Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (698) → «Грех ереси не смывается даже мученической кровью»

«Грех ереси не смывается даже мученической кровью»

№41 (698) / 29 октября ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Мир тебе, страдаличе Христов!
Протоиерей Евгений Попиченко

10 ноября – память святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Великий проповедник, писатель, подвижник родился близ Киева в 1651 году, а упокоился на молитве в 1709 году. Помимо многих достославных и назидательных сочинений, святитель перевел и издал «Жития святых», что принесло ему особую известность в народе Божием. Святитель Димитрий был епископом святоотеческой закалки: не только сам писал прекрасные и поучительные книги, но был изрядным постником и молитвенником, чем показывал достойный пример своей пастве; отличался таким смирением, что даже семинаристов, воспитанников своей семинарии, просил молиться о себе Богу. Когда слышался бой часов, отмеряющих время, святитель вставал на молитву и читал «Богородице Дево, радуйся!». Когда его посещала болезнь, что бывало нередко, он просил семинаристов, чтобы каждый из них пять раз прочитал за него молитву «Отче наш», помышляя о пяти язвах Господа Иисуса Христа.

Однажды явилась ему святая великомученица Варвара и с улыбкой спросила: «Почему ты молишься по-латински?» (почему молишься Богу кратко?). От этой укоризны, хоть и кроткой, святитель Димитрий впал в великую скорбь. Но великомученица ободрила его, сказав: «Не бойся». В другой раз явился ему святой мученик Орест, именно когда святитель Димитрий составлял его житие, и поведал: «Претерпел я большие страдания за Христа, нежели ты описал» и, открыв ему язву на левом боку, засвидетельствовал след от раскаленного железа, затем, протянув ему левую руку, сказал: «Здесь мне сделали надрез», наконец, показав ему ногу выше колена, молвил: «Это место рассекли мне косой». Когда святитель Димитрий размышлял, святой ли это Орест из пяточисленных мучеников, явившийся ему святой, прочитав его мысли, ответил: «Не из пяточисленных я мучеников, а тот, чье житие ты написал сейчас».

Вопрос святой великомученицы Варвары был не упреком святителю. Господь послал святую не чтобы исправить какой-то несовершенный образ молитвы, нет. Вопрос был задан по существу, потому что общение с Богом возможно таким образом, который Господь о себе открыл. Апостол Павел так и говорит: «В нас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе». Каждый человек, который хочет взойти к богообщению или достигнуть цели жизни христианской – святости или обожения, должен стать, как говорит Клайв Льюис, «маленьким Христом» с теми же чувствами, с тем же отношением к миру, к людям, к Отцу Небесному. И таких «маленьких Христов» в жизни достаточно – это святые. Они достигли богообщения, обожения, а путь к этому один – православная аскетика. Другим образом святость не достигается. И поэтому с экрана телевизора (например, в программе «Церковный календарь») звучит, что ересь это не просто какие-то рациональные заблуждения, все очень серьезно: ересь – это грех гордости, повреждение человеческого духа, искажение понятий о Боге, нарушение Богом установленного пути ко спасению. Всякая ересь оставляет отпечаток на духе того народа, который эту ересь исповедует. Услышав эти слова, человек должен обеспокоиться и начать изучать святых отцов, гениев, которые, пройдя этим путем, достигли цели жизни человека.

Мы живем в необыкновенное время. Человеку нельзя сказать что-то о нем самом, потому что это будет звучать, как говорится, не политкорректно. Скоро педофилу нельзя будет уже сказать, что он педофил, – не политкорректно. А потом наркоману – что он наркоман, убийце – что он убийца.

И убийство, и наркомания, и пьянство, и гомосексуализм, с точки зрения Бога, Который создавал человека и знает, что человеку полезно, а что смертельно опасно, – смертные грехи. И что люди, живущие так, Царство Божие не наследуют, они извращают свою человеческую природу. А люди, стремящиеся к толерантности, хотят, чтобы грех был законом признан и не было никаких ограничений. Но сегодня у меня нетрадиционная ориентация, завтра у меня смещение отношений по возрасту, послезавтра еще что-нибудь – зло на месте не стоит, оно всегда направлено на завоевание, чтобы человека сначала сделать животным, потом демоном, а потом наследником вечного царства смерти.

Путь политкорректности может довести до абсурда. Человека нельзя назвать больным – у него ограниченные возможности, женщину нельзя будет назвать женщиной, или, по крайней мере, выразить ей свое уважение и почтение – это будет расцениваться как попытка унижения по половому признаку. В Европе давно уже последовательницы феминистических движений возмущаются, когда, например, в транспорте им уступают место или пропускают вперед: это якобы оскорбляет их женское достоинство. А потом нельзя будет сказать человеку, что он совершает грех, – это не будет звучать политкорректно, толерантно.

Но истина не перестает быть истиной. Слово Божие острее всякого меча обоюдоострого. Господь так сказал, и стало так – потому что Он Бог. Бог-то уж точно не политкорректен: Он есть Сущий, Он знает, что приближает к Нему, что отдаляет, а что навсегда лишает человека возможности быть с Ним.

Грехи ереси лишают человека возможности быть с Богом, потому что Господь четко выразился: «Всякая хула простится, даже на Сына Человеческого, но на Духа Святого хула не простится ни в сем веке, ни в будущем». Как раз к хулам на Духа Святого относится искажение истины. Именно поэтому авва Агафон, когда к нему приходили испытать монахи, говоря: «Отче, ты, наверное, блудник, или сребролюбец, или чревоугодник», он говорил: «Да, все это я» – «А мы знаем, что еще и еретик», и он говорил: «Нет, я не еретик» – те грехи так или иначе присутствуют в человеке, но ересь разрывает связь человека с Богом, искажает, повреждает истину. И «грех ереси не смывается даже мученической кровью», говорил Киприан Карфагенский. Это один из самых страшных грехов современности.

Когда человеку ставят диагноз «рак», можно обижаться, можно возмущаться, но если это есть, значит, нужно что-то делать, искать врача, пытаться бороться – с болезнью, а не с врачом, который только диагноз поставил. Бороться с грехом надо исходя из того опыта и знаний, которые есть в Церкви.

Давайте крепко об этом подумаем, дорогие мои.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
Церковный календарь

Мир тебе, страдаличе Христов!

Протоиерей Евгений Попиченко

8 ноября – память святого великомученика Димитрия Солунского Святой великомученик и чудотворец родился в Солуни, в благородной, благочестивой семье, вымоленный у Бога бездетными родителями; Димитрий был их единственным сыном

 
Архипастырь

Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости

Беседу митрополита Афанасия Лимассольского «Переход через пустыню, или Как пережить период духовной сухости» перевели с греческого языка сестры Ново-Тихвинской обители, несущие послушание в греко-славянском кабинете.

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс