Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
После смерти Ивана Грозного (1584), его сына Дмитрия (1591), сына Федора I Иоанновича (1598) правящая династия пресеклась. В 1598 году на трон был возведен Борис Годунов, началось Смутное время.
Поляки и шведы вторглись в Россию. Для Московского престола был приготовлен и кандидат в «русские цари» – наследник польского королевского дома Владислав IV. В условиях полного беспорядка вся власть в Москве с 21 сентября 1610 года сосредоточилась в руках бояр-изменников (т.н. Семибоярщины) и польского коменданта Гонсевского. Согласно тайным инструкциям Рима дело вели к подчинению Русской Православной Церкви папе Римскому. Была составлена и грамота от Семибоярщины, где говорилось, что Московское государство «отдается на волю польского короля». Дело оставалось лишь за тем, чтобы подпись свою на грамоте поставил Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. «Нет. Подписи на вашей грамоте в присягании польскому королю не сделаю и вам не повелеваю. Всех благословляю умереть за Православие, но только не отречься», – ответил Патриарх. Грамота без подписи Патриарха была незаконна. Бояре говорили народу, что Патриарх в мирские дела не должен вмешиваться. Народ отвечал: «Изначала у нас в Российском государстве так велось: если великие земские или государтвенные дела качнутся, то государи призывают к себе патриархов и митрополитов и с ними советуются. Без их совета ничего не решают. Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у нас человек начальный. Без него о таком великом деле говорить непригоже. Нам теперь без Патриарших грамот, по одним боярским, ничего делать нельзя».
Жители Ярославля писали к гражданам Казани: «Ермоген стал за веру и Православие и нам всем велел до конца стоять. Если бы он не сделал сего досточудного дела, погибло бы все». Ермоген рассылал во все города грамоты, призывая Россию подняться на свое освобождение. Эти грамоты имели огромную духовную силу и пробудили народ. 1 мая 1611 года поляки заточили Патриарха в подземелье и начали морить голодом. Тогда с призывами объединиться и пойти на защиту Отечества стали рассылать русским городам свои грамоты монахи Троице-Сергиевой Лавры во главе с архимандритом Дионисием. Призывы Церкви были услышаны. Нижегородский купец Кузьма Минин отдал все свои сбережения на сбор народного ополчения. Его примеру последовали сотни других русских людей. Возглавил ополчение князь Димитрий Пожарский. К Москве потянулись народные дружины. По совету Патриарха Ермогена, из Казани в ополчение Минина и Пожарского была взята святая Казанская икона Пресвятой Богородицы. 17 февраля 1612 года Патриарх Ермоген, не дождавшись освобождения, умер от голода в подземелье Чудова монастыря.
Осенью 1612 года русское ополчение было уже под Москвой. Однако пробиться в столицу не удавалось. И тогда ополченцы наложили на себя строгий трехдневный пост, усилив при этом молитву Царице Небесной перед Ее Казанской иконой.
22 октября 1612 ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божией Матери. 26 октября командование польского гарнизона подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц; на следующий день гарнизон сдался.
В память о сем событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконы.
В 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время Всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе во всех городах во все годы.
В 1652 году останки Патриарха Ермогена по повелению Патриарха Московского Никона перенесены из ветхой гробницы в Чудовом монастыре в Большой Успенский собор, где они пребывают и ныне. Прославлен Патриарх Ермоген в лике святых в воскресенье 12 мая (25 мая по новому стилю) 1913 года (год 300-летия Дома Романовых), как священномученик.
4 ноября, в День народного единства, начиная с 2005 года, в разных городах нашей страны проходят крестные ходы, митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
– Сегодня нам необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы не было смуты в сознании, – рассказывает иерей Николай Пантелеев. – И сегодня есть люди, которые, подобно некоторым московским боярам, предлагают нам неприемлемые рецепты для «модернизации» жизни. Но не могут приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность. Не должны разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни человека. 4 ноября мы начинаем с богослужения, будем молиться Царице Небесной перед ее образом Казанской иконы о том, чтобы Она покрывала землю нашу, чтобы укрепляла нашу веру, чтобы помогала сохранить всегда независимой, устойчивой жизнь нашего Отечества. Верим, что Царица Небесная приклонит милость ко всем нам. Чтобы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, потребность в этом. Для всех нас этот день – не только Праздник Казанской иконе Божией Матери и день памяти священномученика Ермогена. Это и день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага через объединение народа, через создание гражданского общества, через национальное возрождение.
По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, 4 ноября 2013 года в Екатеринбурге состоится общегородской Крестный ход в честь праздника Казанской иконе Пресвятой Богородицы и Дня народного единства. Всех жителей и гостей города Екатеринбурга приглашают 4 ноября стать участниками архиерейского богослужения и Крестного хода.
«Современный город – чемодан с двойным дном», – сказал кто-то из современников. Вроде много нас в городе, да только при этом «человек человеку – бревно» (это уже другой современник). Каменные джунгли и лестничные площадки, превратившиеся в клетки, – даже имен соседей по бывает, не знаем…
Продолжение. Начало в № 34 На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Расскажите, пожалуйста, о своем распорядке дня и уставе вашего монастыря. – У нашего монастыря почти такой же распорядок, как и у других монастырей Святой Горы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.