Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (647) → Протоиерей Димитрий Меньшиков: Мы для себя открыли мир, историю открыли миру

Протоиерей Димитрий Меньшиков: Мы для себя открыли мир, историю открыли миру

№38 (647) / 4 октября ‘11

Беседовала Лидия ЕжковаМотопоход во славу полководца

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».

Мотопоход «Неизвестный Александр Невский», который состоялся в августе-сентябре текущего года и прошел по многим городам Российской Федерации и Монголии, вызвал внимание и огромный интерес не только в среде мотоциклистов и байкеров, православных христиан, прихожан тех храмов, в которых побывали мотоциклисты, но и прессы, общественности, простых людей, совершенно далеких от мотоспорта и техники вообще. Сегодня гость нашей редакции – организатор мотопутешествия, настоятель Михаило-Архангельского храма Кушвы протоиерей Димитрий Меньшиков.

– Батюшка, как у Вас возникла идея похода «Неизвестный Александр Невский»?

– Среди мотоциклистов-путешественников очень сильно развито стремление попасть в Монголию. Потому что Монголия – это страна, где практически нет дорог, природа вообще великолепна: горы, степи, пустыня Гоби с ее резко континентальным непредсказуемым климатом – это одна из самых жестких пустынь на Земле. И все это тянет мотопутешественников в Монголию.

Особые даты в житии Александра Невского

13 сентября в прошлом году, на службе в память Александра Невского, когда я вновь смотрел и перечитывал его житие, мне в глаза бросился эпизод, когда Александр Невский с братом Андреем в 1247-49 годах совершили свое путешествие в Монголию. Плюс вспомнилось, что в 2008 году (тогда еще митрополит) нынешний Патриарх Кирилл защищал имя Александра Невского в проекте «Имя России». Соответственно, мне в голову пришла мысль, что об этом путешествии вообще очень мало знают люди. А потом, когда мы начали все это обдумывать и с друзьями обсуждать, родилась идея совершить такое путешествие. С одной стороны, можем с мотоциклетной темой посетить Монголию, а идеологической и миссионерской составляющими было то, что при встречах с людьми мы можем рассказывать о малоизвестных страницах из жизни Александра Невского. Поэтому мы наш поход назвали «Неизвестный Александр Невский». Надо сказать уже сейчас, после похода, что мы в точку попали. Потому что когда общались с людьми во время похода и рассказывали широкой общественности о тех страницах нашей отечественной истории, то люди очень часто удивлялись, что Александр Невский был в Монголии. Они знали, что он в Орду ходил, в Астрахань, к хану Батыю, а что он еще и в Монголию совершил путешествие, для многих было открытием.

Особый упор нашего похода мы сделали еще на молодежь. Во-первых, Александр Невский был сверстником современной молодежи, он очень рано начал вести активную политическую и военную жизнь. Достаточно припомнить, что он в 19 лет одерживает победу над шведами, в 21 год побеждает тевтонских рыцарей, в 27 лет получает в Монголии титул Великого князя Киевского и всея Руси. В принципе, это сверстник современных молодых людей, который всю жизнь положил на служение своей Родине, исполнение своего долга и несение креста, который ему дал Господь.

Александр Невский совершил еще один подвиг: вместе с митрополитом Кириллом ровно 750 лет назад, в 1761 году, в Золотой Орде они открыли православную епархию. В то время там в неволе находилось много русских людей, там были оборудованы постоялые дворы для приезжающих купцов, в общем, к тому времени было очень много православных людей. И, чтобы как-то облегчить их участь, многих пленников выкупали, но, конечно, всех выкупить не могли. А созданная православная епархия была их связью с Родиной, возможностью исповедовать свою веру: причащаться, исповедоваться и напутствоваться перед смертью, когда та наступала. Это тоже малоизвестный факт. Тогда эта епархия называлась Сарайская, сейчас она называется Крутицкая епархия – одна из самых старейших и знаменитых епархий в нашей Русской Православной Церкви.

– Эти две даты – 790 лет со дня рождения Александра Невского и 750 лет основания Сарайской епархии Вы и положили в основу идеологии похода?

– Совершенно верно, поэтому и маршрут похода нам пришлось составлять довольно-таки обширный и разнообразный – не просто съездить в Монголию, а выполнить при этом еще и какую-то миссию. Мы запланировали очень много, и все нам удалось выполнить.

Миссия выполнима?

– Батюшка, расскажите поподробнее о маршруте.

– Старт у нас был во Владимире, там, где княжил Александр Невский впоследствии, где его отпевали, где частицы его святых мощей ныне находятся, где мощи его сородичей – дяди Георгия Всеволодовича, Андрея Боголюбского, это древнейший Успенский храм во Владимире. С этого места мы и стартовали 6 августа. В этот день у нас был молебен в старейшем сборе города – Успенском, настоятель его, отец Василий, очень тепло пообщался с нами, благословил нас на дорогу. Он очень понравился нашим мотоциклистам. И вообще, надо сказать, многие мотоциклисты открыли для себя, что и священников нам встречалось достаточно много по пути, которые ездят на мотоциклах, а не я один, и православные люди – это очень приветливые и доброжелательные люди, и Православная Церковь – это не какая-то замкнутая организация с непонятными целями и формами работы, а это открытые, приветливые люди. И даже когда иностранцы у нас были, к нам два человека присоединялись – поляк Лукаш и Том из Италии, они тоже отмечали добродушие, жизнерадостность и открытость людей, исповедующих Православную веру.

Что касается прохождения маршрута. Мы стартовали во Владимире, и уже вечером того же дня прибыли в Казань. Там нас встретили в мужском монастыре, игумен Нектарий, наместник, прямо около стены Казанского кремля вместе с нами отслужил Божественную литургию, некоторые ребята там исповедовались и причащались.

И дальше по маршруту мы выдвинулись в Пермь, где Пермская епархия нам тоже подготовила встречу со СМИ, мы давали интервью, рассказывали о миссии похода. 9 августа, когда маршрут уже проходил через наш дом, у нас был день подготовки к дальнейшему прохождению маршрута: во Владимир мы уехали с родины, с Урала, и уже когда вернулись из Владимира, то больше трех тысяч километров прошли, а предстояло еще 13 тысяч километров. Поэтому екатеринбуржцы готовились дома, а мы у себя, в Кушве.

У нас была с собой «Газель» сопровождения, мы ее с вечера 9 августа загрузили запчастями, продовольствием, инструментом, и утром 10 августа вся группа собралась в Екатеринбурге около кафедрального Свято-Троицкого собора, как раз к концу первой Божественной литургии, которую отслужил новый глава Екатеринбургской и Верхотурской епархии Владыка Кирилл; Владыка из Ярославля, в Ярославле еще он был знаком с мотоциклетным движением – он там поддерживал мотоклуб «Черные медведи», который возглавляет православный священник отец Георгий, поэтому Владыке Кириллу была очень близка эта тема, и когда он вышел из собора, я представился и рассказал ему о нашем походе, о наших целях и задачах. Владыка очень воодушевленно приветствовал нашу идею, сказал ребятам напутственные слова. И, помолившись вместе с нам и окропив святой водой, он благословил нас в путь.

Сибирские встречи

Мы выехали и в первый день доехали до Тюмени; там нас встречали местные мотоциклисты, они показали нам город, местные храмы и монастыри, рассказали их историю – такая была экскурсия. На следующий день утром мы выдвинулись в Омск. У мотопутешественников есть такая известная фраза, что Сибирь – это проходной двор. Действительно, по трассе здесь мы встречали очень много мотоциклистов. Под Ишимом встретили трех мотоциклистов, и один присоединился к нам на часть похода – он прибыл из Казахстана и дошел с нами до Омска. Под Омском нас тоже встретили местные мотоциклисты, мы колонной прошли по городу, посмотрели достопримечательности. Надо отметить, что Омск – очень красивый, чистый город, там живут приятные, очень общительные, приветливые люди. И мы уже за Омском заночевали, а на следующий день на пути нашего следования был Новосибирск. Всей колонной прошли по Новосибирску и вечером прибыли в храм Александра Невского, где нас уже ждал Артемий, председатель местного молодежного православного епархиального движения. Молебен в храме Александра Невского я лично отслужил поздно вечером, а разместили нас в реабилитационном центре «Покров». Это закрытое учреждение, в котором в то время находилось около сорока человек, и молодых, и не очень, тех, кто проходит реабилитацию от алкоголизма и наркомании. Очень интересно было с ними пообщаться, мы им рассказали про Александра Невского, про наш поход, про то, что мы хотим донести своим пробегом, вообще о мотоциклетном движении, о том, кто такие мотоциклисты и байкеры – развеяли очень много мифов о том, что это люди, которые находятся вне общества, они не являются никакими изгоями.

– То есть показали себя...

– В Новосибирске немножко отдохнули, все привели в порядок – и людей, и технику, и утром выехали в Кемерово, где нас тоже ждали. Мы прибыли туда в храмовый комплекс – там у них в одном месте находятся и церковь, и музей, и духовно-просветительский центр. Сначала была пресс-конференция на улице с местными журналистами, а затем встреча с молодежью и вообще с общественностью, в конференц-зале духовно-просветительского центра мы рассказали о нашем походе, ответили на вопросы; в общем, тоже было довольно теплое общение. Затем был обед, после которого мы выехали в сторону Красноярска. Километров за двести до Красноярска нас встретил отец Александр, священник из небольшого поселка Тюхтет – батюшка тоже прекрасно владеет мотоциклом, он встретил нас на трассе, и мы свернули в его поселок, что находится за сорок километров от трассы, потому что время к ночи уже клонилось. Мы пообщались, он нам предоставил ночлег, а на следующий день мы в его храме Благовещения Пресвятой Богородицы совершили молебен, и батюшка дальше нас сопроводил до Красноярска.

В Красноярске нас тоже ждали, нас встречал отец Андрей. В первую очередь мы поехали в детский приют, где детишек порадовали тем, что они посмотрели мотоциклы, даже посидели на них. Ребятишек собрали в зале, и я с ними пообщался. Я им сказал, что Александр Невский был таким победителем, потому что он всегда с детства слушался взрослых, молился Богу, и через эту молитву он стал добрым, умным и настоящим героем. И что каждый человек может стать таким же, как Александр Невский, если очень захочет и будет просить у Бога помощи.

Отец Андрей, который нас сопровождал на мотоцикле, нашу колонну повел из города дальше. Мы заехали в его храм в селе Березовка, помолились там, а дальше у нас еще была встреча в одном реабилитационном центре, который находится в тайге в тридцати километрах от Красноярска, где с нами побеседовал священник с группой ребят, которые проходят там реабилитацию. Пообщались с ними – и про Александра Невского поговорили, и просто про жизнь, и о нашем походе рассказали, и поддержали их в стремлении вернуться к нормальному образу жизни, и предложили им, как одну из альтернатив, путешествие, которое предполагает, что ты трудишься, что ты трезвый, что-то постоянно новое узнаешь, постигаешь, имеешь общение с интересными людьми, и так далее.

По диким степям Забайкалья

На следующий день наша группа прибыла к Тулуну, где на окраине города уже ждал нас отец Андрей, настоятель местного храма, вместе с ГАИ и журналистами, ждали мотоциклисты, которые за 400 километров приехали из Иркутска, чтобы нас встретить, и во главе этих мотоциклистов был еще один священник, тоже мотоциклист, отец Марк, настоятель храма Александра Невского в Иркутске. Была торжественная встреча, множество журналистов, народу, мы долго общались, потом отслужили благодарственный молебен в храме, была большая трапеза совместная вместе с байкерами иркутскими, со священниками и прихожанами. И после обеда мы выдвинулись в путь – нам нужно было проехать 400 километров до Иркутска. ГАИ опять же нас торжественно сопровождало по городу, все нам сигналили и приветствовали нас. И еще нужно заметить, что мы ехали под зеленым знаменем, на котором был изображен Александр Невский и написано, что этот поход – ежегодный иркутский байкерский Крестный ход в честь Александра Невского. Они у себя в Иркутске тоже каждый год совершают небольшой Крестный ход под этим флагом и тоже рассказывают об Александре Невском. Вот так мы вместе пытались донести до людей весть про Александра Невского. И такой большой колонной, где было более сорока мотоциклов, мы подъехали к Иркутску, где нас ждали местные мотоциклисты, и еще большей колонной прибыли в храм Александра Невского, к отцу Марку.

Утром следующего дня мы, опять же с отцом Марком, который нас проводил до конца перегона, выдвинулись из Иркутска в Улан-Удэ. И под Улан-Удэ нас встречала группа местных мотоциклистов, в числе которых был священник, уже пожилой отец Александр. Ему 67 лет, батюшка был в черной кожаной одежде и встречал нас на чоппере. Это очень добрый, добродушный, открытый человек.

На границе все спокойно

Утром из Улан-Удэ двинулись в Тяхту. Это древний пограничный город, который основали купцы, через него шла бойкая торговля и с Монголией, и с Китаем до революции. Там два великолепных храма, один, к сожалению, только сейчас начали восстанавливать, другой храм полностью сохраненный, действующий. А еще в этом городе для нас была подготовлена встреча с пограничниками, мы должны были рассказать им про нашего русского воина и защитника Александра Невского. В воинскую часть пошли я, Павел Седой и его супруга Вика (получается, что в нашей группе было три девушки). И там часа полтора была такая теплая встреча. Я рассказал об идее нашего похода, об Александре Невском, Паша рассказал о мотоциклетном движении. Надо отметить, что там больше половины людей были такого монголоидного происхождения, то есть буряты и еще коренные местные жители, поэтому мне приходилось выбирать политкорректные выражения, что сам Александр Невский с татаро-монголами не воевал, но с татаро-монгольским игом встречался. И еще я сказал, что вот если мы сейчас вместе друг с другом здесь находимся, то это как раз плоды дипломатической миссии Александра Невского с монголами, что он заложил будущее нашего евразийства, то есть отношения между Европой и Азией.

И эта встреча помогла нам на следующий день, для такой большой группы практически беспрепятственно, пройти границу. И к вечеру мы прибыли в Улан-Батор, где нас встречал отец Алексий – настоятель единственного пока православного прихода в Монголии, Свято-Троицкого. Местное телевидение снимало репортаж о нашем походе, а потом была встреча с монгольской молодежью, группой ребят, которые занимаются в частной школе, – это такая благотворительная школа искусств, где занимаются ребята, одаренные кто в музыке, кто в живописи, кто в чем-то еще. Но ребята эти либо сироты, либо из очень бедных семей, то есть такие, кто самостоятельно никуда пробиться бы не смог. Вот такая школа там существует, и с ней очень плотно взаимодействует отец Алексий, поддерживает ее и финансово, и духовно. Некоторые ребята, более всего девушки, уже приняли Крещение благодаря стараниям и усердию батюшки. Надо сказать, что лет за пять отец Алексий крестил около сорока монголов. Это очень достойный и серьезный успех батюшки.

А потом мы выдвинулись к главной, скажем так, цели нашего похода – Каракоруму; надо сказать, что асфальт до этого города был последним асфальтом, по которому мы в Монголии проехали. Естественно, что монголы не занимались капитальным строительством, и там от столицы Чингизидов, потомков Чингисхана, ничего не осталось, но на этом месте сейчас находится буддийский монастырь XVI века. И прямо у стен монастыря мы совершили молебен святому благоверному князю Александру Невскому, который как раз здесь в 1248-49-х годах находился. Когда мы совершали молебен, монголы местные весьма удивлялись, увидев православного священника, и не понимали даже, кто это, потому что о Православии практически ничего не знают.

Какая она, пустыня Гоби?

После Каракорума мы выдвинулись в маленький городок, где заканчивается асфальт и начинается бездорожье, которое идет частично по пустыне Гоби. И мы к этому бездорожью готовились.

Очень тяжело нам дался 200-километровый участок по центру пустыни Гоби – кругом пески, скалы, камни, многие ребята часто падали. Но наше путешествие продолжалось. Когда мы подошли к границе, а в общей сложности мы уже прошли 1600 километров по бездорожью, то и мотоциклы находились уже в плачевном состоянии: поношенные, побитые, помятые – многие из нас нападались, но, слава Богу, без серьезных травм обошлось. Удивительно, что за всю дорогу только я ни разу не упал. Я так думаю, что это молитвы наших прихожан и всех моих родных и близких мне помогали – я сам даже очень удивился, потому что обычно в песках люди падают не по разу в день, а я ни разу не упал за все время путешествия, так уж получилось. Может быть, даже кто-то и не понимал, как и почему такое происходит.

Надо сказать, что не все так гладко проходило у нас в походе. Оказалось, что самое тяжелое – это даже не дорога и не техника. Самое тяжелое оказалось – люди. У каждого свой характер, со своими интересами, своими запросами. Кто-то пораньше любит встать, кто-то попозже, кому-то надо три чашки кофе выпить перед тем как ехать, кто-то сразу готов ехать. Поэтому где-то на середине пути, как раз там, где Вика сломала ногу, мы договорились разделиться и ехать по группам. Мы разделились по группам по стилю езды, по заправке мотоциклов, потому что мотоциклы разные – кому-то чаще надо заправляться, кому-то реже. Да и в процессе похода люди уже более-менее определились, кто к кому тянется, так нередко происходит во время длительных походов. И дальше мы уже двигались группами, и более-менее взаимоотношения между людьми выровнялись.

Последние этапы великого пути

Когда мы вернулись на российскую территорию, сразу провели техосмотр машины сопровождения; оказалось, что нужны еще сутки, чтобы ее отремонтировать, там все рессоры полопались оттого, что она груженая шла по бездорожью, по камням, по скалам, и уже мы выбились на пять дней из графика – основой части нашей группы уже пора было на работу. И так получилось, что до Бийска мы прошли вместе, перед Бийском нас встретил батюшка, который служит в местном храме во имя Великомученицы Екатерины. Сростки – старинное село, где родился Василий Шукшин и есть его музей. Нам показали музей, мы посмотрели село, там на высокой горе стоит памятник Шушкину, нам рассказали про него. Посмотрели храм Великомученицы Екатерины, великолепное сооружение, одно из старейших и красивейших в этих местах. К вечеру прибыли в Бийск, где нас ждала молодежь из Молодежного отдела Бийской епархии, и мы с ними тоже очень плотно пообщались. На следующий день была экскурсия в музей Алтайской миссии Бийской епархии, а после этого основная группа выдвинулась домой, потому что люди уже реально опаздывали. Вику со сломанной ногой мы посадили на поезд; «Газель» поехала домой самостоятельно, она, в принципе, нам уже и не нужна была.

А мы с Павлом Седым вдвоем стали заканчивать наш поход. На этом пути первым был Курган, потом мы добрались до Уфы. Нас встретили в храме, на следующий день у нас были встреча в городском детском приюте и пресс-конференция со СМИ по поводу нашего похода. А дальше мы уже выдвинулись в последний пункт – это Городец Нижегородской области. Там, как и запланировано было, мы закончили наш поход. В Городце Александр Невский скончался после своего четвертого путешествия в Золотую Орду в 1263 году. На месте его кончины нас встречал игумен Августин, наместник монастыря в честь Феодоровской Иконы Божией Матери, – оттуда как раз и пошла икона Божией Матери «Феодоровская», покровительница Дома Романовых. Он очень много нам рассказал о монастыре, там мы совершили благодарственный молебен, нас накормили. И все – поход был закончен. А мы с Пашей еще два дня добирались до дома.

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

 
События

Протоиерей Всеволод Чаплин: В России начали пропагандировать легализацию педофилии

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». В эфире телеканала «Союз» протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал начавшуюся кампанию по пропаганде легализации педофилии. – Дорогие братья и сестры, дорогие друзья — здравствуйте.

 
Духовное наследие

Что нам делать? Как противостоять плотским страстям и похотям?

Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадского

Екатеринбург, 4 октября, «Информационное агентство Екатеринбургской епархии». Имей, христианин, достаточно мужества и духу – отвергнуться себя (ср.: Мф. 16, 24), то есть своего сердца, своего растленного ума и своей воли или своего характера грешного. Но ты знаешь, кого отвергнешься

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс