Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (680) → Настоятель и медведь

Настоятель и медведь

№23 (680) / 11 июня ‘12

Из Летописи Хутынского монастыря XVII века Наследие

Главным источником существования очень бедного Хутынского монастыря были хорошие пастбища, пожертвованные обители соседним боярином. Земли тогда у всех было вдоволь, и иноки долго придумывали, что предпринять им относительно этого достояния, чтобы извлечь наилучшую пользу, и порешили завести овец. Шерсть с них давала все нужное обители: и одежду братии, и доход от продажи излишков.

Но вот в соседнем лесу поселился медведь и стал жестоко обижать бедных иноков, похищая их овец. Не смея сами ничего предпринять, послушники-пастухи не раз докладывали о чинимых медведем обидах настоятелю. Но старец-настоятель почему-то медлил с каким-либо решением насчет обидчика, говоря, что, мол, и медведю надо же что-то есть. А у последнего от безнаказанности разрасталась алчность, так что на опушке леса стали находить уже овец не только несъеденных, но почти и нетронутых, а лишь растерзанных. Снова доложили настоятелю.

– Э, это уже озорство. Ради потехи губить не позволю, – проговорил старец и, взяв свой посох, пошел один в лес.

На следующий день изумленная братия увидела своего настоятеля, идущего из леса в монастырь в сопровождении огромного упитанного медведя. Старец вошел в келью, а медведь лег у крыльца.

– Отче, что же делать с медведем? – спрашивали келейники настоятеля. – Он лежит у крыльца и никуда не отходит.

– Не трогайте его, пусть лежит. Мы завтра пойдем с ним в Москву на суд к Патриарху, – отвечал настоятель.

И на следующий день настоятель, действительно, отправился «пеш» в Москву, а за ним покорно поплелся и монашеский обидчик – медведь. Пришлось, конечно, этим странных путникам проходить и через многие села и деревни, и везде народ с удивлением смотрел на такое странное явление.

Тогда еще водили по деревнях медведей ради потехи, но те бывало на цепи, с продернутым железных кольцом в носу и заморены, а этот шел свободно, и такой огромный.

И то диво, что люди страшились медведя крепко, и даже отказывали настоятелю в ночлеге, так как он, боясь, чтобы на улице не убил кто-нибудь медведя, просил и его впускать куда-нибудь, а животные относились к страшному зверю совершенно спокойно. Собаки даже близко подбегали к нему и обнюхивали его, а пасшийся на пути в поле скот при приближении настоятеля с его обидчиком лишь подымал голову и как бы с любопытством смотрел на диковинное шествие, а затем снова спокойно принимался щипать траву.

Так и добрел Хутынский настоятель со своим обидчиком в Москву на Патриаршее подворье. Он вошел в покои Патриарха, прося доложить о себе, а медведь остался у ворот.

Патриарх принял Хутынского настоятеля.

– Я к тебе. Святейший отец, пришел с жалобой на нашего обидчика, – принимая благословение Патриарха, сказал настоятель. – В соседнем с нашей обителью лесу поселился медведь и ведет себя непотребно – похищает наших овец больше, чем съесть может, стало быть, просто ради своей звериной страсти потешается над кроткой Божией тварью. Этого я стерпеть не мог и привел его к твоему Святейшеству на суд.

– Кого привел? – недоумевал Патриарх.

– Да нашего обидчика, Владыко. – Где же он?

– У ворот дожидается твоего суда. Внуши ему. Святейший, что такое поведение зазорно для создания Божия.

– Брат, зачем же ты трудился вести его ко мне, если он так повинуется тебе, что пришел за тобою в Москву? – сказал Патриарх. – Запрети ему сам. – О, нет, Святейший отец. Что же я такое? Нет, запрети ему ты своими святительскими словами не чинить больше обиды неповинной твари. Скажи ему, что озорничать грешно и непотребно.

Патриарх вышел на крыльцо, а Хутынский настоятель пошел к воротам и через минуту вернулся во двор, сопровождаемый своим косматым обидчиком.

– Вот, Святейший отец, наш обидчик, рассуди нас твоим святительским судом, – сказал настоятель, указывая Патриарху на огромного медведя, стоявшего, смиренно понурив голову.

Подивился Патриарх такой покорности зверя и обратился к нему, как к разумной твари:

– Хутынский настоятель приносит жалобу на твое зазорное поведение: ты обижаешь бедную обитель, похищаешь ее достояние и позволяешь себе озорство, не пристойное никакому созданию Божию. Отныне чтобы ты не смел трогать монастырских овец! Господь силен и без этого пропитать тебя.

Суд кончился. Настоятель поклонился в ноги Патриарху и повернул домой, а за ним покорно поплелся и медведь.

С этого времени он никогда уже не трогал монастырских овец и в случае недостатка в еде смиренно являлся в ту же обитель, прося пропитание, в котором братия и не отказывала ему.

 

В других номерах:

№8 (713) / 18 февраля ‘13

Наследие

«Польза Родине прежде всего»

Денис Борисович Солодовников, директор фонда Великого Князя Сергея Александровича

№41 (698) / 29 октября ‘12

Наследие

Казачья икона

Иван Статьев, казак, представитель фонда им. Ермака Тимофеевича

 
Молитва

Призыв к покаянию

Иоанн Креститель занимает второе после Божией Матери место в Небесной иерархии. Пресвятая Богородица стоит выше всех тварей, ангелов и людей, поэтому мы поминаем Ее первую в отпустах и других молитвах чинопоследования. А затем идет Иоанн Предтеча – начальник покаяния.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс