Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (718) → Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее

Бог смотрит не на внешнее, а на внутреннее

№13 (718) / 1 апреля ‘13

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Учитесь уповать на Бога
Протоиерей Евгений Попиченко

25 марта – память преподобного Феофана Исповедника

Святой был прозван Сигреанином по месту Сигрея, откуда происходил родом. Родственник царя Льва Исаврианина и его сына Копронима, он обладал огромным богатством. Но все это для Феофана потеряло свою ценность, когда в его душе воцарился Господь. Тогда он начал противиться даже женитьбе, а когда его все-таки заставили вступить в брак, ему удалось вразумить свою невесту, чтобы жить целомудренно, как брат и сестра. Как только скончались его родители, его супруга ушла в один монастырь, он в другой; его обитель располагалась в горах.

Некогда богатый Феофан в монастыре проводил жизнь последнего нищего, и все дивились такой в нем перемене. Так как стал он известным за свою крепкую веру, воздержание и рассудительность, то был приглашен на VII Вселенский Собор в Никее, на котором было утверждено почитание святых икон. За великую чистоту и целомудрие Бог наградил его даром чудотворения, лечил он болезни, особенно болезни души. Обо всех недужных и нуждающихся молился он Богу и своей молитвой помогал им. И лишь когда сам разболелся, долго страдал, не захотел вознести молитву Богу о своем выздоровлении, но терпел болезнь с благодарностью.

Когда наступило гонение на иконы в правление Льва Армянина, святой Феофан был приведен в Царьград и брошен в темницу, где два года провел в притеснениях, муках и уничижениях. После этого царь отправил его в заточение на остров Самофракию, что святитель раньше и провидел своим духом, о чем и сообщил стражам. Прибыв на остров, он прожил всего 23 дня и преставился ко Господу, дабы воспринять заслуженный им венец славы.

Тогда человек приходит в Церковь и вдохновляется жизнью духовной (а ею невозможно не вдохновиться – душа только здесь, в Церкви, чувствует истину, чувствует свое, родное: то, что за пределами Церкви, церковного опыта и мировосприятия, поражено смертью, тлением, разрушением, грехом. И хоть человек и пытается этим питаться, но душа – как и тело, которое питается разного рода суррогатами, – начинает страдать, потому что душа только Богом одним и живет. Когда человек выныривает из житейского моря всякого рода соблазнов и грехов и вдыхает свежий воздух христианства, он понимает, что всю жизнь его искал. Но это, конечно, при условии, если человек живой. Потому что духовно мертвый удовлетворен мертвой пищей) – так вот, человек вдыхает и устремляется всеми силами к Богу. Здесь очень важна трезвость и очень важно, чтобы рядом оказался добрый, мудрый советчик. Как говорил преподобный Иоанн Лествичник: «Увидите молодого, возносящегося к небу, дерните его за рясу, чтобы он упал и все-таки встал на ноги на земле», потому что чем выше человек вознесется, тем больнее падать. Как известно, вера от слышанья, а слышанье от слова Божия, которое, как животворящая роса, разлито в святоотеческих творениях. И великая трагедия современного человека – он разучился читать, подчас механически воспринимает даже самую важную информацию (и то сказать: достаточно набрать на компьютере правильное словосочетание на любую тему, и Википедия даст разные объяснения самому сложному процессу – где уж тут увлечься художественной литературой, классикой, полюбить чтение, находить время для этого удивительного процесса?). А без чтения невозможно постичь духовную жизнь.

Но даже любящий читать человек, входя в многообразие духовной церковной жизни, понимает, что здесь нужен кормчий: за последние 20 лет было напечатано столько духовной литературы совершенно разного уровня, что неопытный может, «вкусив твердой пищи, испортить себе желудок». Как святитель Игнатий пишет: «Разному устроению, разному образу жизни необходимо и разное духовное чтение». Если человек живет в миру, то ему полезней читать труды тех отцов, которые находились в общественном служении и в соприкосновении с этим миром. Инокам полезно читать труды преподобных подвижников, отшельникам – труды отшельников, чтобы не получилось так, что вдохновенный духовный младенец воспримет для себя пример образа жизни Иоанна Лествичника, Григория Синаита и прочих великих подвижников и начнет в своей жизни экспериментировать, пытаясь перепрыгнуть несколько ступенек естественного духовного развития, – если неподготовленный спортсмен рискнет поднять тяжелый вес, он может надорваться. Поэтому один из важнейших принципов духовной жизни, который надо усвоить, – найти свою меру, чтобы, с одной стороны, была некоторая напряженность, а с другой, чтобы не было надрыва. И не обязательно подражать подвигам великих пустынников, отшельников – для нас они сейчас недоступны, слишком немощным стал человек. И не нужно смотреть, как это будет выглядеть в глазах других людей, потому что суд человеческий – весьма пристрастный.

Вот ситуация. Некто, придя в монастырь, тем не менее, свою жизнь проводил не вполне аскетически – у него был мягкий диван, у него был слуга. Как-то к нему заглянул его собрат, увидел и соблазнился: как монах таким образом себя ведет? На что его наставник совершенно разумно заметил: ты кем был до прихода в монастырь? – Я был крестьянином. – Ты спал на кровати? – Нет, я спал на полу, на коврике. – Кушал регулярно? – Нет, от случая к случаю. – Вот видишь, ты, придя в монастырь, получил некоторые льготы по сравнению с той жизнью, которая у тебя была до этого, а он до монашества был вельможей при дворе, у него было много слуг, весьма роскошно питался и весьма мягко спал, сладко пил, а, придя в монастырь, он сделал значительно шагов вниз, и ему в этом гораздо сложнее, чем тебе. Бог смотрит не столько на внешнее, сколько на внутреннее, и его подвиг по сравнению с твоим больше.

Так и нам с вами, дорогие мои, нужно внимательно прислушиваться к себе, смотреть на свои обстоятельства жизни, свою силу физическую и душевную, и стараться жить по совету, обязательно читая духовную литературу, но соотнося ее со своим положением. Помогай нам все Господь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Учитесь уповать на Бога

Протоиерей Евгений Попиченко

7 апреля – Благовещение Как бы нам с вами, дорогие мои, воспринять образ души Марии, Которая смогла так устроить Свою жизнь, что стала парусом, улавливающим дуновение Воли Божией… Каждый человек должен обязательно приобрести это свойство: научиться слышать и слушаться Бога, доверять Ему.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс