Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (694) → Духовный оазис

Духовный оазис

№37 (694) / 30 сентября ‘12

Наталия Шустова, ЕкатеринбургПаломничество

8 октября – преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (†1392)

11 октября – память преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии († ок. 1337), родителей преподобного Сергия Радонежского


На земле преподобного Сергия

Поистине, вся земля вокруг Свято-Троицкой Сергиевой обители освящена духом преподобного. Окрестности Лавры – Гефсиманско-Черниговский скит, города Радонеж и Хотьково, источник Гремячий ключ – встретили нашу паломническую группу из Екатеринбурга по-отечески.

Ведет вера

Тут нужно небольшое отступление, чтобы описать важный момент для тех, кто собирается в паломничество. Что ожидает путников? Ежедневные испытания и искушения. Паломники отличаются от обычных путешественников, возможно, лишь тем, что есть у них некий изначальный импульс, духовная потребность встречи со святыми местами, а земная их суть остается той же. Одного желания бывает недостаточно, трудно рассчитать заранее свои силы. В дороге могут быть всякие осложнения – и неблагоустроенные стоянки, и многокилометровые пробки, и духота, и тряска, и неудобства во время ночного сна в автобусных креслах, и пустые светские разговоры, отвлекающие от молитвы. Прибавьте к этому длительные пешие переходы с вещами от автобуса до корпусов келий, отсутствие горячей воды в монастырских гостиницах, очереди в трапезных, сухие пайки…

Все это приходится терпеть. Ради чего? Ради чего люди (чаще всего пожилые, самой старшей нашей паломнице было 84 года) готовы были сносить все эти лишения? Помогала вера в то, что Господь не оставит. Надо заметить, что обычные земные люди в приближении к святым местам всегда преображались, вспоминая, ради чего они тут находятся. И в первую очередь это начинало сказываться во взаимоотношениях. Приходило понимание главного: свой земной путь человек совершает не один – рядом всегда есть люди, готовые помочь.

У святых могил

Мы едем за 16 км от Сергиева Посада в небольшой город Радонеж, что в 5 км от Хотькова. Выходим из автобуса у Покровского храма, на высоком и крутом берегу оврага, по дну которого течет речка, и сразу оказываемся в духовном оазисе. Далеко простираются пологие холмы с плоскими вершинами, за ними темнеет густой лиственный лес. Спускаемся по тропинке в овраг по указателям «К источнику». Крутая лестница ведет вниз, там безветренно и сохраняется совершенно особый теплый климат. Нам, уральцам, особенно в диковинку видеть вокруг спелые дикие сливу, вишню, смородину, малину, красные крупные яблоки и облепиху – и можно весь этот августовский урожай собирать! Под ногами – душица, можно собрать для чая. Такая вот благодатная земля – все растет само собой. Несколько купелей для обливания у речки радуют взор. По ним расходится наша команда паломников.

Немного истории. В XIV веке поселения Радонежское и Хотьково были крупнейшими на северо-восточной границе Московского княжества. Здесь, на холме, в излучине реки Пажи, размещалась укрепленная усадьба княжеского наместника, задачей которого было призывание в округу переселенцев за счет предоставления для них от имени князя различных льгот. Частые татарские набеги на богатые центральные области и города Владимиро-Суздальской земли вынуждали народ переселяться на малообжитые лесные окраины. Сюда в 30-е годы XIV в. из Ростова перебралось сразу несколько семей, в том числе семья боярина Кирилла. А незадолго до смерти, в 1337 г., Кирилл и его жена Мария приняли постриг в Покровском монастыре «на Хотькове» и были погребены в нем. Боярин Кирилл – это не кто иной, как отец будущего Троицкого игумена преподобного Сергия Радонежского, в миру Варфоломея.

Покровский монастырь относился к типу, характерному для средневековой Руси. Это так называемый «мирской монастырь». Такие монастыри создавались общиной, которая распоряжалась монастырской казной, выбирала священников, отводила им землю для ведения хозяйства, чтобы «было где постричься в старости и при смерти «устроить душу» посмертным поминовением. Нет точной даты основания Покровского монастыря, нет сведений об основателе, ведь основал его не князь, не архиерей, а крестьянский мир. Об этом говорит и то, что в нем проживали как мужчины, так и женщины; в нем не было игумена или игумении, а руководил повседневной жизнью простой священник. Боярин Кирилл и его жена Мария были к тому времени разорены, да и не желали престарелые родители расставаться друг с другом и с сыновьями.

Мирской монастырь, такой уютный, не мог соответствовать высоким представлениям об истинном иночестве их младшего сына – Варфоломея. Поэтому он, оплакав родителей, погребенных у Покровской церкви, ушел «на взыскание места пустынна», которое и обрел в глухом углу Радонежской волости, на холме Маковец. Здесь он принял монашеский постриг с именем Сергий, здесь основал монастырь, коренным образом отличавшийся от Покровского «на Хотькове». Получается, что новый Троицкий монастырь, будущая Троице-Сергиева Лавра, был основан в этой же Радонежской волости. Ввиду этого за преподобным Сергием и закрепилось имя «Радонежский»...

Итак, собираемся с духовными силами, чтобы должным образом настроиться на встречу с местом упокоения родителей преподобного Сергия. Входим в Покровскую церковь, которую правильнее было бы называть соборной церковью или собором, поскольку она главная в монастыре. Надгробия над могилами родителей преподобного находятся под деревянной резной золоченой сенью. На гробницах Кирилла и Марии в серебряных чеканных ризах помещаются их иконные изображения в схимах в рост, а в головах – троичные образа, тоже в чеканных серебряных ризах. За символическое пожертвование можно взять с собой маслице от лампад с могил родителей преподобного Сергия.

В стороне от Преображенской церкви, на небольшом холме, современными подвижниками установлен памятный знак преподобному Сергию Радонежскому. Трехметровая фигура старца в монашеском одеянии застыла в молитвенном предстоянии. Внутри фигуры в нише скульптор расположил фигурку мальчика Варфоломея, словно бы окормляемого старцем. Варфоломей смотрит поверх радонежских холмов. В руках он держит резную икону, в центре которой, в круге, изображена ветхозаветная Троица. У основания холма – камень с надписью: «Сергию Радонежскому благодарная Россия». Чувствуется невидимое присутствие ангелов на этом месте и постоянное пребывание преподобного.

Поневоле посещает мысль: какими надо было обладать душевными силами и качествами, чтобы воспитать такое святое дитя – будущего игумена земли Русской, преподобного Сергия Радонежского! Преславнии чудотворцы и угодницы Господни, преподобнии Кирилле и Марие! Молите Бога о нас!

Целебный источник

Следующая остановка на нашем пути – село Малинники, источник Гремячий Ключ. Он находится в 10 км от Сергиева Посада на автобусе – и еще около 5 км пешим ходом. Это такое благодатное место, что туда стремятся в любое время года. Проселочная глинистая дорога, заморосивший внезапно дождик – и мы слегка приуныли: зонтов и плащей ни у кого не было. Стараясь всех приободрить, кто-то сказал: «Купаться так купаться. Все равно мокнуть!», но летний теплый дождик вскоре перестал.

Источник Гремячий Ключ свое название получил за то, что в тиши полей очень шумно низвергается по склону высокой горы целый каскад водных струй, рожденных родниками в верховьях. Высота всего водопада – 25 м, поэтому сила падения воды значительная, отсюда и грохот ее, слышный издалека. В этих местах останавливался сам преподобный Сергий Радонежский и молился за объединение земли Русской, и во время его молитвы пробился в горе источник. Ежедневно сюда приезжают до 1000 машин со всей округи. Здесь все изготовлено из дерева, все вымощено деревянными мостками, которые приподняты над землей, и даже желоба, по которым течет вода, тоже выдолблены из стволов деревьев. Чьи-то заботливые руки изваяли над струями несколько закрытых купелей, в которых можно просто облиться. Некоторые паломники предпочитают такие купели, кто-то в них просто переодевается, чтобы потом окунуться в деревянной открытой купели. Самая большая из них изваяна по принципу бревенчатого сруба глубиной примерно полтора метра. Говорят, температура воды в ней постоянная и зимой, и летом: + 6о С.

Замечено, что эта чистейшая родниковая вода обладает целебными свойствами, исцеляя от самых разных болезней. Как гласит надпись на щите: «Те из вас, кто пришел сюда за исцелением, не забывайте, что исцеляет не вода, а благодать, вода – лишь проводник ее, как и вся окружающая источники природа. Исцеление нисходит к нам по молитве. Степень вашей веры, искренность покаяния и благостность намерений определит меру вашего получения. Стучите, и откроется вам, просите, и дано будет. Преподобный отче наш Сергие, моли Бога о нас!».

В последние теплые августовские дни нам довелось испытать истинную радость – искупаться в этом святом источнике, ощутить его животворящую силу и благодатное вдохновение. День выдался нежаркий, купаться страшновато, но надо. Разбрелись по купальням. И, помолившись, окунаемся по три раза: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!». У всех настроение приподнятое, радостное. По традиции, набираем в сосуды воды, кто сколько может, и двигаемся в обратный путь. Вся усталость, начальные стадии хвори, уныние, страхи, непонимание – все куда-то ушло, как будто и не было.

В конце нашего пешего похода высоко среди облаков, как добрая весть, показалась радуга. Мы поняли – сам Сергий Радонежский нас благословил.

 
Церковный календарь

Под державным омофором

Протоиерей Евгений Попиченко

14 октября – праздник Покрова Пресвятой Богородицы Это произошло в Византии, но по своему значению праздник имеет там меньшую силу и почитание, чем в России, где праздник Покрова в церковном календаре отмечен красным цветом...Когда враги в 910 году осадили Константинополь, народ собрался в церкви, поскольку не надеялся ни на князя, ни на силу оружия, а все упование возложил на Бога и Его Пречистую Матерь.

 
К юбилею Дома Романовых

Ипатьевский дом: память уничтожить невозможно

Елена Воронцова

35 лет назад, 16–17 сентября 1977 года в Свердловске был снесен дом инженера Ипатьева, в котором в ночь на 17 июля 1918 года кротко и смиренно, подражая Христу, претерпели мученическую кончину Помазанник Божий Император Николай II, Императрица Александра Феодоровна

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс