Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (687) → Дружба с Богом – это вражда против мира как воплощенного греха

Дружба с Богом – это вражда против мира как воплощенного греха

№30 (687) / 6 августа ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Преображение
Протоиерей Евгений Попиченко

14 августа – празднование изнесения Древ Честного Животворящего Креста Господня

В 1164 году благоверный русский князь Андрей Боголюбский и Эммануил, царь греческий, были принуждены идти войной против врагов своего Отечества. По обычаю благочестивых христианских государей, сохранявшемуся от времени святого равноапостольного Константина, для освящения воинов, для внушения им твердого упования на помощь свыше и благодатного подкрепления их мужества в борьбе с врагами, при войске князя Андрея Боголюбского и царя Эммануила были носимы Животворящий Крест Господень и честные иконы Спасителя и Богоматери. При таком духовном вооружении в день решительной битвы с врагами оба государя видели осенение своих полков необыкновенным светом, исходящим от Креста Господня и святых икон. Ободренные этим знамением невидимой помощи Божией, войска обоих государей одержали решительную победу, первого – над болгарами, второго – над сарацинами.

Желая оставить в памяти потомства столь знаменательный для своих верноподданных день, государи во взаимном согласии между собой и по благословению всего Священного Собора установили новое светлое торжество, ныне нами благочестно совершаемое. Положено на вся веки не только праздновать в честь непобедимой силы Креста Господня и совершать ему подобающее поклонение, но, в память победоносного хождения с ним и святыми иконами в христианских полках, износить из храма эти священные знамения милости Божией и совершать под осенением их в колодцах, реках, водоемах освящение воды как стихии, посредствующей в подавании нам благодати Святого Духа.

Господь, обозначая программу жизни человека, однажды сказал: «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной». Одно предложение, а в нем весь жизненный путь... Но первое условие наших отношений с Богом – «кто хочет». Невольник, как известно, не богомольник – чтобы начать путь к Богу, необходимо очень и очень этого захотеть. Господь не навязывается. Он ожидает от человека ответного желания, как в любви: нельзя заставить человека насильно любить другого, только по обоюдному согласию. Очень многие люди не хотят быть с Богом, хотя на словах, может быть, выражают некоторое понимание, что это делать нужно. Очень часто звучат слова «у меня свой бог» или «Бог у меня внутри», или «у меня с Богом свои отношения». Хорошо, – но какими они должны быть, как Господь их видит, обозначено в Евангелии.

Одно из важнейших условий этих отношений – определенного рода дела: без дел вера мертва, и отношения с Богом без определенных действий фальшивы, некая иллюзия, которую человек сам себе придумал и на этом успокоился. Например, не может быть отношений с Богом без покаяния, если человек не признает и не видит своих грехов и не мирится с Богом, их совершив или осознав. Не может их быть без постоянной молитвы, без упражнения в памяти о Боге. Желание должно всегда выражаться в конкретных делах. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя» – важнейшее условие. Каждому Господь в жизни дает определенный крест. Человек должен взять этот крест, который складывается из различных обстоятельств. Например, соседи по коммунальной квартире. Крест? Тяжелый крест. Сын-наркоман, больная печень, атмосферное давление для многих людей тяжелый крест. Врожденное уродство, врожденная красота – тоже непростой крест, а чужая красота многим не дает спокойно спать. На каждого из нас Бог возлагает определенный крест соответственно замыслу о человеке. Но мы, как существа грешные, стремимся взять на себя что-то сверху, сами создаем себе лишние проблемы, находим новые приключения.

Господь же, по Своей милости, желая нас от этого оградить, дал определенные законы жизни, своего рода красные флажки, предупреждения. На линии высоковольтных передач написано «не влезай, убьет!»; залез – убило. Кто виноват? Явно не тот, кто, написав это предупреждение, хотел предостеречь. Законы известны, но как-то мы не всерьез к ним относимся. Например, есть заповедь – не укради. У нас больше миллиона человек сидят в тюрьмах. Еще несколько сотен тысяч взрослых здоровых, в самом расцвете сил мужиков их охраняют. Ну и около двух миллионов полицейских их ловят, судят, защищают государство от тех, кто желает нарушить закон, не верит, все думает, как найти кратчайший путь к земному благополучию... Давно замечено, что такая романтика к добру не приводит: украл, выпил – в тюрьму, есть же четкие законы, – не верят. Вот к кресту Божию добавляется самовольное взятие на себя лишних проблем, от которого Господь предлагает нам отвергнуться: отвергнись себя, своей поврежденной грехом воли, своего эгоизма, себялюбия, своего безумия. Доверься Богу, и Он приведет тебя к тому, что ты всю жизнь ищешь, – к счастью... Очень часто, приходя в храм, человек надеется, что здесь над ним или с ним совершат определенные манипуляции – его окрестят или повенчают, или причастят, – и ему будет в жизни хорошо; но не с точки зрения Бога, а по его человеческим понятиям: разрешатся его проблемы, муж перестанет бить, начальник повысит зарплату, сынок благополучно, несмотря на то, что лоботряс, поступит в высшее учебное заведение. Но не все, что хорошо по-человечески, хорошо у Бога.

Поэтому, приходя в храм, мы должны ожидать не столько того, что хочется нам, сколько того, что хочется Богу. Это и называется смирением, когда человек говорит: «Господи, помоги мне в том-то и в том-то, но не яко же аз хочу, но да будет воля Твоя». А благ земных Господь никому не обещал, потому что крест нужно нести за Христом на Голгофу, в Царствии Божием нет людей не распятых. Те, которые Христовы, распяли себя со страстьми и похотьми.

Всякие отношения с Богом ставят человека в отношения вражды с миром прелюбодейным и грешным. Потому что дружба с миром есть вражда против Бога. Соответственно, дружба с Богом – это вражда против мира как воплощенного греха; это тоже нужно понимать. Господь знает, чего от нас хочет, – Он будет стараться это осуществить, чего бы это ни стоило Ему и нам. Поэтому очень важно трезво осмысливать и осознавать свой путь к Богу. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» – другого пути к спасению нет.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 16.45, 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Преображение

Протоиерей Евгений Попиченко

19 августа – Преображение Господне Господь, чтобы укрепить веру Своих учеников в то, что Он есть Сын Божий, взял самых надежных и проверенных – Петра, Иакова и Иоанна – и взошел с ними на гору Фавор. Как говорит Священное Писание, преобразился пред ними так, что одежды Его стали белы как снег.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс