Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (660) → Христианством надо жить

Христианством надо жить

№3 (660) / 16 января ‘12

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Наша опора – в Благодати Божией
Протоиерей Евгений Попиченко

24 января – день памяти преподобного Феодосия Великого

Родился святой в Каппадокии. Получив христианское воспитание, с детства он был привержен к Священному Писанию, с любовью изучал его. Более всего дорожил посещением храма Божия, при котором, имея хороший голос, усердно трудился в церковном чтении и пении. Со вниманием читал и к сердцу принимал те евангельские слова, которыми заповедуется не привязываться к земному миру, помышлять главным образом о вечной жизни и стремиться к ней. Усердно молил Бога, чтобы Тот открыл ему истинный путь и Сам руководил им. Достигший высокой святости жизни, он сделался со временем настоятелем им же основанной знаменитой Лавры близ Иерусалима с 600 братьями. Всех же учеников его насчитывалось во время его продолжительной жизни до 16 тысяч человек.

Преподобный Феодосий Великий, оказывая всем милость телесную, не забывал и духовных дел милосердия, назидая всех душеспасительными наставлениями. «Братья, – наставлял он своих учеников, – ради любви Господа нашего Иисуса Христа позаботимся о душах наших, вспомним суету кратковременной земной жизни и помыслим о будущей вечной жизни. Не будем лениться и проводить в праздности наши дни, отлагая до следующего дня доброе начинание. Да не встретит нас смерть без добрых дел, и да не будем изгнаны из чертога радости и слишком поздно восплачем о неправедной жизни, когда раскаяние будет уже бесполезно. Теперь же время для него благоприятное: здесь покаяние, там воздаяние, здесь делание и терпение, там утешение. Здесь долготерпением Божиим наслаждаемся, а тогда правосудие Его узнаем, когда воскреснем, одни – в жизнь вечную, другие – в муку вечную». Преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 529 году, будучи 105 лет отроду, и погребен в Вифлеемской пустыне, где он первоначально иночествовал.

Вот пример святой жизни. Вот на что мы должны ориентироваться.

Но часто мы ведем себя по-фарисейски (как Господь Иисус Христос реагировал на этих служителей Богу, известно из Евангелия) – фарисей никуда не делся, он живет фактически в каждом человеке.

Нередко бывает, что человек, называющий себя христианином, свое христианство носит как некий камуфляж. И если со стороны взирать на жизнь такого человека и его поведение в храме воспринимать как постоянное качество души, то покажется, что весь мир состоит из ангелов Божиих, из святых – человек этот и послушлив, и внимателен, и усерден, и предупредителен так, что складывается впечатление: это человек очень высокой духовной жизни. Но как только выходит за пределы храма, куда что девается? Вроде бы так смиренно разговаривала с сестрой в храме, со священником, а буквально час-полтора проходит – начинает кричать, обзывать своих детей, огрызаться и хамить мужу. Ну где целостность личности? Вот это как раз и называется фарисейством, когда форма одна, а содержание абсолютно иное – как в современных силовых структурах, когда по форме человек как бы должен защищать, а он, напротив, использует свое служебное положение в корыстных целях, причем совершенно подлым образом.

Вот что один брат рассказал. Он едет на машине и знает, что на границе Челябинской области и Башкортостана стоит знак «Обгон запрещен». А через три километра должен стоять знак отмены всех запрещений. Поскольку местность горная, очень удобно определять, когда машины в одном порядке идут; в низинке если кто-то обогнал, перестроился, то и порядок другой уже. Подъезжают к месту и видят, что знака нет. Опытный человек понимает: если знака нет, значит, через километр стоит ДПС и фиксирует, кто как ехал на взгорье и кто в каком порядке подъезжает. Поэтому мой знакомый тихонечко едет, соблюдая скоростной режим, а его обгоняет «Газель». Проходит совсем немного времени, «Газель» тормозят, мол, нарушил правила, обгон запрещен. Хотя на самом деле по знаку здесь обгон уже разрешен – но знак-то лежит в снегу, потому что дорожно-патрульная служба его туда положила. Зачем? Для того чтобы обеспечить себе неплохие выходные, потому что за такое нарушение – или лишение прав, или штраф, такой нелегальный, в несколько тысяч рублей. Причем знак-то стоит в Челябинской области, а ловят в Башкирии, и никак не докажешь. Как это называется? Человек поставлен государством служить закону, а он сознательно ломает этот закон и извлекает выгоду для своего кармана.

Фарисейство. Господь многократно в Евангелии обличал такое устроение души человека. Он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашеным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» – вроде бы все красиво, ткань, рюшечки, а внутри нечистоты. Более мерзкого греха перед Богом, чем лицемерие, не существует. Как бы нам с вами, дорогие братья и сестры, крепко призадуматься: а во мне сколько процентов фарисея живет? И начать по капле выдавливать из себя этот страшный грех. Ну, например, человек, называясь христианином, позволяет себе халтурить на работе, или служебное время использовать в своих личных интересах, или время, данное ему на выполнение какого-то задания, тратит на игру на компьютере, или на решение каких-то своих личных задач. Хотя зарплату получает целиком.

Человек, называясь христианином, позволяет себе хамить родителям или обзывать своих братьев и сестер – это же недопустимо, потому что за всякое слово человек даст ответ в день Суда. Называясь христианином, в то же время носит в сердце обиду. Очень часто так бывает – приходит человек и говорит: вот, я обиделся, меня обидели. Обычно первая часть Исповеди – жалобы на окружающий мир, на тещу, на жену, на детей, на начальников, на государство. Но, извините, я напомню молитву: «Отче наш, остави нам долги наши, как и мы оставляем должником нашим» – прощение наших грехов Богом напрямую зависит от прощения нами наших должников. А если ты таишь в сердце обиду, то какое отношение ты имеешь к христианству? Абсолютно никакого. Это не христианское поведение, а фарисейское, лицемерное.

Давайте будем за собой хотя бы наблюдать, насколько мы соответствуем Слову Божию, насколько живем христианством, а не просто носим, в общем-то, в осуждение себе, крест, на котором распялся Господь и Бог наш. Попробуем бороться в своем сердце с фарисейством.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Наша опора – в Благодати Божией

Протоиерей Евгений Попиченко

25 января – день памяти святой мученицы Татианы Юная дева, воспитанная высокородными благочестивыми родителями в заповедях Божиих, предпочла выгодному замужеству девство, приобрела звание диакониссы Римской Церкви в царствование Александра Севера.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс