Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
«Народная икона» – явление, отношение к которому не всегда однозначно. Авторы – простые крестьяне, создававшие ее в радостной любви к Богу, в личном благочестии, и обладавшие определенным талантом (в деревне всегда встречаются одаренные люди), но не знавшие и не соблюдавшие строгих канонов. На Урале многие храмы, к примеру, расписывались доморощенными живописцами. Хотя краски и настроение «народной иконы» юга Российской империи были, конечно, не в пример радужней.
Техника изготовления икон на стекле в Украине, в отличие от Западной Европы, где их аналогами были витражи, или от Словакии, Румынии, Польши, освоена только в XIX в. Однако вскоре, в XX в., во время антирелигиозных кампаний советского времени, стеклянная народная икона была практически уничтожена. Тогда их просто крушили – даже в музеях; еще и сейчас на многих репродукциях видны эти уродливые рубцы.
Чаще иконы на стекле встречались на Буковине, в Закарпатье, в некоторых районах Галичины и Волыни. На стекле народные художники изображали не только святых, Богородицу или Христа, но и разнообразные сценки из народной жизни. Самые распространенные сюжеты – это св. Николай, Юрий (св. Георгий) на лошади, проезд пророка Илии небом, святые Параскева Пятница, Варвара, Екатерина, Покров Богородицы, притча о богаче и убогом Лазаре.
Технология создания икон на стекле была очень простой, ее легко можно было изучить. Иногда на стекле даже не рисовали, а просто наклеивали определенную репродукцию. Секреты стеклянных икон передавались от отца к сыну, ведь это было семейным делом. Фигуры и лица святых рисовали мужчины, а женщины и дети дописывали фон, цветы, наряды. Порой стеклянные иконы покупали в магазинах, освящали в церкви, приносили в дом, ставили на «богивку».
В последнее время интерес к стеклянной «народной иконе» вызвал к жизни целое направление религиозной живописи, где порой появляются произведения, стилизованные под «народную икону», а иногда создаются и сами иконы, выполненные в этой удивительной технике.
Самый известный самодеятельный художник, который создал уникальную, искусную стеклянную иконопись, – Иван Сколоздра. Много и профессиональных художников работали в этой области. Художественные средства иконы на стекле пытались возродить львовские художники Ярослава Музыка и Маргарита Сельска, керамик Роман Петрук, ужгородская художница Надежда Кириллова, на Гуцульщине работал мастер Петр Столащук. Во Львовском крае художник Тарас Лозинский сделал из стекла даже целый иконостас.
С 2001 года начала осваивать этот жанр и киевская художница Галина Кузьменко-Кузнецова. Ее живописные, оживленные, радостные произведения хранятся в частных коллекциях, украшают часовни и церкви.
– Где Вы научились писать иконы на стекле?
– Особых традиций написания иконы на стекле нет, никаких специальных технических нюансов знать не надо. Начала сама, по наитию. Единственно, на первых порах тушь на стекле растекалась. Но потом моя подруга в Харькове, которая также писала иконы на стекле, подсказала, что надо покрыть стекло тонким слоем желатина.
Остальное делается по наитию – где-то что-то встретишь, так постепенно и осваивала дело, разбиралась в нем. К примеру, однажды увидела румынскую картину, так там иконописец держит в руках кисточки, так я узнала, что румыны используют при рисование «скляных» икон кисточки, а вот в Украине работают с тонко заточенным гусиным пером.
В такой теме, как иконы на стекле, приходится все додумывать самой, потому что книг написано очень мало, в основном альбомы, да и те нередко на французском или на румынском. Из многих этих книг я и беру сюжеты – много румынских тем.
– А какие краски Вы используете?
– Сначала делала масляными красками, но масло долго сохнет. Сейчас использую гуашь и темперу. В народных иконах использовали масло, и оно то же долго сохло – написано, что месяцами.
– Поделитесь технологическими тонкостями, или это профессиональный секрет?
– Конечно, поделюсь, да и секрета здесь никакого нет. Это дело научаемое, освоит любой человек, хоть немного одаренный художественно. На стекло может накладываться 3–4 слоя. Сначала делают обводку пером. Потом делаем объемчики – по ручкам, лик, а затем белой красочкой закрашиваются все внутри контура – тела, платье. Фон рисуется отдельно. Конечно, рисуется все зеркально, порой под стекло на место нимба подкладывают фольгу.
– Сверху покрываете лаком?
– Да, я делаю лак, потому что рисую темперой и гуашью, чтобы как-то рисунок закрепить. Хотя сохраняются стеклянные иконы хорошо, они долговечные. А в народе масляной краской красили, и лак уже был не нужен.
– Где можно было встретить иконы на стекле в народе?
– Где угодно, даже в еврейских лавках. Были скупщики, которые ходили по селам и скупали иконы. Они и так недорого стоили. А когда оптом, вообще за бесценок отдавали.
Мне технология народной иконы напоминают современный ксерокс, потому что они делали очень много и очень быстро. Бралась картиночка, на нее накладывалось стеклышко и очень быстро делался рисунок. Второе стекло – опять отпечаток.
Что поражает в народных иконах, так это легкие витиеватые линии, они как танцуют, они воздушные, сказочные, такой легкости, кстати, добиться очень трудно. Я только сейчас чувствую, когда сделала уже довольно много икон, что линия пошла свободнее.
– Первые Ваши иконы были в крестильне, в барабане под куполом. Вы не могли бы подробнее рассказать об этом?
– Это была часовня-крестильня при храме Димитрия Солунского в селе Кривец Черкасской области, архитектор Юрий Кузнецов, а построена она в 2001 году. Заказчиком было частное лицо.
В барабанчике было восемь окошек, и там я изобразила четырех евангелистов и четырех херувимчиков. Тогда я не знала еще, что надо тонким слоем желатина покрывать, что только я со стеклом не делала – и святой водичкой даже на него капала. Конечно, с моей стороны это было самозванством – взяться за такое.
А освящение часовни было богатым – привезли хор из Лавры, целый автобус певчих. Сделали сельские бабушки торт в виде часовни. У меня с тех пор появилась идея, хорошо бы расписать внутри храм в стиле народных икон из стекла. Пока это задумка, наверное, время не пришло ей осуществиться.
– Какие Ваши любимые цвета?
– Красный, желтый, синий – основные открытые цвета. Сложных цветов в народных иконах нет, они кажутся нам сложными из-за того, что выцвели да выгорели. Раньше краски не смешивали. Еще народные умельцы делали заплывы краски на краску, к примеру, белая краска могла выходить за лицо, что давало красивый эффект. Они покрывали довольно широко, выезжая за контур, чего я пока боюсь делать, нет пока лихости народной.
– Где сейчас можно чаще всего встретить такие произведения?
– Сейчас место «народной» религиозной живописи – не церкви и даже не дома, а в собраниях коллекционеров, искусствоведов и эстетов, то есть такие «божьи стекла» во многом потеряли статус сакрального и превратились просто в эстетику.
– Вы считаете, что в храмах иконы на стекле не будут ставить?
– Нет, почему же, ставят, но не часто. Я, к примеру, подарила священнику из Ивано-Франковска, он повесил, и все время мне говорит: «Висит Ваш Николай, Галина-матушка». А второй священник – румын, совпадение такое, так он вообще счастлив, потому что Никола тот румынский оказался.
35 лет назад, 16–17 сентября 1977 года в Свердловске был снесен дом инженера Ипатьева, в котором в ночь на 17 июля 1918 года кротко и смиренно, подражая Христу, претерпели мученическую кончину Помазанник Божий Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна
О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.