Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (657) → К Богу – с открытой душой

К Богу – с открытой душой

№48 (657) / 19 декабря ‘11

Протоиерей Евгений ПопиченкоЦерковный календарь

В этой теме:

Церковный календарь
Что отдал, то твое
Протоиерей Евгений Попиченко

24 декабря – день памяти преподобного Даниила Столпника

Родился святой в 409 году в селении Вифаре, близ города Самосаты в Месопотамии. Мать Даниила в душе своей носила желание посвятить его на служение Богу, и это желание таинственно передалось ее сыну и с детства привлекло его на иноческий путь (вот как важно, даже в момент внутриутробного созревания, чтобы мать была внимательна к своему душевному и духовному состоянию, сохраняла себя в мире, в кротости, в молитвенной сосредоточенности, потому что в этот период эмоциональный фон женщины во многом формирует будущее устроение души ее ребенка). Двенадцати лет Даниил добровольно оставил мир и приютился в одной из обителей своей родины, где почувствовал себя как в своем родном доме. С самого начала он предался с таким усердием и любовью иноческим послушаниям, как будто эти труды и были самой желанной пищею для его природы.

Через несколько лет строгой жизни в обители Даниил совершил путешествие в Антиохию, куда взял его с собой игумен. На пути они посетили преподобного Симеона Столпника, который благословил Даниила и пророчески сказал ему: «Мужайся, чадо, да укрепится сердце твое, многие труды придется тебе перенести ради Христа, но Он будет тебе во всем Помощником». Возвратясь в монастырь после знакомства с таким необыкновенным подвижником, Даниил стал думать о подражании ему, но отложил эту мысль до лучших времен. Когда умер настоятель обители, в которой проходил послушание Даниил, братия просили его принять начальство над ними. Но он уклонился от этого и даже оставил совсем обитель, решившись теперь, по бывшему ему особому откровению, вступить на подвиг столпничества.

Близ Константинополя он устроил столп и взошел на него для молитвенного стояния, и в течение 33 лет переносил неизменно это необычайно тяжелое испытание. Не раз во время бурь столп колебался, грозил падением, но терпения подвижника ничто не могло поколебать, и он продолжал стоять неподвижно.

Прославленный от Бога даром чудотворения, богоугодный Даниил привлекал к своему столпу множество народа отовсюду. К нему приходили ближние и дальние, греки, римляне, варвары, простолюдины и цари – к столпу стекались люди, несчастные и больные, и все получали от преподобного Даниила помощь и исцеление. Молитв святого подвижника испрашивали византийские императоры. Приходили к нему, как к ангелу Божию, а удаляясь от него, призывали его в молитвах на помощь. Император Лев так любил и уважал великого столпника, украшавшего собою его царство, что много раз прибегал к нему, прося его молитв, утешения и благословения. Патриарх Геннадий сам поднялся на столп и рукоположил его во пресвитера. Из многочисленных предсказаний преподобного наиболее значительным было пророчество о сильном пожаре в Константинополе. Преподобный Даниил обладал еще и даром благодатного слова. Он наставлял многих на путь исправления жизни.

Достигнув 80 лет, подвижник заповедовал своим ученикам смирение, послушание, странноприимство, пост, бдения, нищету и больше всего – любовь. Он скончался смертью праведника в 489 году. Чудотворные мощи его были положены на столпе, при котором впоследствии была устроена усердием царя церковь во имя Святого Симеона Столпника.

На днях ко мне пришла молодая пара с таким вопросом: «Мы хотим повенчаться, что для этого нужно?». Вопрос обычный, необычным было настроение молодых:«Мы живем в гражданском браке, зачем вообще все формальности, зачем нужна регистрация, ведь церковный брак выше государственного?» Вроде аргументы логичные – в самом деле, для христианина Венчание перед Богом является наивысшим благословением, по сути, единственной формой Богоустановленного союза мужчины и женщины, который мы именуем семьей или браком. Государственная регистрация – это отношения человека и государства. Но чтобы вступить с Богом и Церковью в таинственные отношения, необходимо все-таки быть христианином, а не казаться им.

Регистрацию брака Церковь считает свидетельством серьезности намерений людей, приходящих к Венчанию. Иначе это все-таки беззаконное сожительство, а Церковь его не благословляет. Сначала христианин вступает в брак, потом венчается, а потом у него уже начинается семейная жизнь, близкие отношения. А когда человек после многолетнего блудного сожительства вспоминает, что надо еще как-то с этой стороны себя «прикрыть», – извините, здесь ничего общего с христианством нет.

Так что в первую очередь нужно исправить свою совесть перед Богом, покаяться, то есть изменить свою жизнь. Что нужно в этой ситуации? Во-первых, нужно осознать, что сожительство – грех перед Богом. Почему? А потому что есть определенные правила жизни: в светском государстве необходимо оформить свои отношения, чтобы человек заявил о своей решимости взять свою возлюбленную в жены, дать ей свою фамилию, дать ей свой покров, защиту, обеспечение в случае чего – иное слишком легко: мы поживем вместе, ну а если что случится, то мы как бы друг другу ничем не обязаны.

Так вот, та форма, которая именуется сегодня «гражданским браком», к гражданским отношениям не имеет никакого касательства. Это блудное сожительство, говорит Церковь, или просто сожительство, говорит гражданское общество. Если посмотреть историю семейных отношений в разных народах разных исторических эпох, это форма языческого отношения. Когда некий дикарь из племени А берет некую дикарку из племени Б в свой вигвам и называет ее своей скво, то дикари из племен А и Б понимают, что это уже не свободная женщина и на нее никаких притязаний не имеют. И в языческих отношениях это нормально. Но когда так живут христиане, это грех, измена Богу: в Евангелии есть четкие понятия, как должно быть в христианской семье. И это первое, что нужно осознать: «мы – никакие не христиане, мы живем по языческим понятиям, это грех и нужно принести покаяние». Как? Во-первых, нужно устранить грех из отношений. То есть, если говорить о подготовке к Венчанию, взять на себя так называемую епитимью. Ну, например, в течение полугода попробовать пожить как брат с сестрой, походить в храм, поизучать веру, помолиться, покаяться, дойти до серьезного, христианского, церковного отношения к Венчанию. Потом подготовиться к Причастию, причаститься и повенчаться. Но все-таки перед этим было бы очень хорошо вступить в законные, определенные государством отношения, зарегистрироваться. Это на самом деле очень важное мероприятие, хоть очень часто люди и кричат: «Зачем нужен штамп в паспорте?» – «Хорошо, давай паспорт», – берешь паспорт и начинаешь вырывать страничку со штампом о регистрации... Человек начинает кричать: «что, зачем»? – «Ну, ты же только что сказал, что для тебя не важен штамп в паспорте. Штамп о семейном положении тебе не нужен, а штамп о прописке в Екатеринбурге имеет такое огромное значение?» Но если невозможна, допустим, регистрация в загсе, вы должны предоставить какие-то серьезные основания для этого. Какие могут быть основания? Например, отсутствие гражданства. Или, например, если у человека есть желание создать семью однополую: такие браки мы тоже, слава Богу, не регистрируем и тем более – не венчаем (хотя есть страны, где такая форма отношений считается нормальной и даже возможной для воспитания детей). Если серьезных оснований для отказа от регистрации нет, если это все на уровне прихоти: «хочу – не хочу, буду – не буду», то чего ради Церковь должна поощрять капризы человека? Семья – дело серьезное, Венчание еще серьезнее: человек перед Богом дает клятву верности, и за эту клятву Господь с него спросит. Поэтому очень хорошо к этому серьезно подготовиться. А то влетела мысль в голову, и «давайте, это все мне тут организуйте, а если не будете, то я на вас обижусь и никогда больше в вашу церковь не приду». Ну, как говорится, вольному воля – спасенному рай. Церковь без нас, естественно, обойдется, а вот мы без Церкви наследуем ли Царство Небесное? Помогай нам всем Господь.


Смотрите программу «Церковный календарь» на православном телеканале «Союз»: ежедневно 06.45, 08.45, 17.15 (в субботу в 16.45), 21.15. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№6 (567) / 8 февраля ‘10

Церковный календарь

Юбилейные даты в 2010 году

 

Церковный календарь

Дни памяти Святых

№4 (565) / 22 января ‘10

Церковный календарь

Дни памяти Святых

 
 
Церковный календарь

Что отдал, то твое

Протоиерей Евгений Попиченко

25 декабря – день памяти святителя Спиридона Тримифунтского Святитель Спиридон Тримифунтский родился в конце III века на острове Кипре от родителей простого звания; он был пастухом, имел жену и детей. Отличался необыкновенным смирением христианским и мудрой простотою сердца

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс