Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (635) → «Святая Россия не может погибнуть»

«Святая Россия не может погибнуть»

№26 (635) / 4 июля ‘11

Алапаевск

По велению сердца

Великая княгиня Елисавета Феодоровна родилась 20 октября 1864 года. Она была дочерью Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. С потерей матери у 14-летней Елисаветы закончилась пора детства.

По воспоминаниям современников, прекрасная наружность Елисаветы вполне соответствовала ее духовным качествам. Главными отличительными ее свойствами были религиозность и любовь к ближним.

Полагают, что еще в ранней юности принцесса Елисавета отдала свое сердце Великому князю Сергею Александровичу, сыну императора Александра II. 3 июня 1884 года в Петербурге, в Большой церкви Зимнего дворца состоялось Венчание Великого князя Сергея Александровича и Великой княгини Елисаветы Феодоровны по православному обряду, а затем в одной из гостиных дворца – Венчание по протестантскому обряду (выходя замуж, Елисавета Феодоровна оставалась протестанткой).

В Ильинском, подмосковном имении Великого князя на Москве-реке, Елисавета Феодоровна вела простую деревенскую жизнь, много помогала окрестным крестьянам. Для них супруги построили больницу, в которой часто совершалось и крещение новорожденных, причем восприемниками бывали Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна.

Постепенно Елисавета Феодоровна все более и более внутренне сближалась с Россией и Православием.

В октябре 1888 года Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна по поручению императора Александра III побывали в Палестине на освящении великолепного храма Святой Марии Магдалины, построенного в Гефсимании.

Вернувшись со Святой Земли, полная неизгладимых впечатлений, Елисавета Феодоровна решила перейти в Православие. В субботу под Вербное воскресенье, 13 апреля 1891 года, совершился переход Великой княгини Елисаветы в Православие. Теперь она с полным правом могла сказать своему супругу, да и каждому православному русскому человеку, словами моавитянки Руфи: «Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом» (Руфь 1, 16).

Переходя в Православие, Великая княгиня не захотела расстаться со своим именем, а только избрала себе новую Небесную покровительницу – святую праведную Елисавету, мать Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, память которой Православная Церковь празднует 18 сентября.

Трагическая потеря

В 1891 году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором в Москву. Здесь во всей широте развернулась благотворительная деятельность Елисаветы Феодоровны. Жители Москвы очень скоро оценили ее доброту, и Великая княгиня снискала у них искреннюю любовь.

C началом трагической для России русско-японской войны 1904-1905 годов Елисавета Феодоровна, уже имевшая большой опыт благотворительности, немедленно начала активную деятельность в помощь фронту. Она сформировала несколько прекрасно оборудованных санитарных поездов, устраивала в Москве госпитали для принятия раненых. Не забывала она и о духовных нуждах русских людей, посылала в армию походные церкви, снабжала их всем необходимым для совершения богослужений.

5 февраля 1905 года в Кремле террорист Иван Каляев бросил в Великого князя Сергея Александровича бомбу, разорвавшую его на части. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа. В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.


Напольная школа

20 мая 1918 года в г. Алапаевск по особому распоряжению Уральского совдепа были привезены Великие князья, представители Российского Императорского Дома: Великий князь Сергей Михайлович, Великая княгиня Елисавета Феодоровна. Князья Императорской крови (сыновья Великого князя Константина Константиновича) Иоанн, Константин, Игорь, князь Владимир Павлович Палей (сын Великого князя Павла Александровича). Узников поместили в здании Напольной школы (бывшей церковно-приходской), расположенной на окраине города. Поздней ночью на 18 июля 1918 года узников отсюда повезли к заброшенной шахте, куда их сбросили живыми и забросали гранатами.

В здании Напольной школы 18 июля 2003 года открыта Мемориальная комната святой преподобномученицы Елисаветы. Она располагается именно в той комнате, где Великая княгиня провела последние дни земной жизни.


Обитель милосердия

Пережив страшное потрясение, Елисавета Феодоровна еще глубже ушла в молитву, с еще большим усердием предалась благотворительности.

Елисавета Феодоровна купила в Москве, на Большой Ордынке, усадьбу с четырьмя домами и обширным садом. Здесь она решила создать обитель в честь святых Марфы и Марии. Кроме храма в обители были созданы больница, аптека, приют. Вокруг зданий Елисавета Феодоровна устроила прекрасный сад.

Марфо-Мариинская обитель начала свою деятельность 10 февраля 1909 года. При открытии обители в ней было всего шесть сестер, в течение года число их увеличилось до тридцати, а к 1914 году достигло ста.

9 апреля 1910 года в соответствии с разработанным Святейшим Синодом чином епископ Трифон (Туркестанов) посвятил в звание крестовых сестер любви и милосердия 17 сестер обители во главе с Великой княгиней Елисаветой.

Ведя строгую подвижническую жизнь, Елисавета Феодоровна не требовала того же от своих сестер. Она заботилась о том, чтобы они имели хороший стол и достаточное время для сна. Сама же она спала не более трех часов в сутки, на жесткой постели, в пищу употребляла немного овощей и молока, строго соблюдала посты. По ночам долго молилась, потом обходила больничные палаты. Все самые трудные обязанности настоятельница брала на себя – ухаживала за безнадежными больными, часто проводила с ними всю ночь, ассистировала при операциях. Как говорила она сама, делить свое горе – значит уменьшить его, а делить свою радость – значит ее увеличить.

В Марфо-Мариинской обители усердием настоятельницы было сооружено несколько храмов: в честь святых жен Марфы и Марии, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1914 году под этим храмом была построена церковь-усыпальница сестер в честь Небесных Сил и Всех Святых. Елисавета Феодоровна думала, что там будет почивать и ее тело после кончины. Там она часто предавалась молитве.

Особенно большую помощь получали от нее бедные приходы и обители. Благоговейно почитая преподобного Серафима Саровского, Великая княгиня Елисавета неоднократно ездила в Саров помолиться у мощей угодника Божия. Ездила она также в Псков, Киев, Оптину Пустынь, бывала и в самых маленьких монастырях в отдаленных местах России, где общалась со многими русскими иноками-подвижниками. Унаследовав от своего покойного супруга председательство в Палестинском обществе, Елисавета Феодоровна проявляла особую заботу о русских паломниках, направлявшихся в Святую Землю.

По инициативе Елисаветы Феодоровны в Италии, в Бари, был приобретен большой участок земли, где было начато строительство храма и подворья.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Бывая в госпиталях, настоятельница Марфо-Мариинской обители навещала раненых. Как христианка, она оказывала милосердие и неприятельским солдатам. По Москве стали распространяться дикие вымыслы о Марфо-Мариинской обители как о центре немецкого шпионажа. Понимая, что военные неудачи не могли не отразиться на обывательских настроениях, Елисавета Феодоровна старалась найти оправдание людям. «Они все очень устали. Народ – дитя, – говорила она кротко, – он не повинен в настоящем. Он введен в заблуждение врагами России».

Однажды осенью 1916 года у ворот обители собралась разъяренная толпа, возбужденная слухами. «Немку долой! Выдавайте шпиона!» – в окна полетели камни. Когда толпа стала ломиться в ворота обители, они распахнулись и перед всеми предстала – совершенно одна! – матушка настоятельница. Она предложила осмотреть все помещения, убедиться, что в обители нет шпионов, и не беспокоить шумом больных.

«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».


Из письма Елисаветы Феодоровны

«Да будет воля Твоя!»

На неоднократные предложения дипломатов иностранных держав покинуть Россию в это смутное и опасное время она отвечала, что хотя и предвидит наступление страшных времен, но разделит судьбу принявшей ее страны.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей Царской Семье.

В ее письме того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день Святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С настоятельницей поехали две сестры – келейница Варвара (Яковлева) и Екатерина (Янышева).


Монастырь в честь Новомучеников Российских

Мужской монастырь в честь Новомучеников Российских в Алапаевске основан на месте, где в ночь на 18 июля 1918 года были живыми сброшены в шахту Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова, инокиня Варвара, Великий князь Сергей Михайлович, князья Императорского Дома Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Великого князя Феодор Ремез.


Новые мученики

Их привезли в город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

18 июля, когда Православная Церковь празднует память преподобного Сергия Радонежского (день ангела покойного супруга Елисаветы Феодоровны Великого князя Сергея Александровича), Елисавету Феодоровну с инокиней Варварой (Яковлевой) разбудили ночью и повезли по дороге в направлении деревни Синячихи. Вместе с ними на нескольких повозках везли членов Императорской фамилии: Великого князя Сергея Михайловича с секретарем Феодором Ремезом, сыновей Великого князя Константина Константиновича Иоанна, Константина и Игоря, князя Владимира Палея. Примерно в 18 километрах от Алапаевска, недалеко от дороги, находился заброшенный рудник. Одну из шахт рудника, Нижнюю Селимскую, палачи избрали для осуществления своего зверского замысла. Шахта имела в глубину около шестидесяти метров, бревенчатые стены ее полусгнили, внизу стояла вода.

Избивая прикладами невинных жертв, палачи стали сбрасывать их в шахту, обрекая на медленную ужасную смерть. Оказавшийся вблизи шахты местный крестьянин видел это.

Первой столкнули в зияющий провал Великую княгиню Елисавету. Осеняя себя крестным знамением, она громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!». Остальных мучеников, кроме Великого князя Сергея Михайловича, боровшегося с палачами и убитого выстрелом в голову, также столкнули в шахту живыми.

Когда сбросили всех, палачи стали бросать в шахту ручные гранаты. Однако, как показали последующие раскопки, кроме Феодора Ремеза, остальные мученики умирали, по-видимому, медленной смертью от жажды, ранений и голода.

Великая княгиня-инокиня Елисавета упала не на дно шахты, а на выступ, находившийся на глубине около 15 метров. С нею рядом при раскопках нашли князя Иоанна с перевязанной головой – мученица Елисавета, сама сильно израненная, сделала ему в темноте повязку из своего апостольника.

Крестьянин, случайный свидетель, слышал, как из глубины шахты раздалась Херувимская песнь. Ее пели новые мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала Александра Васильевича Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елисаветы Феодоровны осталось нетленным. На груди Елисаветы Феодоровны была найдена икона Спасителя. На оборотной стороне иконы была надпись «Вербная суббота, 13 апреля 1891 г.». Это дата перехода Великой княгини Елисаветы Феодоровны в Православие.

При отступлении Белой армии гробы с мощами преподобномучениц в 1920 году были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме Равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

Деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1992 году преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара были канонизированы в лике святых для общецерковного почитания.

Память им совершается в день мученической кончины 18 июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

 
Епархия

Брянская и Севская епархия

Немного историиВ связи с разгромом татарами южной Руси, с 1246 года некоторое время в Брянске имела свое пребывание старая Черниговская кафедра. В сказании об исцелении князя Романа Михайловича от Свенской (Печерской) иконы Божией Матери в 1288 году упоминается бывший с князем в Брянске епископ

 
Люди церкви

Любовь Родионова: «Благодарю Бога, что сердце мое не ожесточил»

Беседа с Любовью Васильевной Родионовой в эфире телеканала «Союз» «Принеси жертву богам, если желаешь сохранить жизнь свою». Но святой отвечал: «Смерть за Христа есть великое приобретение для меня».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс