бога, Творца и Властителя всей вселенной.

Святой Архангел Михаил – главный Архангел. В Православии его называют Архистратигом – главнокомандующим святого воинства Ангелов и Архангелов, стоящих на страже Божия Закона. Архистратиг Михаил – покровитель и соратник людей, верных Богу, противостоящих силам зла.

Празднование 21 ноября Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе.

19 сентября совершается празднование в воспоминание чуда Архангела Михаила в Хонех (Колоссах). Во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный Архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. В этом храме 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Архипп начал молиться Архангелу Михаилу о предотвращении бедствия, и тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремился поток воды. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны («расселина, отверстие»).

В Волоколамском патерике (XVI в.) повествуется о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя. Бог и Богородица защитили город явлением Архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сей ми възбрани поити на Великий Новъгородъ».

В иконописи Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьем в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. На более поздних иконах Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью, на которой начертан червленый крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Начиная с XII века изображения Архангела Михаила появляются в композиции Страшного Суда, он изображается грозным воином с весами, одну чашу которых пытается перевесить дьявол. Иногда Михаил изображался как сопроводитель душ умерших на Страшный Суд, взвешивающий грешные и праведные дела людей, и может быть представлен как Архистратиг Сил Небесных, облаченный в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Архангел Михаил часто изображается на северных дверях иконостаса, в деисусном чине иконостаса и в составе ангельского деисуса.

В христианстве Михаил – один из самых почитаемых библейских персонажей. К Архангелу Михаилу обращаются с молитвами об исцелении. Это связано с почитанием Михаила Архангела как победителя злых духов, которые в христианстве считаются источником болезней.

 
Церковная жизнь

Об иконах

Продолжение. Начало в № 42 (747) В чем различие между православной иконой и картиной? – Картина – это созданный творческой фантазией человека художественный образ, поэтому она является своеобразной формой передачи мироощущения художника. Картина – это земное изображение. Церковь неотмирна, и иконография как творчество сугубо церковное, в отличие от картины, обращена к тому, что выше земного, временного и субъективного.

 
Читаем Ветхий Завет

Служитель слова, не остающегося бездейственным

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

Пророчество – иное призваниеМы начинаем беседы, посвященные ветхозаветным пророкам.Сначала надо четко уяснить, кто такой пророк на языке Священного Писания. Это особенно важно в наше время духовной всеядности и распространения различных ложных мистических практик.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс