Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
На официальном сайте Общества друзей обители Ватопед опубликован подробный рассказ о том, из-за чего ведется судебная тяжба
Весь христианский мир оторопел от действий греческого правительства в отношении настоятеля Ватопедского монастыря на Афоне архимандрита Ефрема.
Серьезную озабоченность происходящим выразил и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «Не подвергаю сомнению полномочия органов греческого правосудия и выражаю надежду на справедливое и объективное решение по делу об имуществе Ватопедского монастыря, – подчеркивает Предстоятель Русской Церкви. – Вместе с тем, испытываю недоумение в связи с применением тюремного заключения прежде судебного рассмотрения дела, по существу, в отношении монаха, не представляющего угрозы для общества и неоднократно выражавшего готовность сотрудничать со следствием».
«Считаю своим долгом донести эту нашу общую боль до главы греческого государства и просить освободить из-под стражи архимандрита Ефрема, настоятеля Ватопедского монастыря на Святой Горе Афон», – пишет в заключение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Слова поддержки в адрес архимандрита Ефрема выразили и многие российские общественные организации.
СВЯТОГОРСКИЙ монастырь Ватопед (далее: монастырь, обитель) владеет озером Вистонида или Буру, которое находится недалеко от г. Ксанфи (ном Ксанфи, восточная Македония, Фракия). Права обители на это озеро с прилегающими землями основываются на хрисовулах византийских императоров, заверены султанскими фирманами Османской империи, утверждены патриаршими и синодальными грамотами Константинопольского Патриархата.
В мае 1920 г., когда Западная Фракия была возвращена Греции, греческое государство присвоило озеро и находящиеся в нем рыбные садки и поставило под сомнение права на владение им монастыря.
В 1922 г. обитель подала судебный иск против греческого государства, требуя признания ее прав. В ответ было принято соглашение, по которому государство забирало 38 000 стремм (3 800 гектар) земли обители в Халкидиках, а взамен отдавало озеро, признавая титулы (документы, грамоты о законном владении земельными участками) обители в том виде, в каком они упоминались в ее иске. Это стало вступительным актом, за которым последовала ратификация соглашения законодательным указом.
Этим указом, изданным 8 апреля 1924 г., греческое государство признавало права обители на озеро и отказывалось от всяких возможных претензий на него. Но в качестве оснований для принятия этого решения упоминались только два условия: а) передача Ватопедом государству 38 000 стремм (3 800 гектар) земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии; б) обязательство монастыря содержать афониадскую школу доходами от рыбных садков озера. Указ также предполагал заключение последующего договора о возвращении озера.
Необходимо отметить, что до этого, в 1922 г., профессора юридического факультета Университета Афин двумя экспертными заключениями подтвердили права обители на владение озером Вистонида. Надо отметить, что эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже земельными службами номов Ксанфи и Родопы этим территориям были выданы соответствующие титулы, которые побудили Консультативный совет народных имуществ и обмениваемой собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за монастырем. Это признание зафиксировано в четырех заключениях, принятых в разные времена разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг.
К сожалению, государство обмануло монастырь, нарушив условия соглашения. Получив 38 000 стремм (3 800 гектар) земли, оно не возвратило озеро обители. Тогда монастырь обратился за помощью к Государственному совету и был оправдан. Было решено подписать наконец-то договор, предусмотренный указом 1924 г., на основе которого озеро было бы возвращено монастырю.
Но министр сельского хозяйства, подписывая договор и искаженно толкуя положения указа, вынудил обитель выплачивать также процент от рыбного дела государству, несмотря на то, что указ не предполагал никаких других условий кроме вышеупомянутых двух.
Таким образом важные пункты договора были составлены вопреки указу 1924 года в ущерб монастырю. Но и этого не было достаточно. В 1935 г. государство принудительным законом своевольно упразднило те условия договора, по которым монастырю предоставлялись права, и оставило только те пункты, по которым у обители забиралось 38 000 стремм (3 800 гектар) земли. Таким образом, мы имеем дело с односторонним нарушением договора.
МОНАСТЫРЬ попытался реабилитировать указ 1924 г. и добился этого изданием толковательного указа в 1941 году. Но после 1950 года он уже не мог отстаивать свои права, потому что в обители, как и на всей Святой Горе в то время, из-за войн сороковых годов и последующих внутренних нестроений в Греции, проживала крайне малочисленная и немощная братия.
В 1990 г. монах Иосиф и его братия (в том числе и будущий игумен монастыря иеромонах Ефрем), подвизавшиеся ранее в Неа Скити («Новый Скит»), перешли в Ватопед.
В 1995 г. государство, стараясь отобрать также и островок, находящийся на озере, потребовало от монастыря предоставить соответствующие титулы. В результате после исследований, которые согласно законам государственные службы провели в 1999 г., монастырь наконец-то был оправдан.
Дело восстановления правосудия согласно указу 8/10 апреля 1924 г., имеющему силу до сих пор, продолжалось до 2003 г., когда монастырь окончательно был оправдан правительством партии ПАСОК, а позже правительством партии Неа Демократия.
Но некоторым деятелям, преследующим свои личные политические и другие интересы, не нравилось присутствие обители в пределах озера. Начиная с 2004 г. делались попытки понудить правительство, чтобы оно сделало обмен озера на другие объекты недвижимости. К 2008 г. обмен состоялся.
Подчеркиваем, что этот обмен совершился по инициативе и решению правительства партии Неа Демократия, а не монастыря.
В 2008 г. началась, и продолжается по сей день, грязная кампания против обители Ватопед.
Клеветнические обвинения, выдвинутые монастырю, преследуют следующие цели:
а) создание прецедента игнорирования исторических титулов, а значит, и закрепленных ими имущественных прав всех древних Православных Патриархий (Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима).
б) Игнорирование договора между обителью и государством и указа 1924 г., в результате чего монастырь в конце концов остается без имущества.
Для достижения этих целей были выдуманы некоторые журналистские ухищрения:
а) будто озеро – это только вода и не имеет никакой цены. Этим нарочно игнорируется тот факт, что там существуют рыбные садки, рыбопроизводство, рыбовыводительные центры, участки, пригодные для возделывания, пастбища, и т.д.;
б) будто бы недооценена недвижимость государства. В то время как недвижимость оценили государственные службы и их оценки позже были перепроверены. К тому же, вторичный контроль доказал законность процедур;
в) что на обмениваемых территориях есть места, которые представляют археологическую ценность. Но и это по закону не является проблемой для обмена или продажи;
г) якобы леса были переданы как лесные участки. Но даже если бы это было так, цена недвижимости не меняется. Все обвинения – выдумки журналистов без научного или законного подтверждения.
К делу примкнул бывший прокурор ареопага г-н Санидас, который совершенно любопытным образом проник в гражданскую часть дела и превратил его в уголовное, аргументируя это тем, что в силе быть должен не указ 1924 г., а договор 1930 г., согласно которому государство отбирает по сути все имущество обители, т.е. 38 000 стремм (3 800 гектар) в Халкидиках и озеро (так как, по его словам, монастыри вообще не должны иметь имущества). Таким образом, он вынес приговор до судебного разбирательства и передал его, чего не должен был делать, СМИ. Также средствам массовой информации была передана судебная документация, хотя это запрещенно законом.
СМИ поносят монастырь и Святую Гору, представляя монастырь сборищем худшим, чем шайка разбойников или наркоторговцев. Деньги священной обители, полученные законным путем и прозрачными процедурами между государством и монастырем за целых 13 лет, называют отмыванием черных денег.
В действительности же эти деньги были бы израсходованны на востановление храмов, исторических памятников, библиотек, музеев обители, что все вместе составляет приблизительно 100000 кв.м. застроенной площади. До сих пор меньше, чем 1/4 памятников отреставрированы. Также нуждаются в ремонте половина зданий обители, скиты Святого Андрея, Святого Димитрия, Колицу и десятки келий. Реставрации требуют и более 400 000 реликвий, которые являются достоянием не только Православия, но и всей вселенской культуры.
Монастырь из-за экономической блокады затрудняется вести благотворительные дела и принимать паломников. И в то время, как государство представляет монахов обманщиками, они 8 часов в сутки молятся в храме, а остальные часы посвящают безвозмездному служению и уединенной молитве.
С 1995 г. до 2008 г. министры обоих правительств признали права обители и подписали предусмотренные законом экспертные заключения соответствующих консультативных органов. Поэтому вызывает недоумение тот факт, что обвиняются представители только одного правительства. Считается, что монастырь оказывал на них давление (моральное подстрекательство) тем, что отстаивал свои права в процессе.
НАРОД почитает Святую Гору и уважает ее монахов, так как знает, что монахи Святой Горы подвизаются для стяжания добротелей. Это естественное почитание святогорцев очень обеспокоило некоторых чиновников. Так, если кто-нибудь, испрашивая благословения, прикладывается к руке монаха, то это по их мнению, является самым большим моральным подстрекательством.
Дело Ватопеда – по сути, гонение.
Хотя экономический контроль показал, что монастырем не было соделано ничего противозаконного, банковские счета и имущество обители по-прежнему находятся под арестом.
Обитель в ущерб себе неоднократно шла на уступки, доказывая этим свое мирное расположение. Государство со своей стороны должно наконец-то завершить дело, прекратить гонения и открыть незаконно арестованные счета монастыря.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды
Притча старца Паисия Святогорца Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой благочестивые и праведные люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.